Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы «Судов времени»
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

"СТРАННЫЕ" ВЫБОРЫ
Автор(ы): Э. Крюков
Дата публикации: 16.01.1998
Источник: "Завтра"
No: 2 (215)


21 декабря 1997г. — в Литве прошел 1-ый тур президентских выборов. Бывший зам. генпрокурора Литвы А.Паулаускас набрал 46%; американский эколог литовского происхождения В.Адамкус — 27%; спикер Сейма В.Ландсбергис — 15%; лидер социал-демократов В.Андрюкайтис — 5% голосов. Ректор Вильнюсского университета Р.Павиленис, депутат Сейма К.Бобялис и лидер ультранационалистов Р.Смятона — менее 2% каждый.
4 января — 2-ой тур выборов принес победу В.Адамкусу — 49,96% голосов. А.Паулаускас получил 49,29%.
9 января — В Вильнюсе начались консультации между делегацией Пентагона и военным ведомством Литвы о рекомендательном докладе МО США для Литвы "в целях эффективного приближения литовской армии к требованиям и стандартам НАТО".
16 января — В Вашингтоне планируется подписание "Американо-балтийской хартии безопасности". Посол США в Литве К.Смит: Хартия не будет носить "чисто декларативный характер", документ возложит на стороны взаимные обязательства.


Даже для искушенного в политической жизни наблюдателя, избалованного причудами событий последнего десятилетия в Центральной и Восточной Европе, избрание президентом Литвы американского эколога В.Адамкуса оказалось сюрпризом. Однако эта "странность" при ее рассмотрении в логике регионального геополитического процесса обнаруживает определенные закономерности.
То, что Прибалтика "входит в зону национальных интересов США", было заявлено в начале 90-х годов, и к этой "странности" уже "привыкли". Давно перестали быть "странными" и конкретные шаги США и их скандинавских партнеров по приобщению прибалтов к структурам НАТО. С 1995 года США последовательно создают систему контроля воздушного пространства Литвы, Латвии и Эстонии. Подключение ее к аналогичной структуре в Швеции приведет, в перспективе, к образованию единой системы контроля за воздушным пространством всего Балтийского региона (с примыкающими к нему территориями России, разумеется).
С осени 1996 года разрабатывается "Американо-балтийская хартия безопасности", нацеленная на "интеграцию Латвии, Эстонии и Литвы в европейские институты" (и, о чем откровенно говорится, на некоторое сдерживание "натовского ража" прибалтийских политиков). Для подкрепления своих обещаний США санкционируют "балтийский план действий" по укреплению безопасности, предложенный Данией весной 1997-го. "Датский план" предусматривает создание "временной" альтернативной НАТО организации — "Копенгагенской группы" с активным участием скандинавских государств.
Дания — один из самых надежных интерфейсов США в Северной Европе — приняла самое деятельное участие в формировании совместного миротворческого батальона "Балтбат" и военно-морской эскадры "Балтрон" прибалтийских государств. Достаточно прибавить к этому отказ Латвии, Литвы и Эстонии от настойчиво предлагаемых российских гарантий безопасности, в которой "странность" результата президентских выборов в Литве оказывается не такой уж странной.
Любопытно, что американский эколог В.Адамкус чуть ли не первым (еще в ноябре 1996 года!) заявил о намерении выставить свою кандидатуру на президентских выборах в Литве. А весной 1997-го "заокеанский почин" баллотироваться в литовские президенты поддержали американский профессор-антрополог литовского происхождения Л.Башкаускайте и депутат Сейма, эмигрант из США, К.Бобялис. Так что "американская команда" оказалась довольно сильна, особенно если учесть, что Адамкуса изначально поддерживала третья по величине (и вторая по представительству в Сейме) партия "Союз Центра". К весне 1997г. в предвыборном "рейтинговом марафоне" единственным претендентом, не имеющим очевидных "американских страниц" в своей биографии, был радиожурналист, ведущий католической передачи В.Жукас.
Примечательно, что уже в декабрьском 1996г. рейтинге популярности в Литве В.Адамкус занял первую позицию, и на протяжении всего предвыборного марафона делил "призовые места" с известными литовскими политиками, чуть позже заявившими об участии в президентской кампании. Весной в группу "кандидатов в президенты" вступили бывший зам.генпрокурора Литвы А.Паулаускас и лидер партии "Союз Отечества", спикер Сейма В.Ландсбергис, вдохновленный успехом правых и правоцентристских сил на парламентских выборах осенью 1996г.
Молчал лишь самый популярный политик Литвы — президент А.Бразаускас, составлявший достойную конкуренцию в предвыборных рейтингах В.Адамкусу и другим кандидатам на президентство. В сложившейся ситуации, пожалуй, наиболее странным обстоятельством можно назвать отказ Бразаускаса от участия в выборах. Сначала он намекнул на возможный отказ баллотироваться в июне 1997-го, а затем в октябре (в преддверии своего крупного политического успеха — подписания Договора о демаркации границ между Россией и Литвой) сделал об этом официальное заявление, буквально шокировав избирателей. Сам А.Бразаускас мотивировал свой отказ тем, что "пришло время идти во власть новому, молодому поколению, НЕ ЗАПЯТНАВШЕМУ СЕБЯ КОММУНИСТИЧЕСКИМ ПРОШЛЫМ" (!!!).
Среди кандидатов на президентский пост молодых опытных политиков было двое: Паулаускас и Андрюкайтис, которые, несмотря на молодость, оказались представителями бывшей партийной номенклатуры. Например, беспартийный кандидат юрист Паулаускас работал одно время в отделе государства и права ЦК компартии Литвы. А единственным значимым кандидатом (правда, не молодым), заведомо "не запятнавшим себя сотрудничеством с коммунистами", оказался представитель противоположного лагеря времен "горячей" и "холодной" войны — В.Адамкус.
Был ли отказ Бразаускаса от президентства главной причиной победы Адамкуса — вопрос дискуссионный. Но, несомненно, после выбывания Бразаускаса борьба ужесточились — начался "компроматный отстрел" оставшихся кандидатов. Одним из первых пострадал В.Ландсбергис, обвиненный в сотрудничестве с КГБ. И хотя литовская Генпрокуратура это опровергла, лидер консерваторов получил в 1-м туре, несмотря на широкую поддержку СМИ и католической церкви, только голоса своего неизменного электората (около 15%). А.Паулаускасу припомнили прошлое его отца — руководителя КГБ одного из районов Литвы. Но призыв Бразаускаса к своим избирателям (составлявшим, по данным рейтингов, примерно треть электората) отдать голоса за молодого независимого политика А.Паулаускаса — сделал возможной победу юриста в 1.м туре.
Пожалуй, меньше всего в предвыборной "перестрелке" пострадал В.Адамкус. Еще в мае 1997-го оказалась под вопросом сама возможность его участия в президентских выборах. Сторонники В.Ландсбергиса в сейме отклонили предложение центристов внести поправку в Конституцию, отменив положение о цензе оседлости для кандидатов, согласно которому претендент на президентский пост должен постоянно проживать в Литве не менее трех лет. В.Адамкус, получивший литовское гражданство в 1992 году (при помощи Ландсбергиса), продолжал жить и работать в США и лишь изредка приезжал в Литву. Однако этот законодательный маневр правых дал обратный результат (на что, не исключено, и был действительный расчет) — рейтинг Адамкуса "в роли гонимого" пополз вверх. При мощной поддержке Союза Центра эколог сумел доказать в суде свое право на участие в выборах: прописан в Шяуляе, числился консультантом в одной из литовских фирм, даже принимал участие в политической жизни страны — в 1993 году возглавлял штаб кандидата в президенты Литвы С.Лозорайтиса.
Теперь — подробнее о некоторых странностях политической биографии американского эколога. Родился в 1926 году в Каунасе. Осенью 1944 года участвовал в сражениях против советских войск в "отрядах освобождения Литвы" — союзнических соединениях фашистской Германии, которые курировались и снабжались военной разведкой третьего рейха и лично Геленом. Уехал в Германию, учился там в Западном секторе на природоохранном факультете Мюнхенского университета, а после эмиграции в Америку в 1949г. — уже через год(!) поступил на службу в военную разведку США, то есть к новому "шефу" Гелена — Даллесу.
В 1958-1967г.г. В.Адамкус активно работал в литовских эмигрантских организациях в США, став председателем Совета "Общества американских литовцев" — одной из тех (далеко не чисто культурных!) организаций, которые играли ключевую роль в "идеологической борьбе" против стран советского блока все годы "холодной войны" и "перестройки". С 1972 года Адамкус часто посещает Литву с целью "оказания родному краю финансовой и технической помощи в решении экологических проблем". А в начале 80-х эколог работает в Агентстве по охране окружающей среды США, возглавив научно-исследовательский центр по экологии и позже занимая пост администратора по природоохранным вопросам в центральных и западных штатах, но не забывая об "экологических проблемах" первого отечества.
Вспомним многочисленные скандалы, связанные с разведывательной и дестабилизирующей деятельностью западных экологических организаций не только в бывшем СССР, но и в странах-союзницах по НАТО. Например, спекуляции на тему вреда от Игналинской АЭС, "счета" в сотни миллиардов долларов, выставляемые прибалтийскими странами бывшему СССР (а теперь России) за "нанесенный в период оккупации экологический ущерб", разведоперации норвежской "Беллуны" на российском Севере, попытки торпедирования "Гринпис" французской программы ядерных испытаний. И признаем, что, с учетом вышеприведенных фактов "специальной" биографии, появление В.Адамкуса на посту президента Литвы вызывает много вопросов.
Возможно, литовские избиратели сочли боевые действия в составе "лесных братьев" и работу в американских спецслужбах более безобидными фактами, нежели сотрудничество с КГБ. Возможно, дала о себе знать долго культивируемая в общественном сознании мысль о решении всех проблем литовского государства с помощью Запада, и, в данном случае, при участии его почти прямого представителя, "стоящего над политическими распрями левых и правых". (Заметим для справедливости, что в случае победы Паулаускаса ему, как и А.Бразаускусу, было не избежать конфронтации с правыми в Сейме.) Возможно, литовской элите захотелось как можно скорее избавиться от "комплекса вины" за свое коммунистическое прошлое хотя бы на единственном уровне "первого лица" в государстве.
Одно несомненно: решающую роль в победе В.Адамкуса сыграла его дружная поддержка во 2-м туре всеми проигравшими в 1-м туре пятью кандидатами (и, соответственно, значительной частью их избирателей). Очень неубедительно выглядят действия его оппонентов из полярных лагерей — Бразаускаса и Ландсбергиса: чрезвычайно опытные политики, они избрали такие формы "оппонирования", которые неизменно приносили дополнительные очки в копилку победы Адамкуса. И как-то странно-скромно выглядит эта победа с перевесом лишь в 0,6% под крики сторонников А.Паулаускаса о многочисленных нарушениях правил голосования почти на 40 избирательных участках.
Но даже вынося за скобки перечисленные сомнения, трудно отрешиться от мысли, что новый президент оказывается изначально ослаблен и несвободен в действиях сразу по нескольким причинам. Во-первых, возраст — скоро 72 года — для современной политической динамики довольно высок. Особенно на фоне регулярных волн обвинений с Запада в адрес политической элиты "новых независимых государств" в приверженности "постсоветской геронтократии". Во-вторых, сотрудничество президента (пусть даже в порядке "максимализма молодости") с гитлеровским вермахтом — на международной арене не могут не увязывать с обвинением, которое регулярно озвучивают в отношении Литвы (недавно в очередной раз — группой крупнейших американских политиков во главе с Бейкером): Литва не преследует на своей территории бывших нацистских преступников и не сотрудничает с международными организациями в расследовании их преступлений. В-третьих, наконец, американское гражданство и работа в спецслужбах и высшей бюрократии США — автоматически ставят под подозрение любые международные действия и инициативы Адамкуса — как действия и инициативы американские.
Рассматривая совместно явные симпатии администрации США к данному кандидату (включившие редко даваемое разрешение баллотироваться в "чужой стране") и перечисленные "неудобности" его избрания, трудно отделаться от впечатления, что на президентских выборах в Литве США использовали некий "политический форсаж". И природа этого форсажа, возможно, в том обострении борьбы между США и Германией за сферы влияния, которое наблюдается в Восточной и Центральной Европе в течение последних полутора лет. Последние раунды этой борьбы, включающие победу прогерманских сил на парламентских выборах в Польше, крах проамериканского кабинета Клауса в Чехии и успешные инициативы Финляндии по торпедированию (через Эстонию) столь дорогого американскому сердцу "единства Балтии" — означают, что между Россией и Германией быстро строится транзитно-терминальная зона, основной пакет "политических акций" в которой может вскоре оказаться у Бонна.
Германия, активно занимающаяся созданием "общеевропейского дома" под эгидой ЕС и ЗЕС (одновременное председательство в которых она получит в 1999 году), по-своему лоббирует интересы прибалтийских государств в европейских институтах. Она реализует в Прибалтике свои военные проекты — переоснащение полицейских сил и погранвойск прибалтийских республик. Германская промышленность неуклонно наращивает потоки капиталовложений в регион. Общий объем инвестиций в экономику Эстонии, Латвии и Литвы составляет в настоящее время более 250 млн. марок. Такая же сумма будет в ближайшие годы направлена на развитие промышленности прибалтийских государств. Но подобные "подарки" — не делаются "за просто так"!
Поэтому представляется довольно правдоподобной гипотеза, что избрание Адамкуса — стремление США форсированно "застолбить" центральную позицию в столь геополитически важном и динамичном регионе, попытка "почти любой ценой" поставить свою американскую "пробку" на пути угрожающе растущих терминальных связей Германии в направлении России. Заметим здесь, что немецкие СМИ в большинстве откомментировали избрание В.Адамкуса весьма ревниво, как "проявление некоторой политической наивности литовского избирателя", доверившегося человеку, демонстрирующему в своих интервью, что "понятия не имеет о том, что происходит в стране".
Однако этой гипотезе не противоречит и другая возможность. У США и Германии в Европе, и особенно в отношении России, есть немало не только взаимоисключающих, но и общих интересов. Резонно допустить, что именно человек с биографией Адамкуса может оказаться подходящей фигурой для того, чтобы содержательно, без лишнего шума и пафоса, обеспечивать согласование подобных интересов.
Так или иначе — мир поставлен перед фактом: в Литве — новый президент, отвечающий (по Конституции) за внешнюю политику государства. В первых интервью после своей победы В.Адамкус заявил: "Лучше быть реалистами и понять, что до 2005 года Литву в этой организации (НАТО) не ждут и туда ее не примут ...Возможно, следует искать альтернативные варианты поддержки среди стран Скандинавии". Очень напоминает американо-датский план, не правда ли? Но не исключает и трансформации к моделям типа той, которую Финляндия реализует в отношении Эстонии...
А по вопросу отношений с Россией новый президент Литвы подчеркнул, что крайне важно наладить сотрудничество в области торговли, для чего необходимо открыть границы и снизить таможенные пошлины. Такая заинтересованность более чем понятна: экономические связи с Россией и, в первую очередь, товарный транзит обеспечивают около половины литовского бюджета. Поэтому вряд ли оправдана настороженность тех, кто заранее ждет от Литвы при Адамкусе каких-либо крайне грубых и резких шагов в отношении РФ.
Но в связи с подобными ожиданиями хочется отметить еще один важный момент. Все политики, ставшие президентами в государствах бывшего СССР (до 1998 года), "родом" из советской партийной номенклатуры, обладают опытом и знанием определенных общих законов, по которым на огромном пространстве сосуществовали десятки народов, сумевших все-таки стать в той или иной мере действительно "братскими" — даже на фоне возобладавших стремлений к "независимости" и разрыву. И в своем сколь угодно негативном отношении к бывшему "старшему брату" — номенклатурная элита "младших" в каком-то смысле предсказуема, что довольно существенно для разрушенных родственных отношений.
Новый президент Литвы пришел не просто из другого "идеологического лагеря". Он из другой "семьи" с ее собственными, другими законами "братства", "родства" и вражды. Российским политикам теперь придется особенно внимательно приглядываться к новой литовской политической реальности и учиться понимать и предсказывать ее "непредсказуемости". И быть готовыми не просто констатировать "по мере поступления" ее "странности", но и опережающе конструировать свою Большую Стратегию в новой — все более крупной, сложной и непредопределенной по результатам — Большой Европейской Игре.
Э. КРЮКОВ




Вверх
   29-07-2013 14:00
Отставка после зачистки// Прокурор Подмосковья подал рапорт об увольнении по внутриведомственным обстоятельствам [Коммерсант]
Эдварда Сноудена могут отправить в центр временного размещения за пределы Москвы [Коммерсант]
Roshen не получала официального уведомления о запрете поставок конфет в Россию [Коммерсант]
Германский промышленный концерн Siemens может отправить в отставку генерального директора Петера Лешера за четыре года до окончания срока действия его контракта. На днях Siemens вновь выпустил предупреждение о снижении прибыли, и это уже пятое предупреждение… [Коммерсант]
Главу Siemens могут отправить в отставку// Компания вновь выпустила предупреждение о снижении прибыли [Коммерсант]
Dollar under pressure as central bank meetings loom [Reuters]
EU's Ashton heads to Egypt for crisis talks [The Jerusalem Post]
Dollar slips as Japan stocks skid [The Sydney Morning Herald]
Something fishy going on as Putin claims massive pike catch [The Sydney Morning Herald]
Russian blogosphere not buying story of Putin's big fish catch [The Sydney Morning Herald]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС (0,000)