Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы «Судов времени»
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ЗОВ "ТРУБЫ"
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 02.04.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 14 (122)

На минувшей неделе:

27 марта -- президент Румынии Илиеску подписал в Тбилиси с президентом Грузии Шеварднадзе договоры о двустороннем сотрудничестве и транспортном сообщении. Илиеску также провел переговоры по проблемам транспортного сообщения в Ереване и Баку. -- глава таможенного управления Армении Абгарян заявил, что в ближайшие несколько лет Армения вряд ли присоединится к Таможенному союзу стран СНГ.

28 марта -- Грузия пообещала РФ сохранить российское военное присутствие на своей территории на ближайшие 25 лет в случае восстановления грузинского контроля над Абхазией и Южной Осетией.

29 марта — В Тбилиси прибыла делегация Минобороны РФ во главе с начальником генштаба РФ М.Колесниковым. Обсуждается сотрудничество в оборонной сфере, а также новый мандат коллективных миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта.

-- министр обороны Грузии В.Надибаидзе заявил, что на заседании министров обороны стран СНГ в Москве решено восстановить железную дорогу из России на Кавказ через территорию Абхазии.

1 апреля — В планах интеграции систем ПВО стран-членов СНГ с 1 июня 1996г. предполагается взаимодействие с ПВО Грузии.

Перед этим:

21 марта -- президент Армении Тер-Петросян приглашен присутствовать 13 мая на церемонии открытия железнодорожной магистрали из Ирана в Туркмению.

7 марта -- председатель Великого национального собрания Турции М.Калемли заявил в Тбилиси, что Грузия может рассчитывать на поддержку Турции при вступлении в НАТО.

5 марта -- в ходе визита министра иностранных дел Ирана Велаяти в Тбилиси обе стороны подчеркнули значение строительства железной дороги, которая свяжет Иран и Грузию.

-----

На фоне внутрироссийских политических баталий и обсуждения интеграционных инициатив в СНГ визит в республики Закавказья президента Румынии Иона Илиеску почти затерялся. Между тем стратегический контекст вопросов, обсуждавшихся в ходе данного визита, заслуживает серьезнейшего внимания российских политиков.

Главным содержанием переговоров, проведенных в Ереване, Баку и Тбилиси, стала проблема расширения экономический связей и транспортного сообщения. Обсуждались прежде всего морские грузовые перевозки через грузинские черноморские порты Батуми и Поти. Как заявил Илиеску, у Румынии есть устоявшиеся маршруты от Констанцы до турецких Самсуна и Трабзона, и ближайшая задача состоит в том, чтобы уже в 1996 г. продлить эти коммуникации до черноморских портов Грузии.

Учитывая, что 13 мая предполагается торжественное открытие ирано-туркменского участка железной дороги Мешхед- Теджен, завершающего юго-западный выход нового так называемого Великого Шелкового Пути (ВШП) в Персидский залив, инициатива Илиеску означает создание западного терминального выхода ВШП через Азербайджан и Грузию в Восточную Европу, и появление альтернативы глобальным железнодорожным коммуникациям Евразии, ранее замыкавшимся через Россию.

Знаменательно, что премьер Ирана Велаяти побывал с визитом в Армении, чтобы пригласить Тер-Петросяна на открытие новой трассы. Учитывая нынешние напряженные отношения между Тегераном и Баку, а также наличие внутрииранской железнодорожной магистрали Мешхед — Тегеран — Тебриз, выходящей через Нахичевань непосредственно в Армению, можно допустить, что Иран планирует предложить свой вариант участка ВШП от Туркмении до Закавказья, не требующий морских паромных перевалок на Каспии и, что существенно, обходящий с юга Азербайджан.

Однако планы региональных лидеров отнюдь не ограничиваются железнодорожным сообщением. В свете широко обсуждавшегося варианта нефтепровода с азербайджанских месторождений через Грузию и Турцию важной вехой на пути реализации этого, альтернативного российскому, варианта транспортировки является подписанное 7 марта Алиевым и Шеварднадзе соглашение о трубопроводе к турецкому порту Супса на Черном море. Следующим шагом к реализации системы закавказских транспортных проектов оказываются визиты в Баку в середине марта заместителя госсекретаря США С.Тэлботта и чуть позже С.Ниязова, в результате чего 19 марта подписано соглашение о развитии транзита туркменского газа через Азербайджан и Грузию.

В официальных заявлениях подчеркивается, что перечисленные транспортные проекты готовы финансировать ЕС и международные банки. Но одновременно с международными финансовыми структурами небывалую активность проявляет Турция, которая уже пообещала Тбилиси вложить в нефтяной проект 240 млн. долларов, а также всемерно поддержать вступление Грузии в НАТО.

В Бухаресте во время визита Илиеску вдруг появились заявления, что Румыния считает Констанцу вполне возможной альтернативой проекту нефтепровода Бургас-Александруполис, призванного вывести нефть из Черного моря на рынки Европы, и поэтому имеет свой интерес к прокладке трубы через Чечню в Новороссийск. Однако соглашения в Баку и Тбилиси свидетельствуют, что за "дымовой завесой" этих заявлений скрывается уже сделанная ставка на закавказский, в обход России, вариант трубы. Понятны и мотивы привязки основных соглашений визита Илиеску к турецким портам, которые, казалось бы, не имеют отношения к морским маршрутам из Батуми или Поти в Констанцу. Дело в том, что уже сейчас ясно, что конкуренция нефтяных и иных транспортных проектов в Черном море вряд ли обойдется без конфликтов между Турцией и Россией. Учитывая, что политическое руководство Румынии недвусмысленно стремится к вступлению в НАТО (членом которого является Турция), и что турецкий флот на Черном море уже сейчас вдвое превышает по совокупной мощности раздираемые "дележкой" остатки советского ЧФ, Бухарест заранее "ставит на сильного" и подает знак Анкаре.

Лидеры Закавказья, не будучи столь свободными в выражении своих ориентаций, пока продолжают политический торг с Россией. Грузия, чья экономика находится в тяжелейшем состоянии, а внутриполитические возможности резко ограничены абхазским и южно-осетинским конфликтами, откровенно выставляет свою цену: обуздание Россией абхазского и южно- осетинского сепаратизма в обмен на ратификацию подписанных в октябре 1995г. 25-летних гарантий сохранения российских войск на своей территории. Одновременно в республике, практически завершившей становление весьма жесткого президентского авторитаризма, "вдруг" возникает широкая и легальная оппозиция, требующая "вывода российских оккупационных войск из Грузии и Чечни".

Азербайджан, не без оснований рассчитывающий на экономическую и политическую поддержку участников нефтяного "проекта века", готов "рассмотреть вопрос о возможности присутствия российских войск" и сохранить Габалинский радиолокационный комплекс дальнего обнаружения в обмен на помощь России в урегулировании в пользу Азербайджана карабахского конфликта. Одновременно Грузия и Азербайджан подписывают рамочный договор о дружбе, сотрудничестве и укреплении взаимной безопасности, в подтексте которого в качестве главной опасности фигурирует нестабильная Россия.

Армения сопровождает отказ вступить в новообразованный Таможенный союз СНГ оговоркой "пока", а также намеками на зависимость своих внешнеполитических ориентаций (либо на Россию, либо на Турцию и Иран) от инициатив РФ в отношении Карабаха и прорыва экономической блокады республики.

Можно предположить, что начавшаяся поездка в Закавказье министров обороны и иностранных дел РФ и предполагаемый вскоре визит в Баку президента США Клинтона — расставят новые ценники на предметах закавказского геополитического и геоэкономического торга. Однако для России в этом торге существуют некая рамка, выходить за пределы которой смертельно опасно. К числу таких рамочных ограничений относятся геополитические и геоэкономические интересы РФ на Кавказе и в Закавказье, связанные с возрастанием регионального влияния в перспективе гораздо более сильной, агрессивной и, возможно, исламистской Турции, и со стремлением ряда великих держав вытеснить Россию из черноморско-каспийской транспортной и торгово-экономической зоны. Особенно опасна с данной точки зрения неустойчивая и небесспорная предвыборная российская ситуация, когда стремление борющихся политических сил к тактическому успеху может породить искушение в поисках голосов избирателей выйти за указанную рамку.

Через месяц в Бухаресте состоится совещание министров иностранных дел организации Черноморского экономического сотрудничества, где обязательно будут обсуждаться и ключевые проблемы причерноморских транспортных коммуникаций. У России пока есть возможность диктовать многие цены и условия в Кавказском торге за дороги и трубы. Правительство и парламент РФ должны быть готовы к жесткому, с позиции максимальной силы отстаиванию российских интересов.




Вверх
   29-07-2013 14:00
Отставка после зачистки// Прокурор Подмосковья подал рапорт об увольнении по внутриведомственным обстоятельствам [Коммерсант]
Эдварда Сноудена могут отправить в центр временного размещения за пределы Москвы [Коммерсант]
Roshen не получала официального уведомления о запрете поставок конфет в Россию [Коммерсант]
Германский промышленный концерн Siemens может отправить в отставку генерального директора Петера Лешера за четыре года до окончания срока действия его контракта. На днях Siemens вновь выпустил предупреждение о снижении прибыли, и это уже пятое предупреждение… [Коммерсант]
Главу Siemens могут отправить в отставку// Компания вновь выпустила предупреждение о снижении прибыли [Коммерсант]
Dollar under pressure as central bank meetings loom [Reuters]
EU's Ashton heads to Egypt for crisis talks [The Jerusalem Post]
Dollar slips as Japan stocks skid [The Sydney Morning Herald]
Something fishy going on as Putin claims massive pike catch [The Sydney Morning Herald]
Russian blogosphere not buying story of Putin's big fish catch [The Sydney Morning Herald]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС (0,000)