Дата публикации: 11.04.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 15 (71)  |  
  4  апреля  1995  г.  депутаты  ВС  Украины  проголосовали  за
отставку  правительства.   Отправив  правительство   в   отставку,
Украинский ВС  открыл эпоху  правительственных  кризисов  в  новом
суверенном государстве.  Скоро депутаты  убедятся,  что  в  кризис
легче войти,  чем из  него выйти.  Согласованные  действия  правых
национал-демократических партий (а они более согласованные, нежели
левые) позволяют,  несмотря на небольшое численное превосходство у
блока социалисты-коммунисты-аграрии, либо настоять на формировании
правительства националами, либо продлить кризис достаточно долго. 
 Довольное лицо  президента Л.Кучмы  и  спокойная  уверенность
Е.Марчука показывают,  что именно  этого  и  хотели  президентская
команда и  правительство. На  этой  неделе  в  ВС  Украины  должно
состояться второе  чтение Закона  "О  власти",  принятие  которого
позволяет президенту получить контроль над исполнительной властью.
Теперь в  случае непрохождения этого закона через ВС (а это весьма
вероятно) президент сможет, сославшись на правительственный кризис
и имея  поддержку правых  национал-демократов,  попытаться  ввести
положения этого  закона через  свои  сооответствующие  указы  (как
временные меры  вплоть до  формирования нового  правительства).  В
крайнем  же   случае,  если   президент  не   сделает   и   этого,
правительство останется  и.о. еще достаточно долго, что де-факто и
станет   прецедентом   по   его   переподчинению   непосредственно
Президенту (почти как в Крыму). Это тем более вероятно потому, что
прямая система атаки справа на председателя ВС А.Мороза и его зама
А.Ткаченко потерпела неудачу. 
 В тот  же день,  4 апреля  1995 г.,  завершилась  регистрация
кандидатов в депутаты Верховного Совета Белоруссии. 
 Белоруссия стоит  на  пороге  новой  избирательной  компании,
стержнем которой  станет вопрос  о союзе  с Россией. Так же, как и
летом 1994  года во  время президентских  выборов, стоит  вопрос о
судьбе подписанных  с Россией соглашений. Летом 1994 года это было
соглашение  об  объединении  денежных  систем.  Сейчас  это  пакет
соглашений, подписанных  зимой этого  года президентами  России  и
Белоруссии (таможенный  союз и  т.д.). И  опять, как  и год назад,
Россия близка  к тому,  что даже  эти слабые  попытки реинтеграции
экономического   пространства    (уже   без    посягательства   на
политический суверенитет  как в 1994 г.) разобьются о политическую
волю  узких,   но  мощных   элитных  групп,   определяющих  вектор
белорусской  политики   и  стремящихся  не  допустить  ратификации
Белорусско-Российских соглашений. 
 Эти  группы   также  стремятся   к  тому,   чтобы   вытравить
окончательно из  народа объединительные  тенденции в  отношении  к
России. В  ход идут  все возможные  методы от фактических лозунгов
национального социализма  БНФовцев, открещивающихся, впрочем, и от
социализма, до  "взвешенных" анализов  национал-центристов по типу
"к нам  завтра придет  Иван Иванович Иванов  хозяин какого-нибудь
концерна.  Он  идет,  он  уже  почти  здесь...  Заводы  он  скупит
подешевле, сделав нас дешевой рабсилой, и чернобыльскую зону сдаст
за валюту иностранным НИИ".  
 В обстановке экономического кризиса для оболвания работающего
населения лучшей  пропаганды и  не надо. Сам Лукашенко находится в
тяжелом положении.  Взяв  на  себя  роль  "локомотива"  Российско-
Белорусской интеграции,  выступив в  Будапеште  с  критикой  НАТО,
подписав соглашения с Россией, объявив о подготовке референдума по
союзу с  Россией (а  также по  символике и двуязычию), он поставил
себя в  позицию легко  атакуемого  нацдемами  с  одной  стороны  и
коммунистами (за  экономический развал  и обнищание  населения)  с
другой. Если на выборах победит блок национал-демократов правого и
центристского толка  (а такой  блок сейчас создается под крылышком
члена АН  Белоруссии В.Линева),  президент  (волею  судеб  ставший
главным сторонником интеграции) будет сведен до роли символической
фигуры, а  то и  вовсе отправлен  в  отставку,  и  надежды  России
"прорубить окно  в Европу"  через Белоруссию  провалятся и на этот
раз (и, по-видимому, уже надолго). 
 Третье "четвертоапрелье"  произошло в  Молдове. 4 апреля 1995
г. председатель  Совета Федерации России Владимир Шумейко прибыл в
Молдавию во  главе делегации  Федерального собрания  и...  ничтоже
сумняшась санкционировал аншлюс Приднестровья. 
 После удивительно  мягкой позиции О.Сосковца на переговорах в
Киеве, шедших  на фоне  разгрома Крымской  автономии,  выступление
В.Шумейко в  Кишиневе не  может показаться  частным мнением хоть и
авторитетного, но  лишь отдельного лидера российской политики. Это
уже  закономерность,   связанная  с   некоей  внутренней   логикой
московской политики. И Сосковец, и Шумейко своими действиями резко
ослабили влияние  России в  северном Причерноморье.  Примечательно
также, что  все эти  события происходят  после визита М.Камдессю в
Россию. Не надо забывать, что подписав в Лиссабоне "энергетическую
хартию для  России", нынешнее  правительство не  только  развязало
себе руки в Чечне, но и взяло на себя обязательство способствовать
бесперебойному  снабжению   развитых  стран   Европы  нефтегазовым
сырьем. На  фоне падения  добычи на  российских месторождениях все
чаще на  Западе и  в странах  Вышеградской группы  звучат  призывы
создать   альтернативную    систему   снабжения   Европы   нефтью,
основываясь на  Черноморско-Балтийском нефтяном  коллекторе (ЧБНФ)
по оси Одесса  Вентспилс. 
 Проект основан ни идее строительства трубопроводов из Ирана и
Ирака в  турецкий порт  Самсун на  Черном  море,  строительства  в
Одессе и  Самсуне новых  нефтяных терминалов, способных пропускать
свыше 100  млн.т. нефти  в год,  и новых  веток  трубопроводов  на
Украине   и   в   Белоруссии,   связывающих   существующие   ветки
трубопровода "Дружба"  между собой,  а также  реконструкции  самой
"Дружбы". 
 И дело  не только  в том,  что сдача  Приднестровья и Крыма  есть плата  за политическую  поддержку СНГовыми  лидерами  Кремля,
обозначенную  ими   далеко  не   бескорыстно  в   ходе  чеченского
конфликта. Это   только  видимая часть  айсберга.  Гораздо  более
существенным представляется следующее. 
 Развитым странам нужно исключить риск возможного установления
контроля над этим путем транспортировки нефти со стороны России, и
это требует удаления российского военного присутствия из Северного
Причерноморья (14 армия, Черноморский флот). 
 Продав таким  образом за газовую монополию в Европе и 6 млрд.
долл. свои  долговременные интересы  в странах  Балто-Черноморской
группы,   московские    политики   своими   собственными   руками,
способствуя реализации  планов создания ЧБНК, строят экономическую
сеть, вокруг которой затем будет создан "санитарный кордон" против
варварской России  в виде  давно обсуждаемого  Балто-Черноморского
союза. Так  что четвероапрельские  шутки по  всему СНГ   вовсе не
безобидны! 
  
 |