* * *
17 ноября -- В Грозном
завершил работу съезд общеполитического движения "Кавказский дом".
Приняли участие З.Яндарбиев, С.Радуев, представители республик Северного
Кавказа, Азербайджана и Грузии. Стратегическая задача движения -- создание
единого кавказского государства. В принятом постановлении говорится, что Россия
и русский народ должны покаяться перед народами Кавказа за причиненные
страдания, зло и насилие.
24 ноября -- Заявлено, что
военнослужащие Украины войдут в совместный миротворческий батальон по охране
создаваемого Евразийского коридора.
6 декабря -- У
погранпункта Верхний Ларс на российско-грузинской границе произошло
столкновение между российскими пограничниками и группой молодежи из грузинского
движения "Союз граждан".
10 декабря -- МО РФ
сообщило, что Россия передаст Грузии 10 военных объектов.
16 декабря -- На
внеочередном заседание парламента Грузии поставлены вопросы о целесообразности
пребывании Грузии в СНГ, о необходимости вывода российских войск и баз с
территории Грузии, о состоянии пограничных отношений.
5 января. --.
Высокопоставленный.
представитель. Минобороны РФ
Л.Ивашов прибыл в Грузию для обсуждения двустороннего сотрудничества, в том
числе проблемы российских баз и миротворцев, которую Грузия ставит в прямую
зависимость от восстановления своей юрисдикции на территории Абхазии.
6 января -- Шеварднадзе
объявил, что намерен обратиться в ООН с предложением провести в Абхазии
миротворческую операцию по типу боснийской.
8 января -- Абхазия
заявила, что согласна только на "горизонтальные" отношения с Грузией
на основе равной субъектности сторон.
9 января -- Грузинский
парламент принял постановление, в котором рекомендовал президенту отказаться от
изживших себя миротворческих функциях России и поставил вопрос о полном выводе
российских войск из Грузии.
* * *
Проблема отпадающего Кавказа так очевидно
является в последние годы основной "головной болью" России, а
"врачевание" российских политиков и военных так очевидно бессильно ее
унять, что постепенно общество приучается не реагировать, почти не замечать
творящегося на юге. С некоторых пор и СМИ, пусть однобоко и пристрастно, но все
же обильно освещавшие чеченские события, утеряли к ним интерес. Экстатическая
чеченофилия сменилась отчужденным слабо выраженным порицанием бесконечных
захватов заложников, что лишь усугубило атмосферу "быта" и
обреченности.
В ряду "бытовых" происшествий
оказалось и нападение на Буйнакск, хотя оно таковым считаться никак не может
хотя бы в силу неслучайности выбранного объекта (безнаказанно напали на мощную
военную часть в городе, фактически только русскими военными заселенном) и
"интернациональности" нападавшей группы (чеченцы и дагестанцы
видимо, ваххабиты). То есть очень "знаковый", демонстрационный инцидент,
рассчитанный на долгий резонанс. В Дагестане запланированный эффект был получен
(о чем ниже), ну а московскую спячку удалось нарушить только министру Куликову,
который на прошлой неделе "вдруг" с милицейской прямотой высказался о
необходимости "превентивных ударов" по чеченским террористам. Которые
иного языка все равно не понимают, а значит, их надо уничтожать.
Вот уж тут были и резонанс, и резонерство,
и вой, и крик, и мольбы о помощи, и опровержения МВД, что министр вовсе не то
имел в виду, что подумали. Что он имел в виду, судя по всему, так и останется
тайной, хотя идея превентивных ударов по террористам не его изобретение. Они
практикуются рядом "цивилизованных" стран (обычно под аплодисменты
мирового сообщества), а в контексте объявленной чеченскими властями войны
бандитам и вовсе могут рассматриваться как совместная антитеррористическая
операция на своей территории.
Но... сразу две заковыки: чеченские власти
явно склонны решать свои проблемы "внутрисемейно", да и министр
внутренних дел РФ вряд ли готов "сообща с главным террористом"
искоренять скверну. Так что практических действий данное высказывание,
вероятно, не повлечет. Гуманисты еще поволнуются, премьер уже пожурил, а
президент может, вернувшись с Валдая, считать, что и достоинство было соблюдено,
и благоразумие победило.
Что же до ультиматума новоявленного
чеченского премьера, то его реализация налицо: ТВ показывает чеченского
полевого командира в чине "бригадного генерала", освободившего аж
трех накануне захваченных заложников и пленившего их захватчиков
("бандитов"). И все бы хорошо, но известно (не из ТВ), что юный
"генерал" сам при случае берет заложников, в том числе и с
сопредельных "этнически родственных" территорий. Так что объявленная
"война преступности" прежде всего ни что иное, как попытка
подавления "клана Радуева" "кланом Басаева", то есть
логическая необходимость для А.Масхадова, изначально не обладающего мощным
тейпом и за год президентства сильно потерявшего популярность. Если это
начинание чеченским властям удастся, то, скорее всего, Радуев окажется
оттесненным на периферию (и политически, и территориально к Дагестану), где
постарается создать новый очаг (уже не чисто чеченского, а объединительного)
движения под лозунгами ваххабизма.
Вообще, "объединительные" проекты
становятся "злобой дня" и активно прорабатываются кавказскими
лидерами. Таких проектов, как минимум, три.
Во-первых, хорошо известная
"вайнахская идея" и весь связанный с ней набор чеченских инициатив,
не ограниченных "Великой Ичкерией". Инициатив организационных (по
созданию общекавказского парламента), политических (Шамиль Басаев настойчиво
предлагает себя на роль примирителя внутригрузинских конфликтов) и
экономических (например, стремление Чечни вместе с Грузией решить проблему
автотранспортного выхода в Черному морю, для чего уже проложены 36 км дороги
через Горную Ичкерию и ведутся переговоры с Тбилиси).
Нельзя сказать, что кавказские конкуренты
мечтают оказаться в зависимости от Грозного "замиренческие"
инициативы Басаева отклонены Шеварднадзе, якобы из-за его участия в абхазской
войне, и строить дорогу грузины тоже не спешат. Грузия имеет свой отчетливо
вырисовывающийся проект "Кавказского дома" с собственным
домоправлением. Козыри Грузии почти уникальное срединное размещение на карте
Кавказа и пристальное внимание Запада к этому обстоятельству. Не зря
иностранные компании начали "освоение" Грузии именно с вложений в
транспортные магистрали.
И не случайно идея "евразийского
транспортного коридора" столь лихорадочно готовится к реализации после
ноябрьского прикаспийского турне министра энергетики США Ф.Пенья, а казавшийся
недавно утопическим замысел "западного" маршрута для большой
азербайджанской нефти вдруг, несмотря на дороговизну, приобрел статус чуть ли
не наиболее предпочтительного для США. После такой "отмашки" о
страстном желании гнать нефть в обход России заявили президент Казахстана и
премьер Узбекистана. А неформальное (пока что) объединение четырех стран в ГУАМ
и есть политическое строительство того самого провозглашенного моста из
Центральной Азии в Европу с двумя "опорами" в Грузии и на Украине.
Следующим шагом в этом
"строительстве" должен стать распад СНГ. Пафос кишиневской встречи,
обескуражившей российского президента, не остался пустым звуком, роль
застрельщика, видимо, берет на себя Тбилиси. Вопрос о выводе российских военных
с территории Грузии и о выходе из СНГ уже не раз поднимался в Тбилиси
парламентской оппозицией. В середине декабря было решено отложить его на четыре
месяца, но не прошло и одного, как этот вопрос снова поставлен и с большей,
чем когда-либо, жесткостью и определенностью.
Уступка в надуманном "пограничном
конфликте" в Ларсе открывает новую серию российских уступок Грузии. Теперь
речь идет о компенсации за выведенное в 1991-1992 годах вооружение и передаче
российских военных объектов в собственность Грузии. Министр обороны Грузии
В.Надибаидзе после визита в Москву обнародовал на пресс-конференции в Тбилиси
объем претензий: 10 миллиардов долларов компенсации и перевод под юрисдикцию
Грузии сорока объектов, в том числе здания штаба российских войск в Закавказье,
расположенного в центре Тбилиси. Десятью днями раньше Россия обязалась передать
десять военных объектов аппетиты растут! По словам грузинского минобороны,
его российский коллега "с пониманием отнесся к требованиям грузинской
стороны".
Сенсационным было заявление В.Надибаидзе о
том, что российские и грузинские финансисты ошибались, ведя переговоры о
реструктуризации грузинского долга РФ в размере 175 миллионов долларов.
Оказывается, Россия сама должна Грузии 300 миллионов долларов за аренду земли
под военными базами. В общем "кто смел, тот и съел", а Россия,
видимо, обречена "относиться с пониманием".
8 января очередное заседание грузинского
парламента началось с раскрученной журналистами "утки" о захвате в
Гальском районе "более 300 грузинских заложников". И хотя абхазской
стороной уже были сделаны опровержения (женщины и дети из остановленного
районной милицией автобуса были отпущены сразу, а девятерых мужчин без
документов задержали для опознания и штрафа), парламент поставил вопрос об
ответственности миротворцев за инцидент с "заложниками" и принял
постановление, рекомендующее президенту Грузии отказаться "от изжившей
себя миротворческой функции России" и выводе российских войск из Грузии
вообще.
Возможно, и даже скорее всего, Шеварднадзе
этой рекомендации не внемлет, но роль "устрашения" России она
выполнит в любом случае. Возможно, Россия не пойдет на все тбилисские
требования по отказу от собственности, но тех десяти объектов, которые она уже
сама предлагает к отдаче, вполне довольно, чтобы лишить себя возможности
стратегической игры на Кавказе. Ведь в их число входят военные базы в
Ахалкалаки и Вазиани на армянонаселенной территории, граничащей с Турцией и
Арменией, в непосредственной близости от Батуми. То есть в то время, когда
аджарский лидер Абашидзе ведет свою непростую политическую игру с Тбилиси, имея
в виду Россию и российское военное присутствие в регионе, Россия готова
поступиться своими опорными точками. Странно ли, что ей "вежливо", но
все более настойчиво предлагают убраться вовсе, передав свои функции войскам
ООН?
Оставим Закавказье и вернемся на российский
Кавказ, к его сегодняшним политическим реалиям и возможным завтрашним планам.
Соседство с Чечней тут доминирующий фактор, но "вайнахская идея"
популярна разве что в Ингушетии. Предложение Грозного создать общекавказский
парламент было встречено на официальном уровне крайне холодно, а парламент
Кабардино-Балкарии в ответ утвердил устав Межпарламентской ассамблеи, куда
вошли Кабардино-Балкария, Адыгея и Карачаево-Черкессия.
Тут дело не только и не столько в
приверженности России (в чем постоянно и наперебой уверяют Москву нынешние
лидеры северокавказских республик). "Этнический котел" бродит новыми
лозунгами, под спудом сегодняшнего официоза вываривается "великоадыгская
идея". Она может в перспективе быть и "посильнее" вайнахской
ведь адыгская группа по численности и расселению доминирует на Северном
Кавказе. Разумеется, эта идея имеет своих "активистов", а значит, и
спонсоров в зарубежных диаспорах. Ситуация в республиках разная от весьма
неблагополучной в Адыгее, где после принятия закона о языке идет интенсивный
отток русского населения и приток адыгов из-за рубежа, до внешне благополучной
в Кабардино-Балкарии.
Президент последней Коков вроде любим
народом и вроде преодолел "балкарский сепаратизм", было заявивший о
себе накануне прошлогодних выборов. Но несмотря на видимую стабильность и
отдаленность следующих выборов, "политических торфяник" подгорает под
президентом, загнанная на глубину адыгская тема набирает обороты. Есть и
потенциальный лидер обиженный Москвой генерал Семенов, бывший командующий
Сухопутными войсками, есть и базирующаяся в Нальчике Конфедерация народов
Кавказа с ее латентно существующими боевыми отрядами, которые могут быть
задействованы при необходимости и стать основой некоей кавказской армии. Тут не
хочется "каркать", но и традиционное умолчание этой темы неприемлемо.
Так называемые "незаконные вооруженные формирования" (НВФ), возникшие
в свое время по всему Северному Кавказу и потом расформированные это те самые
пресловутые "ружья", которые ждут "пятого акта", чтобы
выстрелить.
Не так давно в Дагестане, наиболее
страдающем от чеченских набегов, было принято решение Госсовета по созданию
отрядов самообороны. Между представителями республиканской и федеральной власти
пошла вялая дискуссия о допустимости таковых. В ответ на протесты и
предупреждения о неизбежной легализации бандитских формирований республика
приводит свои доводы: во-первых, отряды самообороны будут фактически
подразделениями МВД; во-вторых, поскольку они местные, то им и будет виднее,
кто бандит, а кто нет, и вообще если федеральная власть защитить республику
не способна, предоставим это населению. Буйнакское нападение, естественно,
подогрело это сомнительное начинание. Поскольку оно является "ноу
хау" дагестанских властей и лоббируется ими в Москве, надо полагать,
инициатива будет реализована. Правда, есть мнение в самом Дагестане, что отряды
самообороны создаются не столько с целью защиты от Чечни, сколько для защиты
пошатнувшейся сегодня власти от национальных движений внутри Дагестана, прежде
всего, лезгинского. В любом случае "затея" многообещающая.
Ничуть не менее многообещающе намерение
Р.Аушева воссоздать в Ингушетии "Дикую дивизию". Единственный
"остров стабильности" в регионе Северная Осетия (во всяком случае
таковой считает ее президент А.Галазов) накануне выборов, то есть ротации
элит со всеми вытекающими последствиями. Два основных кандидата А.Галазов и
А.Дзасохов. Социологические прогнозы утверждают, что победит Дзасохов, причем с
большим отрывом. Не секрет, что затянувшаяся "спиртовая война" бьет
по интересам подпольных "водочных королей", к каковым вряд ли можно
отнести самого Галазова и "его клан" (правящему клану незачем быть
подпольным, его интерес, наоборот, в установлении госмонополии в пределах
республики на производство водки). Так что 60 процентов за Дзасохова (против
Галазова) по данным опросов явление вполне понятное. Вряд ли только стоит
объяснять эти "опросные" проценты (что делает ряд центральных газет)
усталостью граждан от кумовства; все прозаичнее.
А.Дзасохову создан имидж цивилизованного
политика, приверженного европейским нормам и глядящего в Европу.
Подчеркивается, что программу будущих преобразований в Осетии ему готовил Фонд
Горбачева, а сам Михаил Сергеевич приедет агитировать за него перед выборами.
Что ж... Посмотрим... В русских регионах
это было бы всего лишь "медвежьей услугой". Ну а на Кавказе... На
Кавказе, все еще являющемся частью все еще не распавшейся России, появление
Горбачева выглядит зловещим символом.
И над всем этим, запутанным в сложные
кровавые игры, Кавказом, как еще один символ эпохи распада, царит бессменный и
бессмысленный Миннац РФ, который уже закончил создание великого Проекта ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ. В соответствии с этой
КОНЦЕПЦИЕЙ северокавказские регионы обретут в 1998 году реальную программу
развития, единую социально-экономическую, правовую, финансовую и информационную
политику, а также новый руководяще-распределительный орган Межведомственную
комиссию, что, в свою очередь, необходимо для поддержания спокойствия и
согласия, экономической стабильности, развития национальных культур и языков и
прочего благолепия. Также Миннац собирается заняться транспортной сетью
строить морские порты, железнодорожные и автомобильные развязки, и в этом могут
помочь "районные ассоциации, например, Крыма, Кубани".
Вы что-нибудь поняли? Скажем, о Крыме? Я
нет. А потому умолкаю, стыдясь своего невежества, рождающего непонимание столь
важных федеральных инициатив. Оговорю лишь напоследок, преодолевая краску
стыда, что номенклатурная невнятица "инициатив" федерального Центра,
активизация международных покровителей кавказского сепаратизма всех видов и толков,
мелкоочаговая напряженность "на местах" вкупе с недоумением по поводу
кремлевской невнятицы, мафиозные войны как часть раскачки сепаратистского
процесса, конкуренция глобальных энергетических и транспортных проектов с
ущемлением интересов России все это до боли знакомо по эпохе распада СССР.
Добавим знакомые лица все той же эпохи, обильно заселяющие все "кавказские
трещины"... И что получим?... Молчу, молчу!...