Сергей Кургинян
КРИЗИС И ДРУГИЕ
Метафизическая подоплека
"бахтианства-раблезианства"... В 1978 году Лосев вскользь упомянул "сатанизм"...
"Застойная идеологическая рамка" не дала ему развернуться? Но почему Аверинцев
в 1988 году эту подоплеку не обсуждает? Ныне здравствующие блестящие
гуманитарии так отвечают на мое "почему": "Есть
рамки профессии. Выйдя за них, мы рискуем академической репутацией. И толку-то?
Несведущему человеку, охочему до знания, надо "разжевать и в рот положить"?
Если такой охочий, пусть сам разгадывает культурную тайнопись!"
Тайнопись...
В своих заметках о Н.Гумилеве ("Самый
непрочитанный поэт", "Новый мир", # 5, 1990) Ахматова (кому, как не ей, верить
в вопросе о Гумилеве?) отрекомендовывала супруга как визионера и пророка, чья
поэзия проникнута тайнописью.
Открываем "Путешествие в Китай" и читаем:
"Праздником
будут те недели,
Что
проведем на корабле...
Ты
ли не опытен в пьяном деле,
Вечно
румяный, мэтр Рабле?
<...>
Будь
капитаном. Просим! Просим!
Вместо
весла вручаем жердь...
Только
в Китае мы якорь бросим,
Хоть
на пути и встретим смерть!"
Возможны две гипотезы. #1 жизнелюбивый
наивный юноша запал на жизнелюбивость Рабле. #2 юный ученик признал в Рабле
метафизического учителя.
В пользу #1 говорит молодость Гумилева. В
пользу #2 то, что Рабле вызывающе антиромантичен в своей вульгарной
жизнелюбивости. Это должно бы было оттолкнуть от него восторженного романтика.
К услугам которого множество других (столь же жизнелюбивых, но менее
антиромантичных) кандидатов на "капитанство". Что же касается молодости... А
разве молодость Байрона или Лермонтова исключает то, что их поэзия проникнута
тайнописью?
Гумилев, учась в Сорбонне с 1906 по 1908
год, слушал лекции по старинной французской словесности, занимался
средневековыми хрониками, рыцарскими романами и оккультизмом.
Из книги Л.Гортунга ("Неизвестный портрет
Гумилева", М., 1996) узнаем, что Гумилев в рассматриваемый период "много читал Элифаса Леви и даже пытался
испробовать на себе его каббалистические рекомендации". Есть и другие
свидетельства особого увлечения Гумилева именно оккультизмом Леви. Установив
это, движемся дальше.
Для Элифаса Леви Рабле величайший маг,
один из немногочисленных "Истинных
адептов" (Eliphas Levi,
Transcendental Magic:
Its Doctrine and Ritual, L., 1896, p. 310, 344).
Цепочка "Гумилев Леви Рабле" налицо.
Гумилев "запал" не на брутальность Рабле, а на его метафизику. А тут еще и
подчеркиваемая поэтом особая опытность "капитана Рабле" в "пьяном деле".
Николай Степанович никак не поручик Ржевский, правда?
Оракул Бутылки у Рабле, его Священная
Бутылка Гермеса-Трисмегиста... Сие неизымаемо из традиции сакрального пьянства, в
котором, по словам Гумилева, особо "силен" Рабле как метафизический "капитан".
В написанном позднее манифесте "Наследие
символизма и акмеизм" Гумилев опять говорит о Рабле как "мэтре" (одном из
столпов акмеизма). В статье о другом столпе акмеизма Теофиле Готье Гумилев
обсуждает безудержное раблезианское веселье. Налицо прямая параллель с
Бахтиным. С его раблезианской "смеховой культурой". Рабле для Гумилева не
увлечение молодости и не дань обычному жизнелюбию.
Скажут: "Мало ли в какие "метафизические
тяжкие" пускались поэты вообще, а уж декаденты в особенности!"
Согласен. Но предлагаю, тем не менее,
приглядеться и к определенным эксцессам этого самого декаданса. И к
человеческим судьбам, как бы вращающимся вокруг подобных "эксцессов".
М.Бахтин встречался с Н.Гумилевым и
А.Ахматовой на заседаниях Религиозно-философского общества (см. сборник "Анна
Ахматова в записях Дувакина")... Цепочку "Религиозно-философское общество
кружок МейераБахтина" мы уже рассмотрели. Что еще надо рассмотреть? То, как
гумилевский акмеизм плавно перетекает в так называемый "адамизм" ("учение о
новой земле и новом Адаме")? То, как Религиозно-философское общество (в работе
которого участвовал М.Бахтин) плавно перетекает в так называемую "новую
церковь"? То, как кружок "Воскресенье" (в который входил М.Бахтин) опять же в
эту "новую церковь" плавно перетекает?
"Новая церковь"... В ней в ночь с 24 на 25
декабря 1901 года совершили действо "причащения" Мережковский, Гиппиус и
Философов. К построению этой церкви "троебратство" привлекало и В.
Розанова, и Н. Бердяева, и много кого.
"Новую" церковь создают тогда, когда
старая не устраивает. Чем? Мережковский и Ко настаивали на ИСЧЕРПАННОСТИ
исторического христианства. Неспособного, в отличие от их "новой церкви",
"преодолевать волей (прошу читателя запомнить, что волей! С.К.) вялость души"
и исповедовать метафизический эгоизм ("Но люблю я себя, как Бога...").
Итак, в 1906 1908 годах Гумилев
"раблеизируется" в Париже на основе идей Леви. А Гиппиус и Мережковский (опять
же в 1906 1908 годах!), особо сближаясь с Борисом Савинковым, превращают свою
"новую церковь" в инструмент савинковской политики.
Ключевая проблема для такого политика, как
Савинков, народ. "Ты проснешься ль, исполненный сил"... С точки зрения
марксистов (как обычных, так и специфических, каковыми явно были большевики),
разбудить народ можно, лишь привнеся в сознание его пролетарского авангарда
идею. Но Савинков не на пролетарский авангард, а на крестьянский арьергард
ставку делал. И не на идею, а на темную, хтоническую энергию, таящуюся в этой
архаической якобы безыдейной и антиидеальной душе. Как получить доступ к
темной хтонической энергии? К тому, что Элифас Леви, как и другие поклонники
метафизики Рабле, именовали и "тайной беззакония", и "тайной Низости", и "зовом
Бездны", и мало ли еще как!
"Новая церковь" нужна была Савинкову для
получения доступа к этой энергии. Он потому и начал строить с "новой церковью"
отношения, что распознал в ней "церковь Беззакония", "церковь Низа".
Распознавши же, восхитился. А Блок (не чуждый "музыке Революции",
метафизической хилиастической страсти), распознав в "новой церкви" то же, что и
Савинков, ужаснулся. И написал Гиппиус по поводу предлагаемой в ее "новой
церкви" лестницы: "...Еще не поднявшись на
высшую ступень, мы увидим одну только пропасть, отразим в себе только ее
правду". (Собр. соч., М.; Л., 1963, т. 8, стр. 38).
Почему наши "искоренители хилиазма"
(П.Гайденко, к примеру) не хотят обсуждать метафизическую суть конфликта между
Блоком и четою Гиппиус Мережковский, проповедующей "новую церковь"? Потому
что такое обсуждение неизбежно выведет на многое. И на суть столь же
метафизического конфликта между большевиками (которых поддержал Блок) и
Савинковым (которого поддержали "новоцерковники"). И на разницу между хилиазмом
подлинным (блоковским) и хилиазмом, глубочайше извращенным, вывернутым
наизнанку ("новоцерковным").
Для подлинного хилиазма народная душа (она
же София) двулика. Уповают подлинные хилиасты на светлый лик этой души. С
его помощью они хотят спасти гибнущий мир. В извращенном же
(карнавально-смеховом) хилиазме светлый лик изгоняют. А темный используют для
окончательного погубления мира. "Бахтианство-раблезианство", "новая церковь"
это карнавально-смеховой, извращенный "до наоборот" хилиазм. Его-то и хотят
наши искоренители хилиазма приравнять к хилиазму как таковому. "Зачем?"
спросите вы. Потому что очень хочется за счет такого приравнивания скомпрометировать
революцию. И Историю.
Оговорив это, проанализируем интересующее
нас "бахтианство-раблезианство" с психологической (и даже психоаналитической)
точки зрения.
Народ это историко-культурная личность.
Личность это триединство: "сверх-Я", "Я" и "Оно". Демонтаж
историко-культурной личности (то есть народа) требует осуществления четырех
операций.
Операция #1 разрыв связи между "Я" и
"сверх-Я". Уже обсужденный нами "вечный смех" реализует этот разрыв, ставя
человека лицом к лицу с коллизией метафизического абсурда. Губительность этой
коллизии для сверхсознания подробно обсуждается и экзистенциалистами, и
ницшеанцами, и постмодернистами.
Операция #2 расщепление "Я", то есть
шизофренизация. Как индивидуальная (шизофреник слышит голоса, ведет с ними
"полифоническую беседу"), так и коллективная. Благотворное, по мнению Бахтина,
расщепление Смысла на голоса это технология шизофренизации "Я". Отсюда
особый интерес Бахтина к Достоевскому, чьи герои всегда на грани шизофрении, а
зачастую за этой гранью.
Операция #3 препарирование "Оно",
активизация его темной ипостаси и подавление светлой. Это ноу-хау "мэтра
Рабле", его магия "Низости" и "Низа". Дезориентированное сознание нуждается в
наркотике потребления. Севший на эту иглу становится "прорвой". Нам ли не
знать, что это такое?
Операция #4 натравливание темной
ипостаси "Оно" на "Я", которое уже расщеплено и лишено поддержки "сверх-Я". Сие
и есть "перестройка".
Легко осудить демонтаж народа. Намного
труднее выявить слагаемые демонтажа. И совсем трудно, выявив эти слагаемые и
вглядевшись в них, признать, что для демонтажа народа была применена "магия
Рабле". Которую Бахтин и разобрал до тонкостей и восславил. Признать, что в
основе демонтажа этот самый Бахтин с его "смеховой культурой". Признать
неразрывность и несомненность связки "Бахтин Кожинов". И спросить себя: "Кто
же дал мне посох во тьме? И зачем?"
Совершенно не собираюсь сыпать соль на
чьи-то раны. Всего лишь обращаю внимание, что на этапе перестройки-1 "русский
орден", как мы знаем, был лишь вспомогательным инструментом в руках либералов,
на свой лад "бахтинизировавших-раблеизировавших" СССР. Но на этапе
перестройки-2 этот орден из вспомогательного инструмента должен стать главным.
И уже на иной, "русский", лад "бахтинизировать-раблеизировать" РФ. "Русский
орден" ужасающе немощен. Понимая это, иноземные кураторы шлют ему на подмогу
своих посланцев (Белковского сотоварищи). Как могут, укрепляют немощного
беднягу. Чтоб ненароком не окочурился посреди оргии, сотворить которую ему
вменено в обязанность.
А что если замыслена всемирная оргия "а-ля
Рабле", чьим прологом (и лишь прологом) является общество потребления? Что если
потребительский невроз, сооруженный в ходе осуществленного у нас "демонтажа
народа", есть лишь начало чего-то большего? Что если грядут иные "демонтажи"?
Какие? Чего?
Для ответа на этот вопрос предлагаю к
рассмотрению один крайне поучительный текст. Автор которого заявляет: "Дух дышит, где хочет, и гностический дар
великих философов и мистиков был дар боговдохновенный".
А кто доказал, что боговдохновенный? Автор
текста всего лишь философ по фамилии Бердяев. Как он может отличить дар от
искуса? Между тем, он в "различении духов"
идет дальше, утверждая, что "гностический
дар не прямо пропорционален ступеням святости".
Гностический дар... Дар святости... Два дара
"не пропорциональны" друг другу... Сергий Радонежский наделен даром святости...
А Яков Бёме гностическим даром... Вопрос о сопоставлении даров, согласитесь,
напрашивается. Тем более что сам автор начинает сопоставлять, утверждая, что "у Я.Бёме был больший гностический дар, чем
у святых. Это дар особый". Больший... Меньший... Не это главное. Главное чей!
А вот чей: "Глубоким представляется учение Мейстера Экхарта о Перво-Божестве,
которое глубже и изначальнее Бога". Уразумели? Инстанция, одаривающая
гностика, "глубже и изначальнее" инстанции, одаривающей святого. Ибо гностика
одаривает Перво-Божество. А святого какая-то там, прошу прощения, Троица.
Бердяев так именно о Троице и пишет: "В
Перво-Божестве, которое выше всех Лиц Троицы и связанной с ним диалектики,
предвечно и абсолютно преодолевается всякая антиномичность, по отношению к Нему
исчезает даже сам вопрос о бытии и небытии".
А вы-то, наверное, полагали, что
антиномичность преодолевается в Боге! Это, знаете ли, только "обычное сознание соединяет Перво-Божество с
Богом Отцом, но ведь Бог Отец есть одно из лиц мистической диалектики, есть
действующее лицо религиозной драмы, а Перво-Божество лежит под и над этой
диалектикой, не участвует в драме в качестве лица. Перво-Божество есть
Сверх-Сущее".
Усвоили, что Перво-Божество лежит не
только "над" диалектикой Троицы, но и "под" нею? Восхитились? Чем? Ну, хотя бы
поразительной внятностью приведенного отрывка из "Философии свободы" Бердяева.
Вообще-то гностицизм чурается такой внятности. Она присутствует или у ранних
гностиков (Василида, Валентина), или у нацистских мистиков (Мигеля Серрано).
Только и те, и другие к свободе не апеллировали. А тут вот и свобода... и
гностицизм...
О какой свободе идет речь? О свободе от
христианства? Которое исторически исчерпало себя, ибо не смогло отличить
Относительное от Абсолютного, то бишь Троицу от Сверх-Сущего? Теперь придет
клир-освободитель, способный к подобному различению. Он создаст "новую
церковь". В ней народ станет молиться Сверх-Сущему, то есть Великой Тьме, и
искать в себе частицу оной.
Это будет хилиастическая церковь?
Пожалуйста, не вешайте лапшу на уши! Ваша "новая церковь" церковь Низа. Такая
церковь не взыскует земного Рая! Ее таинство вечный смех, творящий не Рай, а
Ад. "Новоцерковники" предлагают стереть грань между Раем и Адом? Что ж, тогда и
впрямь сотрется грань между гностицизмом и хилиазмом! Но грани-то стирают для
усугубления дурдома. А если дурдом надо преодолевать то грани
восстанавливают. Ровно этим, между прочим, и занимался Конфуций, исправляющий
имена.
Хилиазм... Гностицизм... Сатанизм... Это всё
имена! Сатанизм, к примеру, поклоняется вторичной сущности сотворенному Богом
падшему ангелу. А гностицизм Сверх-Сущности поклоняется! То бишь предвечной
Великой Тьме (той, что "НАД бездной").
Теперь о соотношениях этой
Сверх-Сущности с Богом. Гностик, идущий до конца, уверен в том, что Бог
авраамических религий это мелкий демиург Ялдабаоф, сотворивший злой мир
(концентрационную Вселенную). Такой гностик, поклоняясь Сверх-Сущности (или
Великой Тьме), проклинает все гуртом Бога (Ялдабаофа), дарованную Богом
жизнь. А восхваляет Великую Тьму и Смерть. В чем и состоит, к примеру, смысл
фалангистского приветствия "Да здравствует Смерть!"
Но что там фалангисты!
В конце 1966-го и начале 1967 года в
журнале "Москва" публикуется роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Кстати,
журнал "Москва" ну уж никак не вотчина "еврейской либеральной партии",
волнующей Байгушева и Ко! Но
это именно "кстати", и не более того. Главное же в другом. В том, что
власть в руках антихрущевской коалиции, в которой и идеологом, и политическим
тяжеловесом является М.Суслов. Ю.Андропов в рассматриваемый период легковес,
один из секретарей ЦК. Мог ли антисоветский роман Булгакова быть напечатан в
1966-1967 году без санкции Суслова? Не мог!
Если бы антихрущевский субъект, и Суслов
как его идеолог, были кондово-советскими, то напечатание таким субъектом
(нацеленным на "закручивание гаек"!) ЯВНО антисоветского романа было бы
необъяснимо.
Если бы этот субъект был, как утверждает
тот же Байгушев, не только антисемитским, но и православно-белым (аж
"исихастским"!), то напечатание подобным субъектом произведения, которое еще
более антихристианское, нежели антисоветское, было бы столь же необъяснимо.
Объяснимым это напечатание является только
в одном случае если антихрущевский субъект был гностическим. И потому
напечатал гностический (ведь гностический же!) роман "Мастер и Маргарита"!
Напечатал он этот роман как свой метафизический манифест для посвященных!
Послал нужные мессиджи нужным гражданам и структурам! Как нашим, так и
зарубежным.
Что? Антихрущевский субъект был не только
гностическим, но и антилиберальным, антисемитским, антисоветским? Не спорю! Но
хотят ли наши православные белые (сколь угодно при этом антилиберальные и
антисемитские) патриоты принять в качестве символа своей политической и
метафизической веры вышеприведенные строки Бердяева? А также "новую церковь"
Гиппиус Мережковского? А также Рабле в качестве "капитана" на своем
"корабле"? А также раблезианство-бахтианство, как компас? Вот ключевой
политический (и метафизический, и экзистенциальный) вопрос!
На такие вопросы не отвечают уклончиво.
Лосев и Аверинцев ответили прямо: "Нет!" А что отвечают поклонники Бахтина,
Рабле, Кожинова? Они лепечут об исихазме! При чем тут исихазм? Предложите своим
православным соотечественникам без всяких обиняков перейти в гностическую
церковь! (Как будет показано католическую). Со всеми вытекающими (см. выше).
Поклеп? Помилуйте! О своей гностической
вере говорили в узких кругах очень высокопоставленные (куда там Андропову!)
участники антихрущевского пула. Но сие есть мой "недоказуемый сон". Ну, сон и
сон. А вот вам явь. Такая что дальше некуда.
Воспеваемое Рабле "антиаббатство" не
случайно называется Телемским. Телема (от греч. Θέλημα) это не просто "воля". Эстафету
раннехристианской гностической Телемы принимает Ренессанс. В "Гипнертомахии
Полифила" (одном из выдающихся герметических произведений, датируемом 1499 годом)
существует персонаж по имени "Телемиа". Он символизирует волю или желание
человека. Понимание воли (или желания) в этом трактате точь-в-точь такое же,
как в раннехристианской гностической литературе. Автором трактата являлся
доминиканский монах Франческо Колонна. От него-то и принял эстафету Телемы
Франсуа Рабле.
А от Рабле ее приняли многие! Сначала
сэр Фрэнсис Дэшвуд, лорд Деспенсер (1708-1781). Дэшвуд создал клуб телемитов,
поклонников Рабле. Телемиты отправляли свой культ в храме "новой церкви". Ничего
не напоминает?
Кто-то говорит, что там поклонялись
Дионису, а кто-то что Великой богине (то бишь Великой Тьме). Ну да ладно...
Блюдя краткость, я лишь упоминаю роман
У.Безанта и Дж.Райса "Монахи Телемы" (1878 год), утопический роман С.Р.Эшби
"Здание Телемы" (1910 год). И перехожу к Алистеру Кроули.
Этот известный оккультист, писатель,
общественный деятель и разведчик считал Рабле своим святым и "Великим
мастером" ("Нашим мастером"). Закон Телемы "святая святых" учения Кроули.
Этот Закон взят учеником у Учителя. Ученик Кроули. Учитель Рабле.
Кроули включил Рабле в пантеон своей
Адской церкви, она же "Гностическая Католическая Церковь"! Ликуй,
православный белый русист, присягнувший "русскому ордену"! Тебе уготовано
воистину стопроцентно православное (антилиберальное, антисоветское,
антисемитское) будущее!
В "Antecedents of Thelema" Кроули пишет: "Рабле сформировал сущность Закона Телемы, почти точно так же, как их
понимал сам мастер Терион". Мастер Терион это Кроули. Шедевр же Рабле,
как полагает Кроули, это "откровение Айваса", дарованное Рабле. Айвас это
"мистический посланец", продиктовавший Кроули в Египте в 1904 году "Книгу
Закона" учение Телемы.
Согласно этому учению, главным божеством
является Нюит ночное небо, изогнувшееся над землей. Это божество строго
тождественно Великой Тьме, как Сверх-Сущему. Опускаю божества промежуточные, и
перехожу к Бабалон Багряной Жене, богине Низа (удовольствий, сексуального
возбуждения). Кроули говорит о себе как о "звере 666", оседланном Бабалон.
Восхваляемый Бахтиным Рабле, согласитесь,
малопригоден для православного консервативного жизнеустроительства. А вот для
Бабалон в самый раз. Так ведь?
Создав культ Телемы имени РаблеБабалон,
"зверь 666" завоевывает позиции в разного рода параполитических структурах
"Золотой заре", "Серебряной звезде", "Ордене тамплиеров Востока" и так далее.
В 1902 году "зверь 666" знакомится с
Сомерсетом Моэмом блестящим писателем и очень крупным разведчиком. Позже Моэм
изобразит Кроули в одном из своих ранних романов "Маг" под именем Оливера
Хаддо. Моэм очень много работал в России. Тандем "Моэм Кроули" это даже не
альянс "новой церкви" с Савинковым. Это намного круче!
Ведь Моэм не кустарь-одиночка! Он
работает по заданию высшей британской разведки. Которая не чета другим
разведкам мира! Высшая британская имперская разведка вполне способна сопрягать
политику и метафизику. Как же она их сопрягает?
Утверждается (как Кроули, так и многими
другими), что наступает "Эон Гора". Он же Эпоха Водолея.
Новый Эон новая религия. Хошь не хошь
меняй историческое христианство на "новую церковь" (церковь Телемы).
Утверждается также, что начинать Новый Эон
надо в России. Что она должна первой принять религию Телемы (со всеми
вытекающими стиранием грани между добром и злом, получением сверхсилы,
воспитанием сверхчеловека и так далее).
Утверждается, наконец, что путь в Новый
Эон лежит через катастрофу, называемую "Буря равноденствий".
Вот, наконец, мы и дали правильное имя той
самой катастрофе, которую так долго исследовали!
Для организации такой катастрофы надо
разделить Свет и Тьму в народной душе, оставить в этой душе только Тьму и
выпустить ее наружу. Тогда-то и произойдет искомое и желанное (буря или
катастрофа равноденствий).
У катастрофы равноденствий есть витки. Она
может растянуться на многие десятилетия (которые не более чем миг на часах
истории). Задача телемитов в том, чтобы, повысив интенсивность катастрофы,
обеспечить более скорое пришествие Телемы.
Ради достижения этой цели Кроули два раза
посещает Россию. Первый раз в 1898 году. Он приглядывается, приценивается...
Обзаводится необходимыми знакомствами. Тут и Георгий Рафалович (впоследствии
активный украинский "незалежник"), и Марина Лаврова (одна из Багряных Жен
Кроули), и Чеслав Чинский (глава "Ордена тамплиеров Востока для славянских
территорий"). А поскольку есть еще и Моэм...
Можно иронически относиться ко второму
приезду Кроули. К его антрепризе, в рамках которой в России летом 1913 года
исполнялись черные мессы Телемы, призывавшие Бурю равноденствий: "Грянь
побыстрее!"
Но, во-первых, Буря равноденствий и впрямь
грянула через год. А, во-вторых, вне зависимости от отношения к мессам (кто-то
называет их эффективной магией, а кто-то самодеятельными концертами), Кроули
удалось "под крышей" месс объездить Россию в предвоенном 1913 году. А также
написать ряд произведений, посвященных грядущему принятию Россией религии
Телемы.
Одно из таких произведений "Град Божий".
Кроули примеряется к восхитившим его "фаллическим" кремлевским башням. Он уже
видит на этих башнях телемскую звезду.
Галлюцинация психа-одиночки?
Согласно мифу со знаком "плюс", Кроули посланец
тайных высших иерархий. Согласно мифу со знаком "минус" псих-одиночка, лгущий
напропалую о своем особом влиянии на Ленина, Троцкого, Сталина, Муссолини,
Бормана и так далее.
Каков реальный Кроули?
У Советской России было, как мы знаем, довольно много
высоковлиятельных британских друзей в кавычках и без. Одного из них Моэма
мы уже упомянули. Перейдем к двум другим Уэллсу и Шоу. Называть их
"кроулианцами" было бы опрометчиво. Но...
Был такой Эван Фредерик Морган, валлийский поэт и
аристократ, увлеченный Кроули. Морган собирал некий "круг" в лондонском
ресторане "Эйфелева башня". В "нашем духовно-плотском доме родном", как
говорили входившие в "круг". Позже, унаследовав титул лорда Тредегара и
поместье, Эван стал собирать "круг" в своем поместье. В "круг" входили и
Герберт Уэллс, и Алистер Кроули (а также Луиза Казати, принц Павел Греческий,
лорд Альфред Дуглас и другие).
Что же касается Бернарда Шоу, то он был знаком с
Кроули через актрису Флоренс Фарр, увлекавшуюся оккультизмом. Шоу в ухаживании
за Фарр соперничал с Йейтсом. Еще до вступления Кроули в орден "Золотая заря"
Фарр стала одним из ведущих деятелей этого ордена. Кроули, вошедший в "Золотую
Зарю" позже, был увлечен Флоренс Фарр. Ее образ нашел отражение в нескольких
его сочинениях. Ряд исследователей проводит параллели между кроулевской "Книгой
Закона" и пьесой Флоренс Фарр "Возлюбленный Хатхор и братство Золотого клюва".
Мифы о Кроули - и реальный Кроули... РЕАЛЬНЫЙ Кроули был
элементом в некоей Системе. Эта Система состояла из последователей "доброй
старой енохианской традиции". Той, в которой почетное место занимал Джон Ди
такой же кумир Кроули, как и Франсуа Рабле.
Когда Рабле умер, Джону Ди было 26 лет. Будучи одним
из самых читающих людей тогдашней Европы, Ди, безусловно, был знаком с идеями
Рабле. По каким каналам шла передача идей Рабле и куда? В опричных "действах"
Ивана Грозного ощутимо раблезианское начало, оно же "черная карнавально-смеховая
стихия". Экспорт раблезианства в тогдашнюю Московию? А почему бы нет?
Есть люди, и есть Система. Люди приходят и уходят, а
Система остается. И в этой Системе есть место много кому Рабле и Ди, Кроули и
Моэму, Уэллсу и Шоу... А разве в ней нет места Беннигсенам? Убийству Павла I? Спецпроектам использования ислама против России и
СССР?
Мог ли лично Кроули водрузить телемские звезды над
Кремлем? Конечно, нет. Но Система могла. И хотела.
Она много чего хотела. И Уэллс, и Шоу были активными
членами "Фабианского общества". Об этом обществе (и сопряженных с ним
структурах, входящих в Систему) написано очень много спорного. Нет никакой
возможности подробно обсуждать все это, отделяя зерна от плевел. Но то, что
Г.Уэллс учился у Т.Хаксли и благоговел перед ним, несомненно. То, что и
Уэллс, и Хаксли, и многие другие входили в круги гностически ориентированной
британской элиты, тоже несомненно. Несомненно и то, что Уэллс грезил
созданием новой мировой религии. И писал об этом в своей, изданной в 1928 году,
книге "Открытый заговор": "Старые веры
стали неубедительны, неосновательны и неискренни, и, хотя в мире есть ясное
предчувствие новой веры, она все еще ждет воплощения в формулах и организациях,
которые позволят ей решительно влиять на ход человеческих дел в целом".
Внимательное прочтение "Открытого заговора" и других
произведений Уэллса дополнительно убеждает в том, что гностицизм в варианте
Кроули или в сходном отнюдь не был чужд этому "другу Советской России".
Что же касается Шоу, то и он, как мы понимаем, не на
советский марксизм-ленинизм ориентировался. И имел на Россию свои виды.
Советская Россия была для него прообразом некоего общества, характеристики
которого весьма далеки от всего того, что согревало сердца большевистских
революционеров. Это общество имело много общего с идеями Уэллса. Констатация
данного обстоятельства не предполагает ни демонизации Шоу, ни низведения этой
сложной творческой фигуры к просоветскому благолепию. Шоу называли
"ниспровергателем морали", "королем ядовитого и всеразрушающего смеха",
апологетом "жизненной силы", освобождающей индивидуумов от моральных норм (поди
разберись викторианских или общечеловеческих, но уж христианских-то
безусловно).
Добавим к этому ирландскую тему. Она очень важна и для
Кроули (поддерживавшего ИРА), и для Шоу, и для того же Р.Йейтса, входившего в
интересующие нас метафизические круги.
Роль в "Фабианском обществе" оккультных идей (в том
числе, и идей "Золотой зари" в целом, ее ответвления "Stella Matutina" etc) хорошо изучена. Линия "Рабле Элифас Леви" ведет
к крупному оккультисту и английскому социалисту Маккензи. Да и в целом отнюдь
не так стерильно это самое "Фабианское общество", как кому-то представляется.
Кроули лишь имя, указывающее на определенную тенденцию. И Систему. Эта
тенденция (и эта Система) в условиях, когда у большевиков не было
окончательного представления о том, куда развивать свое начинание, могла бы и
повлиять на их окончательные решения. Кто знает, может быть тогда-то мы бы и
увидели над Кремлем телемские звезды, о которых так мечтал Кроули.
А коли так, то не грех повнимательнее присмотреться к
его проекту, касающемуся неких корректив, вводимых в большевистское начинание.
Проект предполагал создание в большевистской России новой
церкви, которая "должна быть свободной по
своему характеру, чтобы допустить надежный выход инстинкта исступления" (то
есть быть основанной на "смеховой культуре", по Бахтину!).
А вот, пожалуй, самое интересное.
Необходимо, писал Кроули, "различными
искусными методами провозгласить прибытие духовного Спасителя русского народа.
Хорошо, если этот спаситель будет нерусским, человеком, не имеющим права
вмешиваться каким-либо образом во внутреннее управление страной".
Надо быть слепыми, чтобы не увидеть
прямого и очевидного соответствия между предложениями Кроули и идеями
Белковского по поводу Майкла Кентского! И надо быть очень упертыми чтобы,
даже увидев подобное соответствие, цепляться за "русизмбахтинизм", убедившись,
что этот русизм "а-ля Кроули".
Спаситель русского народа, согласно
Кроули, должен провозгласить "Закон Телемы", то есть осуществить
бахтианско-раблезианскую мечту. Этот закон должен быть обязательным. "Существующее правительство, пишет
Кроули, должно официально
придерживаться этого Закона." Кроули обещает большевистским вождям, что "новый Ритуал (ритуал Телемы С.К.) вызовет в Европе и Америке величайший
религиозный ужас, и старые вероисповедания будут стерты в порошок при
соприкосновении с Реальностью новой Формулы Правды".
Зафиксируем главное.
1) Предложения Кроули удивительно похожи
на идею Белковского о Майкле Кентском.
2) Предложения исходили не от Кроули как
авантюриста-одиночки, а от неких сообществ, весьма влиятельных и имеющих давнюю
традицию работы в России.
3) Масштаб самого Кроули не надо ни преувеличивать,
ни приуменьшать.
4) Накаленность и влиятельность
предложений, которые мы рассматриваем, сочеталась с сомнениями, обуревавшими
большевистскую элиту вплоть до 1922 года. Того самого года, когда памятная
читателю госпожа Пигулевская разочаровалась в возможности обретения
большевистской Россией желательных для нее черт. И, разочаровавшись, назвала
большевистский режим, отказавшийся от приобретения сих черт, "синагогою
сатаны".
(Окончание
следует.)