Дата публикации: 08.08.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 32 (88)  |  
  С  каждым   месяцем  все  точнее  прорисовываются  контуры  той
доктрины, опираясь  на которую  нынешняя  партия  власти,  видимо,
намерена развертывать  не только свои предвыборные программы, но и
реальные далеко  не демократические  проекты. Вспомним разговоры о
номенклатурном реванше,  которые велись со страниц демократических
газет в  1992-1993 гг.  Тогда эта идея вбрасывалась в общественное
сознание  группой   "РФ-Политика"  Бурбулиса.  Поскольку  на  деле
подобный сброс  предполагал чистки  и люстрации, которые по своему
масштабу не имели бы исторических прецедентов, речь шла о заведомо
нереализуемой утопии.  Но вот  миновали два  "жириновских года". И
авторы прежних  утопий изрядно набрали по части реалистичности. Их
вполне  устраивает   российская  действительность,  и  они  готовы
положить все  силы ради  ее защиты.  Действительность же  в  своей
номенклатурной извращенности  превышает все  кошмары, описанные  2
года назад  "РФ-политологами".  И  воплощается  не  просто  реванш
номенклатуры, а  апофеоз ее  амбиций по части конвертации власти в
собственность и  собственности во  власть   партией Черномырдина.
Именно  этой   перелицованной  и   лишенной  какого-либо  высокого
содержания нео-КПСС  и присягают  сегодня те,  кто вчера еще пугал
демократического избирателя  номенклатурным реваншем.  А поскольку
мощи   номенклатурного    капитала   надо    прибавить    каких-то
содержательных прелестей,  а она  сама  способна  лишь  заявить  с
экрана грозное  "Фиг отнимешь!", то на арену выходит прятавшаяся в
тени  идеология   национал-либерализма.  Два  ее  основных  тезиса
таковы.  
 Тезис  первый.   Наконец-то  в   России  избиратель   перестает
"клевать" на  общие рассуждения  о благе  страны    и  все  больше
руководствуется  в  политическом  выборе  материальным  интересом!
Политика становится  рациональной, предсказуемой,  мы движемся  от
коммунистического  варварства   к   современному   цивилизованному
государству. 
 Тезис второй.  Без чего не живет современное государство?  Без
науки, образования,  высоких технологий,  развитой промышленности.
Поэтому  должен   явиться  человек,   способный  соединить   новые
отношения  собственности,  волю  к  государственности  и  все  эти
необходимые компоненты  современного бытия.  Тогда и  только тогда
нам удастся избежать "латиноамериканизации". А потом, глядишь, так
рванем....  
 Либеральный  национализм   стремится   оседлать   коня   нового
мессианства. Спаситель,  соединяющий номенклатурных воров с новыми
технологиями  и   аскетическим  рациональным   горением  на   ниве
сверхиндустриализма  где ты? Увы, "полночь близится," а спаситель
этот все еще пребывает втуне. 
 Почему? Да  просто соединить интересантов с новыми технологиями
и прочими  посулами национал-либерализма  невозможно. Тут   либо-
либо. Насколько  проклинаемое "красное варварство" способно было к
развитию  высоких   технологий  и  всего,  что  им  сопутствовало,
настолько  же   новые  "просвещенные"  господа  способны  лишь  на
деиндустриализацию страны,  на съедание  ее технологического  и уж
тем  более  сверхтехнологического  богатства.  Ларчик  открывается
просто.  
 В любой  системе   капиталистической  или  социалистической   высокотехнологический труд, требующий особых усилий и преодолений,
базируется на  фундаменте неких  высоких смыслов. Эти смыслы могут
быть различными.  Но вне  них "хайтек"  невозможен ни у нас, ни на
Западе, ни  в Китае.  Пути поиска и обретения сверхиндивидуального
смысла   различаются, и  эти различия  культурно  предопределены.
Можно  было   понять  наших   либеральных   фанатиков,   грезивших
"хайтеком" и  сменой ядра  российской культуры.  В этой преступной
идее была  хоть какая-то  логика. Но  на что  рассчитывают те,  кто
испарив смысл,  сохранили все  худшие черты  реальности и  закрыли
путь к  любому новому смыслу? На что рассчитывают те, кто выступает
в роли  апологетов нового  номенклатурного хама  и при этом что-то
там лепечет  о "хайтеке"?  Достоевский предупреждал: "Обратитесь в
хамство   гвоздя не  выдумаете".   Гвоздя,  понятно  вам,  а  не
компьютера пятого  и шестого  поколений. Для проклинаемых "красных
варваров" высоким  смыслом было  традиционное для России обретение
индивидуального спасения  в "общем деле". У них высокие технологии
были увязаны  с мобилизационной  социально-экономической системой,
ориентированной на  высшие  мировые  (и  даже  трансцендентальные)
цели. 
 Ошибочно  утверждать,   что  отечественный   хайтек   подорвали
экономические  реформы  образца  1992  года.  Крушение  идеологии,
сверхдержавы и ее индустриального и постиндустриального потенциала
неотделимы друг  от друга.  Сложный труд,  те  социальные  группы,
которые им занимались, потерпели поражение. А в выигрыше оказались
элитные   группы,    предприятия,    регионы,    с    минимальными
трудозатратами гнавшие  за рубеж сырье по демпинговым ценам. Они и
вошли в "партию власти" либо составили ее базу поддержки. 
 А потерявшие  себя промышленники спасались, кто как мог. Кто-то
прилепился  к  структурам  "партии  власти",  кто-то  мечтает  это
сделать  с  помощью  выборов,  поддерживая  не  Черномырдина,  так
Рыбкина. 
 А "наш дом" тем временем делает ставку на одномандатные округа.
Расчет прост  и верен:  нищий люд  так же  будет жаться  к  своему
"кормильцу"-директору, как  сам директор  лебезит перед "королями"
сырьевого экспорта. Сословный, профессиональный, групповой интерес
промышленников, взятый вне названных уровней, не предъявляется как
что-то цельное,  а бесконечно  дробится до отдельного предприятия,
цеха, участка.  Вот и  все, на что можно рассчитывать, апеллируя к
этому самому "групповому интересу". 
 Таким образом, мы имеем либо кристаллизацию хамского "интереса"
крупных и  не заинтересованных  в развитии неономенклатурных бонз,
укравших  современность,  прикарманивших  и  социальное  время,  и
национальный ресурс,  либо... Либо    соединение  народной  воли,
движимой  инстинктом  правды  и  справедливости,  с  накаленным  и
способным  организовать  эту  волю  супер-рационализмом  тех  сил,
которые действительно заинтересованы в отвоевывании современности.
Только вот  как они ее отвоюют? Приходится, увы, вспоминать теперь
уже почти  забытое, но до странности актуальное: "Его ни объехать,
ни обойти,  единственный выход   взорвать".  Но "Он-то" тоже ведь
читал Маяковского! Вот вам и либерализм наизнанку. 
  
 |