Мария Мамиконян
Мы
и наши дети
В последнее время пресса наводнена
публикациями о том, что совсем скоро, к концу мая, правительство (или партия "Единая
Россия" тут сведения разнятся, но все понимают, что не суть важно) введет
революционное изменение в дело детско-школьного воспитания. Чуть ли не
восстановит пионерию. Это уже объявлено официально на Всесоюзном педагогическом
собрании его сопредседателем В.Ивановой.
Казалось бы, первый шаг к
восстановлению привычного порядка. Хорош по
подворотням колоться, даешь игру "Зарница"! Однако чтение статей и победных реляций
на эту тему развеивает оптимизм.
Наверное даже наверняка! инициаторами
воссоздания пионерской организации движут благие намерения. Но намерения
намерениями, а что мы видим как первые реакции? Мы видим спущенную сверху
директиву, дружный бюрократический отклик и соответствующую "отзвучку" в СМИ. В
широком диапазоне от "одобрямс" официозных изданий до откровенного
ерничества "свободной прессы".
"Московский комсомолец", например,
объявил "конкурс названий" и признал за лучшее предложенное "неким мужчиной"
"Педроссия" (Поколение Единая Россия). Цитата из "МК": "Юные члены организации,
по замыслу автора идеи будут, соответственно, называться педроссиками или
педроссятами". Найденное словцо-динамит журналисты явно намерены отжать досуха
последний репортаж на тему назывался "Что такое пионерия? "Педросстешь" узнаешь".
И можно не сомневаться, что "лингвоизыски" будут множиться.
А, собственно, почему это так?
Дело-то вроде нужное?
Легче всего сказать, что
необходимость восстановления единой детской организации давно назрела и,
наконец, осознана "наверху". А брендующиеся через "комсомол" журналисты из "МК",
не имея ничего святого за душой, возводят напраслину.
Но, видимо, дело не только в этом. И не только в знакомой бюрократической
ухватке, с которой единороссы взялись решать проблему. Дело в основополагающей
лжи, пронизывающей все энергичные заявления насчет того, как у нас отныне
запляшут лес и горы.
Ложь же в том, что высказывающиеся
до потери сознания боятся сказать очевидное: никакая всеохватная детская
организация не будет живой и действующей вне смысловой вертикали. То есть вне
идеологии, едино пронизывающей, связывающей разновозрастные страты и отражающей
общую цель общества. Если она есть.
А такой цели, как все понимают, нет.
Но главное, сказать честно, что проблема в этом нельзя, поскольку само слово
идеология затабуировано; в доме повешенного не говорят о веревке! И начинаются
фигуры умолчания, семантические уловки и прочие "ужимки и прыжки": ах,
деятельность будет "исключительно культурологическая"!.. ох, что угодно, но не
идеология!.. "политика в школах запрещена законом", так что вы не подумайте!..
Хорошо, не думаем. Запрещена. А что
разрешено-то? Знакомясь с отчетами о прошедших повсеместно (от Иванова до
заполярного Норильска) "предварительных мероприятиях", на которых "старшие
товарищи" строили совместно с младшими и средними планы на будущее, видим, что
самый ходовой тезис: "Вы наша смена, учитесь управлять, давайте-ка, проведем
конференцию (вариант круглый стол, ролевую игру)". То есть, видим тенденцию к
бюрократизации еще не начатого дела.
Да и очень странное представление о
смысле и целях строящегося детского движения видим тоже. Что не удивительно ведь
каждый отзывается на "зов трубы" в соответствии со своим пониманием проблемы и
выговаривает, так сказать, "свое заветное". Ну, вот такое оно, понимание, у
функционера. Беда только, что эту "заорганизованность" пионерработы мы уже
проходили. В 70-х 80-х годах. И точно знаем, что дважды входить в одну и ту
же (мертвую!) воду не следует.
Итак, идеология в новой пионерии не
предполагается. А предполагаются организация досуга, изучение истории,
краеведения, культуры, основ нравственности, ну, там спорт и т.д. Что ж,
неплохо! И название планируют (в отличие от "МК") неплохое "юные гагаринцы".
Казалось бы, надо приветствовать. "Гагаринцы"
это, вроде, адресация к истории? Ее, как было сказано, изучение? Ведь вряд ли
речь пойдет о чем-то актуальном. Вряд ли предполагается таким способом готовить
детей к возрождению российской науки и штурму новых горизонтов Космоса. Как-то
из анализа нынешних школьных программ и разработок Минэкономразвития это не
следует. Хотелось бы, чтобы следовало, но...
Тогда что, Гагарин как история,
которую не отнять? А, собственно, почему не отнять? Ведь отнимали, и весьма
сосредоточенно, в годы перестройки. Сколько было написано по поводу "проклятого
космоса", который, дескать, жизнь нашу заел. Да и в адрес лично Гагарина много чего
говорилось нелицеприятного. Такая пропагандистская кампания не может
повториться? Да ну! Совсем недавно снова в прессе был материал о том, что
Гагарин "так всех достал", что против него была организована диверсия,
приведшая к гибели. Нет, на этот роток не накинешь платок!..
Культура... Основы нравственности... Вроде понятная вещь, что-то типа "Пионер всем ребятам
пример!". Однако оглянитесь по сторонам вот реклама ТНТ, ею переполнена
Москва. Она не просто похабна. Она дебильна,
оскорбительна и похабна вместе. При взгляде на скотоподобные
физиономии "звездной троицы" этого ТВ-канала и сопровождающую их надпись "Наша
раша" возникает только одно недоумение: почему за это не подают в суд? А их недавно
появившийся очередной рекламный "шедевр" ("Весеннее обострение" называется),
недвусмысленно намекающий на перверсии?.. Конечно же,
он должен способствовать воспитанию детей и юношества в духе нравственности! А
соседний рекламный щит, например, какого-то дамского журнала, девичьи ножки и
анонс: "Как плохо себя вести, чтобы жизнь удалась?" А?.. А?..
Так что же победит в деле воспитания
совокупный прессинг "сорвавшегося с резьбы" общества или спущенная сверху
разнарядка по созданию "воспитующей" организации?
Вопрос, боюсь, риторический. Слишком
много надо поменять в нынешней жизни, чтобы данное благое начинание не
оказалось мертворожденным. Это как суп из топора. Решили создать нечто "пионероподобное"
извольте исправить всю патологию наличествующего. Трудно? Невозможно? Тут
дело в "цене вопроса". Как ее ощущает общество. Если оно считает, что "так жить
нельзя" нельзя так растить детей то решения могут найтись. И силы тоже.
Если же все "тип-топ" то вообще о чем речь?
А ведь некий позитивный прецедент,
который стоило бы осмыслить, был. Назывался он, представьте, "создание
пионерской организации". Произошло это в 1922 году, после того, как повсеместно
стали возникать и множиться группы, "самостийно" организуемые педагогами (и не
только), обеспокоенными послевоенной беспризорностью. Надо было что-то делать,
и люди стали делать. Сами. Только потом Дзержинский подключился.
Когда смотришь на школьные
фотографии той поры, в глаза бросается удивительная просветленность на лицах
детей в галстуках. Да и на взрослых лицах тоже.
Понятно, что сравнение с 20-ми
годами не слишком корректно не те люди, не того типа разруха. Ведь, несмотря
на понесенный в гражданской войне страшный урон, страна имела огромный запас "восходящих"
ожиданий. И активные социальные группы, исполненные оптимизма и нацеленные в
будущее, тоже имела. Сегодня этого нет и в помине.
Однако проблема детей в чем-то
сходна. И жуткого масштаба беспризорностью сходство не ограничивается.
Когда страна рвет со сложившейся
традицией, разрушаются и привычные структуры передачи ценностей ведь сами
ценности под вопросом! Возникает хаос и дальше развилка. Либо в обществе
находятся силы к новой структуризации, и тогда жизнь пусть иная, но жизнь! восстанавливается.
Либо народ самоуничтожается.
Пока что мы движемся в русле худшего
сценария. Мы имеем дело с регрессом социальности, с катастрофическим распадом
всех необходимых структур общества на молекулы и далее. Это особенно понятно по
тому, как не возникает а могло бы, должно бы было возникнуть! массовое движение
по созданию тех или иных детских коммун (лагерей и т.д.). Именно тут должен был
бы в первую очередь сработать защитный инстинкт социума.
Нельзя сказать, что подобных
начинаний вовсе нет. Но их мало, и они тонут в общей, уже привычной инертности
и беспомощности. В стране много умных, образованных (да еще и оказавшихся в
одночасье не у дел!) людей старшего поколения. Вроде видят, что нечто
непотребное происходит с их же детьми. Но нет, не объединяются, чтобы
сопротивляться этому в каждом конкретном месте, где это происходит. А это
происходит везде.
На деле же, чтобы заняться детьми, должны
собраться всего несколько человек и действительно этого захотеть. И сделать
то, что нужно для преодоления препон. Но СОБРАТЬСЯ, ЗАХОТЕТЬ И СДЕЛАТЬ. Если
в стране есть хоть какой-то "пульс", то что-то начнет прорезаться и
консолидироваться. Возможности Интернета позволяют наладить связи и обмен
опытом (что, заметим, немаловажно во всяком "движении против течения").
Если же течение окажется
благоприятным, то и слава Богу. Но уповать в этом деле
на "инстанции" неверно. Выше было приведено несколько аргументов, почему.
Главный же аргумент в том, что "исправление бытия" не может быть директивным.
Живая ткань растет снизу вверх выстраивая смысловую вертикаль. А если она
вознамерилась умирать, то все без толку.
До тех пор, пока мы сами не станем
реально и каждодневно исправлять мир, в котором живем мы и наши дети и
который наших детей калечит никакие "решения сверху" не помогут. Но времени
для "исправления бытия" остается все меньше.