Дата публикации: 19.12.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 51 (107) |
Серия залоговых аукционов должна была явиться финальным
аккордом 1995-го хозяйственного года. По замыслу, этот аккорд
должен был символизировать торжество политики либеральной
стабилизации. Но прозвучал он так странно, тяжело и двусмысленно,
поставил всех в столь неловкое положение, что торжественный финал
явно не удался.
Год назад, когда правительство разрабатывало планы
стремительной приватизации более 7 тысяч предприятий в надежде
получить от нее в конце года необходимые средства для борьбы с
инфляцией, для этого был выбран путь проведения залоговых
аукционов. В первые месяцы 1995 года консорциум из девяти банков
предложил правительству РФ отдать ему в залог пакеты
государственных долей акций наиболее прибыльных российских
предприятий, взамен обязуясь кредитовать дефицит госбюджета на 9
трлн.рублей.
Важно отметить, что в то время основные свои надежды
правительство возлагало не на отечественные банки, а на приход
иностранного капитала именно этой задаче были в первую очередь
подчинена жесткая денежно-бюджетная стабилизационная политика.
Побочным результатом этой политики явился банковский кризис,
обнаживший скудость отечественных денежных ресурсов, которые были
немедленно втянуты в бюджет через рынок государственных долговых
обязательств. Вожделенный же выход на западный рынок капитала для
правительства и ЦБ по независящим от них экономико-политическим
условиям так и не состоялся. В результате Правительство было
вынужденно пуститься в осенние распродажи, не имея никаких
возможностей для маневра.
Большинство продаваемых предприятий быстро поняли суть
разворачивающейся интриги и начали оказывать пусть не всегда
юридически безупречное, но успешное противодействие аукционной
приватизации. Под давлением производственников и их лобби
правительство было вынуждено пойти на уступки и принять
дополнительные требования к залоговым аукционам: оплата
покупателем бюджетных долгов предприятий, сокращение продаваемых
долей госпакетов акций, откладывание аукционов на 2-3 месяца.
Одним из последних условий стало неучастие в аукционах иностранных
фирм в любом качестве, что привело к аннулированию результатов
сделки по акциям "НАФТА-Москва", поскольку приобретшая их фирма
"Евроресурс" использовала в качестве банка-гаранта один из
японских банков.
В аукционной борьбе уже определились наиболее значимые
российские финансовые корпоративные структуры. Это союз
Госкомимущества, Федерального фонда имущества и ОНЭКСИМбанка,
"связка" банка "Менатеп" с Минфином, а также группа из
"Инкомбанка", "Альфа-банка" и "Российского кредита". Три последних
банка, явно отставшие от поезда, выступили с резкой критикой
правил проведения залоговых аукционов и "привилегированного
положения их организаторов" и подняли кампанию в прессе против
Госкомимущества и президента "Менатепа" М.Ходорковского с прямыми
обвинениями в сговоре, в результате которого "Менатеп" и стоящий в
его тени консорциум получили за бесценок 78% акций ЮКОСа самой
перспективной нефтяной компании России.
Сговор, разумеется, имел место, да это теперь и не скрывается.
Правительство, потерявшее надежду на иностранный капитал,
вынуждено было пожертвовать бюджетными интересами и пойти по пути
выстраивания финансово-производственных структур через фактически
подчинененные ему уполномоченные банки. Это в сложившихся условиях
единственный для него способ инициировать хотя бы минимальный
инвестиционный процесс в следующем году.
По существу, в рамках коридора возможностей, который задает
стратегия модернизации, такой результат надо считать закономерным
и позитивным. Да, он не подходит для финального аккорда, но зато
можно говорить о неловкой увертюре к давно назревшему (вновь
повторим, в рамках общей стратегии!) повороту от монетарной
экономической политики к институциональной, как-бы дающей какую-то
надежду для российской экономики. Надежду, впрочем, мягко говоря,
слишком слабую. В условиях межкорпоративной драки небогатых
российских кредиторов правительства становится ясно, что при любых
законодательных запретах за большинством отечественных
"инвесторов" будут стоять интересы крупных зарубежных
транснациональных структур. В этом случае "гурманничать"
поступающими на рынок "лакомыми кусками" госсобственности после
проедания правительством залоговых сумм будут вовсе не
российские "демидовы" и "третьяковы". Единственный шанс (вновь
подчеркнем, очень слабый!) для российских "демидовых" экономически
состояться это прекратить междуусобицы и активно искать
возможности МЕЖКОРПОРАТИВНОГО ДОГОВОРА. И, конечно же, реализация
этого шанса будет решающим образом зависеть от правительственной
политики, от того, в чьи руки в ближайшие год-два попадет
дирижерская палочка.
|