Дата публикации: 02.01.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 1 (109) |
Правительству в ближайшие полгода предстоит большая работа. Ему
нужно будет во что бы то ни стало создать у россиян впечатление,
что оно способно не только умножать их проблемы, но и решать хотя
бы некоторые из них. В околоправительственных кругах считают, что
необходимость срочно выступить в этой новой, непривычной роли
возникла перед реформаторами очень некстати. Еще бы годика два
стабилизации...
Эти сомнения вполне еще могут получить утвердительную форму
президентского указа, но отвлечемся от этой возможности. В любом
случае правительство в ближайшее время попытается активизировать
свою социальную политику. Эти шаги, разумеется, будут иметь
временный, демонстрационный характер и адресоваться в первую
очередь "красным областям" на политической карте России.
Рассмотрим, какими возможностями располагает правительство для
решения этой беспрецедентной для него задачи.
Во-первых, будут мобилизованы деньги ТЭКа и прочих
"естественных монополий". Для организации таких "пожертвований"
создана Федеральная Энергетическая Комиссия (ФЭК, пред. А.Чубайс),
в которой оказались сосредоточены все мыслимые рычаги давления на
ТЭК. Во-вторых, будут продолжены залоговые аукционы. Банки будут
отдавать правительству последнее в обмен на статус уполномоченных
и на возможность формировать свои ФПГ. Деньги прямиком пойдут на
социальные выплаты областям, на зарплату в стагнирующие отрасли.
Этих денег, конечно, мало, чтобы произвести заметный социальный
эффект, поэтому ближе к выборам наверняка будет открыт эмиссионный
кран. МВФ уже готов встретить эту меру с пониманием слишком
многое стоит на кону.
Кроме этих чисто финансовых маневров, правительство может пойти
на протекционистские шаги в отношении отдельных отраслей введение пошлин на импортные автомобили, бытовую технику. Оно
будет пытаться хотя бы на время, частично восстановить для этих
отраслей воспроизводственный контур.
В отношении сельского хозяйства будет опять сделана ставка на
товарные кредиты. В 1995 году российские нефтяные компании (НК) с
великой неохотой поставляли в счет таких кредитов ГСМ, срывая
поставки и по графику, и по объему в среднем на 50% (несмотря на
то, что внутренние цены на бензин уже, как правило, выше мировых,
и особенно велики они на поставки селу). Но надо учесть, что в
новом году ситуация для российских НК будет продолжать ухудшаться.
К политике валютного коридора, срезающего их экспортные доходы,
добавится гораздо более действенное, административное препятствие
в лице ФЭК, оттеснившей Минтопэнерго от экспортных
нефтегазопроводов. Судя по тому, как активно отечечественные НК
занялись в последнее время переделом внутреннего рынка сбыта
нефтепродуктов, им уже разъяснили, что экспортная труба теперь
открыта в первую очередь не для них. Появление ФЭК во главе с
Чубайсом, по мнению наблюдателей, призвано прежде всего обеспечить
беспрепятственный доступ к трубе тем иностанным нефтяным
компаниям, которые уже давно держат правительство РФ в напряженном
ожидании многомиллиардных инвестиций в долгосрочные нефтяные
проекты. Теперь условия, кажется, соблюдены: закон "О соглашениях
о разделе продукции" Федеральным собранием принят, приоритетный
доступ к магистральным трубопроводам обеспечит ФЭК.
Именно на финансовые средства, которые могут быть вброшены
через эти проекты в ТЭК, правительство Черномырдина-Чубайса делает
все свои ставки. Эти средства, по их расчетам, должны стать в
условиях обезденеженной экономики весомым доводом в пользу
окончательной переориентации машиностроительного комплекса и
строптивого ВПК на первоочередное обслуживание ТЭК. "Сырьевой
придаток Запада" это ведь легко сказать, а попробуй реально
запустить этот "придаток" в условиях России, где затраты на добычу
и транспортировку сырья многократно превышают мировые цены, а
изготовление газовых задвижек на ракетном заводе обходится на вес
золота. Решение такой задачи потребует больших жертв и, что самое
печальное, будет постоянно требовать их и в дальнейшем. Как
показывают расчеты специалистов, экономический рост на этом пути
(при чрезмерных затратах) не превысит 1-2% в год, а реальные
доходы населения после неизбежного спада еще долго придется
восстанавливать на уровне 1995 года.
Не лишне, наконец, добавить, что запуск такого режима под стать
скорее какому-нибудь молодому тоталитарному режиму, а не
дезорганизованной, "политически дряхлой", неэнергичной и жадной
компрадорской бюрократии. Хотя не стоит сбрасывать со счетов, что
инстинкт самосохранения еще может сыграть в какой-то мере свою
консолидирующую роль.
Впрочем, это уже среднесрочные перспективы, на пути к которым
стоят президентские выборы. А пока нам предстоит стать свидетелями
уникального сальто-мортале: мы увидим, как компрадорская
номенклатура будет спешно натягивать на себя "человеческое лицо".
|