Альманах "Школа целостного анализа"
выпускается фондом "Экспериментальный творческий центр" с весны 1998 года под редакцией президента Фонда Сергея Кургиняна.
Основной принцип построения "Школы целостного анализа" - своего рода "мониторинг" основных мировых и внутрироссийских процессов. Его главная особенность в том, что выверенные событийные ряды издания по каждому проблемному узлу российской или мировой ситуации сопровождены насыщенными аналитическими комментариями и заключаются аналитической сводкой. Завершает осмысление результатов, полученных в ходе анализа различных проблемных узлов, концептуальная сводка под названием "Образ целого".
Мы убеждены, что в сегодняшнем, крайне сложном и очень быстро меняющемся мире главная проблема не только российских, но и большинства мировых элитных групп . даже не дефицит ресурсов или средств управления, но дефицит именно целостного понимания основных аспектов мировых, страновых, региональных процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости. Мы считаем, что такой дефицит понимания делает крайне высокими риски решений и действий, способных поставить планету на грань катастрофы.
Исходя из сказанного, цель издания - не только дать собственно анализ развития российской и мировой ситуации в единстве и многообразии проявлений, но и в известной мере предъявить методологию такого типа анализа. Соответственно, в альманахе подробно обсуждается динамика основных событий во множестве проблемных узлов современного мира - от ситуации в США до Африки, от ядерного оружия до идеологических трансформаций Европы, от глобальных геоэкономических тенденций до особенностей российского внутриполитического процесса.
Это обсуждение сопровождается поиском связей и корреляций между процессами в рассматриваемых проблемных узлах, анализом целей и интересов, объединяющих эти процессы, и оценкой возможных субъектов различного масштаба, реализующих указанные цели и интересы.
Главный редактор альманаха, президент "Экспериментального творческого центра" Сергей Кургинян, формулирует генеральную задачу издания "Школа целостного анализа" следующим образом:
хотя бы в небольшой степени инициировать в интеллектуальных слоях российского общества "рефлексивную революцию", или "революцию понимания".