Дата публикации: 08.08.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 32 (88) |
С каждым месяцем все точнее прорисовываются контуры той
доктрины, опираясь на которую нынешняя партия власти, видимо,
намерена развертывать не только свои предвыборные программы, но и
реальные далеко не демократические проекты. Вспомним разговоры о
номенклатурном реванше, которые велись со страниц демократических
газет в 1992-1993 гг. Тогда эта идея вбрасывалась в общественное
сознание группой "РФ-Политика" Бурбулиса. Поскольку на деле
подобный сброс предполагал чистки и люстрации, которые по своему
масштабу не имели бы исторических прецедентов, речь шла о заведомо
нереализуемой утопии. Но вот миновали два "жириновских года". И
авторы прежних утопий изрядно набрали по части реалистичности. Их
вполне устраивает российская действительность, и они готовы
положить все силы ради ее защиты. Действительность же в своей
номенклатурной извращенности превышает все кошмары, описанные 2
года назад "РФ-политологами". И воплощается не просто реванш
номенклатуры, а апофеоз ее амбиций по части конвертации власти в
собственность и собственности во власть партией Черномырдина.
Именно этой перелицованной и лишенной какого-либо высокого
содержания нео-КПСС и присягают сегодня те, кто вчера еще пугал
демократического избирателя номенклатурным реваншем. А поскольку
мощи номенклатурного капитала надо прибавить каких-то
содержательных прелестей, а она сама способна лишь заявить с
экрана грозное "Фиг отнимешь!", то на арену выходит прятавшаяся в
тени идеология национал-либерализма. Два ее основных тезиса
таковы.
Тезис первый. Наконец-то в России избиратель перестает
"клевать" на общие рассуждения о благе страны и все больше
руководствуется в политическом выборе материальным интересом!
Политика становится рациональной, предсказуемой, мы движемся от
коммунистического варварства к современному цивилизованному
государству.
Тезис второй. Без чего не живет современное государство? Без
науки, образования, высоких технологий, развитой промышленности.
Поэтому должен явиться человек, способный соединить новые
отношения собственности, волю к государственности и все эти
необходимые компоненты современного бытия. Тогда и только тогда
нам удастся избежать "латиноамериканизации". А потом, глядишь, так
рванем....
Либеральный национализм стремится оседлать коня нового
мессианства. Спаситель, соединяющий номенклатурных воров с новыми
технологиями и аскетическим рациональным горением на ниве
сверхиндустриализма где ты? Увы, "полночь близится," а спаситель
этот все еще пребывает втуне.
Почему? Да просто соединить интересантов с новыми технологиями
и прочими посулами национал-либерализма невозможно. Тут либо-
либо. Насколько проклинаемое "красное варварство" способно было к
развитию высоких технологий и всего, что им сопутствовало,
настолько же новые "просвещенные" господа способны лишь на
деиндустриализацию страны, на съедание ее технологического и уж
тем более сверхтехнологического богатства. Ларчик открывается
просто.
В любой системе капиталистической или социалистической высокотехнологический труд, требующий особых усилий и преодолений,
базируется на фундаменте неких высоких смыслов. Эти смыслы могут
быть различными. Но вне них "хайтек" невозможен ни у нас, ни на
Западе, ни в Китае. Пути поиска и обретения сверхиндивидуального
смысла различаются, и эти различия культурно предопределены.
Можно было понять наших либеральных фанатиков, грезивших
"хайтеком" и сменой ядра российской культуры. В этой преступной
идее была хоть какая-то логика. Но на что рассчитывают те, кто
испарив смысл, сохранили все худшие черты реальности и закрыли
путь к любому новому смыслу? На что рассчитывают те, кто выступает
в роли апологетов нового номенклатурного хама и при этом что-то
там лепечет о "хайтеке"? Достоевский предупреждал: "Обратитесь в
хамство гвоздя не выдумаете". Гвоздя, понятно вам, а не
компьютера пятого и шестого поколений. Для проклинаемых "красных
варваров" высоким смыслом было традиционное для России обретение
индивидуального спасения в "общем деле". У них высокие технологии
были увязаны с мобилизационной социально-экономической системой,
ориентированной на высшие мировые (и даже трансцендентальные)
цели.
Ошибочно утверждать, что отечественный хайтек подорвали
экономические реформы образца 1992 года. Крушение идеологии,
сверхдержавы и ее индустриального и постиндустриального потенциала
неотделимы друг от друга. Сложный труд, те социальные группы,
которые им занимались, потерпели поражение. А в выигрыше оказались
элитные группы, предприятия, регионы, с минимальными
трудозатратами гнавшие за рубеж сырье по демпинговым ценам. Они и
вошли в "партию власти" либо составили ее базу поддержки.
А потерявшие себя промышленники спасались, кто как мог. Кто-то
прилепился к структурам "партии власти", кто-то мечтает это
сделать с помощью выборов, поддерживая не Черномырдина, так
Рыбкина.
А "наш дом" тем временем делает ставку на одномандатные округа.
Расчет прост и верен: нищий люд так же будет жаться к своему
"кормильцу"-директору, как сам директор лебезит перед "королями"
сырьевого экспорта. Сословный, профессиональный, групповой интерес
промышленников, взятый вне названных уровней, не предъявляется как
что-то цельное, а бесконечно дробится до отдельного предприятия,
цеха, участка. Вот и все, на что можно рассчитывать, апеллируя к
этому самому "групповому интересу".
Таким образом, мы имеем либо кристаллизацию хамского "интереса"
крупных и не заинтересованных в развитии неономенклатурных бонз,
укравших современность, прикарманивших и социальное время, и
национальный ресурс, либо... Либо соединение народной воли,
движимой инстинктом правды и справедливости, с накаленным и
способным организовать эту волю супер-рационализмом тех сил,
которые действительно заинтересованы в отвоевывании современности.
Только вот как они ее отвоюют? Приходится, увы, вспоминать теперь
уже почти забытое, но до странности актуальное: "Его ни объехать,
ни обойти, единственный выход взорвать". Но "Он-то" тоже ведь
читал Маяковского! Вот вам и либерализм наизнанку.
|