Дата публикации: 11.11.1997 Источник: "Завтра" No: 45 (206) |
23 сентября США и Япония подписали новый договор о сотрудничестве в военной области.
14 октября Китай заявил, что не может позволить, чтобы Тайваньский пролив являлся объектом оборонного сотрудничества между Японией и США в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
31 октября Премьер-министр Японии Хасимото высоко оценил встречу Клинтона и Цзян Цземиня. По словам Хасимото, стабильность в Азии не может быть гарантирована до тех пор, пока Япония, США и Китай не будут поддерживать прочные и всесторонние связи.
1-2 ноября В Красноярске состоялась неформальная встреча президента РФ Б.Ельцина и премьер-министра Японии Р.Хасимото.
За последнее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошло несколько событий, означающих, возможно, начало принципиального изменения прежней схемы взаимоотношений между державами-лидерами. Внешне это выразилось в беспрецедентной интенсивности дипломатических контактов на высшем уровне. Япония, США, КНР и Россия провели одну за другой встречи высших руководителей своих государств. 29 октября состоялись переговоры между председателем КНР Цзян Цземинем и президентом США Биллом Клинтоном. В первых числах ноября последовала встреча руководителей Японии и России, затем предстоят переговоры лидеров Японии и Китая, следом Китая и России. 25 ноября пройдет встреча руководителей стран членов Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества /АТЭС/, а затем неформальный саммит руководителей стран членов АСЕАН в декабре в Малайзии.
Такая плотность контактов на фоне недавнего дипломатического и политического застоя выглядит исключительной. Однако важна, конечно, не сама эта плотность, а то, что за ней стоит. Представляется, что в дальневосточной большой политике намечаются перемены, способные надолго определить новую конфигурацию политического поля.
Давней и постоянной исторической целью Китая является выход на роль "мировой сверхдержавы". Следует признать, что в период после завершения "холодной войны" Китай сделал громадные шаги к достижению этой цели, и сегодня на пути к ней ключевое направление политики Китая предотвращение возможности "однополюсного господства" США. Однако для этого Пекин вовсе не собирается идти на конфликт с Америкой. Напротив, в ходе визита в Вашингтон Цзян Цзэминь стремился поднять отношения Китая с США до уровня 1989 года. Китайская пропаганда подает этот шаг как тактический маневр: "Курс Дэн Сяопина по отношению к США заключается в рекомендации временно умиротворить США крупными уступками и получить таким образом максимум пространства для маневра. Цзян развил эту тактику своей политикой улучшения отношений с США".
Действительно ли это лишь тактический ход, и не просматривается ли за ним "восточное коварство двойной игры"? Вопрос сложный. Во всяком случае, Цзяну удалось продемонстрировать для США значимость Китая в качестве "сверхдержавы ХХI века". Зато в отношении Японии Китай не утруждается сложными дипломатическими маневрами. После опубликования новой редакции договора о японо-американском оборонном сотрудничестве он настолько открыто выражает свое недоверие Токио, что в японском МИДе гадают: то ли Китай нажимом на США стремится "перетянуть к себе" Японию, то ли (о чем ходят слухи как об одной из тем переговоров Цзяна в США) Китай приглашает Америку "сменить" Токио на Пекин. В самом деле, в не очень далекой перспективе Китай по экономической мощи сравняется с Японией, а как торговый партнер он уже сегодня может дать американцам больше. Поэтому, дескать, стратегическое сотрудничество с Китаем будет для США более выгодно, чем с Японией.
США, в свою очередь, тоже стремятся к расширению диалога с КНР. Это не только знак ее признания мировой державой, но и, в первую очередь, стремление "погасить" в зародыше весьма неприятную для Вашингтона, хотя и гипотетическую, вероятность налаживания "стратегического партнерства" между Москвой и Пекином. Впрочем, для того, чтобы Китай не заблуждался относительно имеющихся возможностей его силового сдерживания, США одновременно громко подтверждают японо-американский союз в АТР.
В этой ситуации "потерпевшей" выглядит Япония. За послевоенные годы она так и не заслужила признания в качестве одного из "мировых полюсов", хотя и занимает второе место в мире по экономическому потенциалу. В политическом и международном плане в АТР с Японией считаются мало (не сравнить с Китаем) по нескольким причинам в течение послевоенных десятилетий она зациклилась прежде всего на экономическом возрождении и финансовом накоплении, а в международном плане ушла в самоизоляцию; страны региона не могут простить Японии ее милитаристскую и гегемонистскую политику до и во время войны; несмотря на гигантские экономические успехи, Япония фактически до сих пор находится под протекторатом США и самостоятельную международную политику не ведет; ее прежние идеологические лозунги о "Великом едином азиатском пространстве" сегодня уже ей не принадлежат они с успехом перехвачены Китаем.
Понимает ли свое непростое положение Япония? Несомненно. Именно на его изменение направлено множество ее шагов: от борьбы за сокращение американского военного присутствия на островах до "новой евразийской политики" премьера Хасимото. Сейчас по инициативе японского МИДа прорабатывается "концепция двух треугольников", один из которых составляли бы Япония, США и КНР, а другой Япония, США и Россия. Проще говоря, Япония стремится выйти за узкие рамки отношений с США и обрести через связи с Россией и Китаем опору в регионе.
Для США также становится ясно, что их давняя региональная ставка на Японию в нынешних изменившихся условиях оказывается геополитически небесспорной. Исходя из этого, США приходится решать диллему либо позволить Японии большую самостоятельность (вплоть до отмены конституционного запрета на собственные вооруженные силы), а значит, довольно ощутимо потерять в военно-политическом влиянии в регионе (базы, базы!), либо, сохранив Японию в качестве "непотопляемого авианосца" (и не более того), договариваться с новым региональным лидером Китаем. И похоже, именно этот второй выбор и намеревается сделать Америка.
Впрочем, из сказанного о Японии вовсе не следует вывод о ее "слабости и беззащитности". Крупнейшая финансовая держава мира, с одной из мощнейших в регионе армий (стыдливо называемой силами самообороны) Япония достаточно сильна, чтобы не испытывать особых тревог еще долгое время. Новый американо-японский военный договор Японию наверняка не ослабит. Активность Японии на постсоветском пространстве (республики Средней Азии и Закавказья, где обозначилось очень неоднозначное союзничество-соперничество Японии с Европой, и прежде всего Германией, российский Дальний Восток) показывает, что, обозначая свой "бунт вассала", Япония лишь претендует на гораздо более активную роль в предстоящем переделе мира, который ведет ее "сюзерен" США.
Если представить эту политико-дипломатическую и силовую игру государств в терминах популярного аттракциона по перетягиванию каната, то (условно и сугубо метафорично) картина выглядит следующим образом. Доныне существовавшая схема заключалась в том, что за один конец каната интересов тянули США и Япония, а за другой Россия и Китай. Каждый из "участников аттракциона" соревновался с большим или меньшим рвением, кто-то вообще только делал вид, что "тянет", но принципиальный расклад команд был именно таким. Новая схема может выглядеть совершенно иначе. США могут отчасти из страха перед все усиливающимся Пекином, отчасти желая скорректировать саму цель состязаний договориться с сильнейшим из своих соперников (редко склонным к командной игре) с Китаем. Это не значит, что Китай открыто перейдет в другую команду. Достаточно того, что он перестанет "тянуть" всерьез и приз достается победителям и их тайным "помощникам". А приз в данном случае интересы побежденного... или, как ни прискорбно, он сам.
Как же ведет себя в этой очень серьезной игре Россия? Крайне непоследовательно. Выступая против расширения НАТО на Восток, Россия затем фактически согласилась на расширение альянса. Объявив о "стратегическом партнерстве" с Китаем, российский МИД вдруг заявляет, что "японо-американский союз может быть выгоден России, учитывая быстро растущую экономическую и военную мощь Китая", то есть, выбирает по отношению к своему "стратегическому партнеру" позицию типа "двое дерутся, третий не мешай". Мы, мол, будем стоять в сторонке, а японо-американский альянс, как наиболее заинтересованный, пусть сдерживает китайскую мощь. Не вдаваясь в перечисление многих, мягко говоря, несуразностей такого подхода (вроде того, что стояние в сторонке вовсе не исключает опасности получить по физиономии после того как "двое" побьют "третьего"), зададим вопрос: неужели наш МИД думает, что США вместе с Японией действительно собираются идти на конфликт с Китаем?
Но еще важнее другой вопрос а как отнесется к нашей такой "сторонней" позиции Китай? Не бросит ли она его тем вернее в объятия США? Какую бы настороженность в отношении Китая ни испытывала Россия, она все равно не сможет договориться с Японией об игре против США. Или здесь срабатывает излишняя пугливость, что Китай станет "перебежчиком"? Но сами небезызвестные творцы идеи "стратегического партнерства" Китая и США признают, что добиться его (даже если существует обоюдное желание сторон, что вовсе не факт) будет очень непросто. "Синдром китайской угрозы" в среде американских политиков по-прежнему преобладает, убежденность в необходимости опоры на испытанных друзей в лице Японии или АСЕАН остается доминирующей. И эти убежденности вряд ли кардинально изменятся со сменой администрации США.
В политическом перетягивании каната нельзя делать ставку только на грубую силу (особенно, если ее нет). Здесь крайне важно не потерять ТОЧКУ ОПОРЫ. Действительно невозможно победить в парном состязании, когда трое игроков решат "подставлять ножку" четвертому. Но именно поэтому ему просто для самовыживания необходимо вести тонкую и умную игру, не провоцировать и НЕ ДОПУСКАТЬ СГОВОР ПРОТИВ СЕБЯ. Иначе "нечаянно" отпущенный кем-то канат может ведь и захлестнуться в одночасье на чьей-то шее...
|