Дата публикации: 10.10.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 41 (97)  |  
  Передо мной  на столе  карта 1952 года издания: "План великих работ
по преобразованию  природы". Сельскохозяйственный юг СССР, Закавказье,
зоны Каспийского и Черного морей, гидроэнергетические узлы по Волге, в
Крыму, в  Армении. Густая  сеть защитных лесонасаждений, поднимающихся
до истоков  малых рек.  Проект  "всесоюзной  житницы",  зерновой  базы
страны. Сегодня,  в условиях  войны всех  против всех, уже трудно себе
представить, как  эта программа  зарождалась, превращалась в Госзаказ,
получала ресурсное  наполнение из  Госсобственности  и  была,  наконец
реализована. Трудно,  но придется.  В самое  ближайщее время  придется
понять и  вспомнить до  деталей КАК  на самом  деле работали механизмы
планового хозяйства! 
 То, что  эти  механизмы  работали  и  поддерживали  в  чем-то  даже
избыточную систему  жизнеобеспечения страны   это  факт. То,  что эта
система втягивала  и держала в своем обороте труднодоступные ресурсные
провинции, которые сегодня потеряны  это тоже факт. Во всяком случае,
70% из  объектов, отмеченных на той карте, реализованы, и лесозащитные
полосы по  всему Югу  России шумят до сих пор (жаль, что они одни не в
силах сегодня  защитить ставропольские  черноземы от  прогрессирующего
истощения и эррозии). 
 Советское плановое хозяйство нуждалось в модернизации, и задача его
реформирования  уже   в  70-е   годы  осознавалась  достаточно  остро.
Государственная  бюрократия   должна  была  потесниться  и  освободить
пространство для  частных форм  хозяйственной самоорганизации,  должна
была  освободить   "двигатель"   хозяйственной   системы,   дать   ему
возможность  перестраиваться,   активизироваться,   наращивать   тягу,
сохранив при этом контроль за "тормозами". Но где в советском плановом
хозяйстве двигатель,  а где тормоза? Что в первую очередь освобождать,
а что придерживать  акселератор Госзаказа или тормоз Госсобствености? 
 Ясно же  было, что  СССР   это не аграрная Бразилия, что за 70 лет
его хозяйство  вышло далеко  за пределы "растительного существования".
Сверхдержава с  гигантским инвестиционным и научным комплексом, страна
с преимущественно  городским населением   ей  нельзя было  начинать с
нуля! Для  нее вопрос, что именно мы реформируем, каков тип хозяйства,
какие механизмы в первую очередь развертывать, контрактные или меновые  был  далеко не  праздным.  От  правильного  ответа  на  этот  вопрос
напрямую зависело,  удастся ли  сохранить и  в  дальнейшем  наращивать
жизнеобеспечивающие мощности или произойдет их катастрофический сброс. 
 Но произошло  то, что  произошло. К СССР были применены стандартные
методики МВФ,  годные (в  известной мере)  для малых или слаборазвитых
стран,   основанные    на   форсированном    отказе   государства   от
собственности.  "Всего   лишь"  перепутали   тормоз   и   акселератор.
Модернизаторы!   Вместо    того,   чтобы   продолжать   реформировать,
либерализировать систему  госзаказа, переводя его на частно-договорной
режим, стали раздавать в собственность стратегические ресурсы и фонды,
тут же  наплодив армию  "естественных монополистов", взорвав тем самым
структуру  внутренних   цен.  В  результате  произошел  50%-ный  сброс
инвестиционного комплекса,  и вот  уже "реформы"  вплотную  подошли  к
неприкосновенному жизнеобеспечивающему  ядру. В  этом году  собрано 65
млн.  тонн  зерновых  вместо  нормальных  100.  Под  большим  вопросом
энергоснабжение  городов  и  поддержка  выбывающего  жилищного  фонда.
Теперь осталось  только  ввести  частную  собственость  на  земли  с/х
назначения  и реформы можно считать "летально завершенными". 
 Символично, что в Госдуме сегодня на обсуждении сошлись два закона:
"Земельный кодекс",  ограничивающий частную  собственность на землю, и
Закон "Об  ипотеке",  проталкиваемый  фракцией  Гайдара.  С  последним
законом коммерческие  банки, потерпевшие  фиаско в  экспортно-сырьевом
секторе, связывают  новую надежду  радикально увеличить свои активы за
счет залоговых  операций с землей. Чтобы подкрепить позиции лоббистов,
громко заговорили  о "надвигающемся  буме" в  жилищном  строительстве,
способном якобы  вытянуть хозяйство  из системного кризиса. Экспортно-
сырьевой "локомотив"  уже показал,  чего он стоит в качестве источника
для инвестиций   теперь  вместо него  спешно  цепляют  новый  липовый
локомотив, стараясь  не афишировать,  что он  "из той же колоды". Ведь
оживление  в  жилищном  строительстве  вызвано  деньгами  все  тех  же
обанкротившихся сырьевиков   не  в промышленность  же  эти,  кровные,
вкладывать, ведь  их "до  слез мало!". А сколько россиян (70 или 80%?)
окажется без  крыши над  головой к  тому  времени,  когда  эти  деньги
превратятся в  супер-особняки и  "строительный  бум"  тем  самым  себя
исчерпает? Какой тогда "локомотив" нам опять предложат? 
 Реформаторам,  видимо,   хочется  оттянуть  момент  понимания  всем
обществом меры  их провала.  Но  любая  такая  оттяжка  лишь  обострит
реакцию в  "момент истины".  Голод, к  построению которого  они теперь
подступили вплотную,  как известно,  "не тетка". Но если предстоит нам
(с помощью  разных фракций, правительства, МВФ и т.п.) пережить и этот
новый виток  "рынка", в котором все еще разок "углубят и обострят", то
по ту  сторону последнего реформаторства нас ожидает только План в его
жесточайших, последних, почти метафизических формах. 
  
 |