* * *
10 декабря -- Минфин
объявил об отказе правительства РФ от бюджетного кредита в $2 млрд.,
подготовленного синдикатом четырех зарубежных банков по запросу российской
стороны.
18 декабря --
Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы, в которой оно отказалось
от радикальных преобразований в этой сфере.
20 декабря -- Агентство
"Стандарт энд Пурз" понизило кредитный рейтинг Мосэнерго, ЛУКойлу и
РАО "Ростелеком", акции которых сразу упали на 7%. Агентство
предрекает в ближайшем будущем снижение общего кредитного рейтинга России.
-- Всемирный банк решил
предоставить РФ до конца 1997г $800 млн. бюджетозамещающего кредита достаточно, чтобы покрыть федеральную часть задолженности по зарплате.
22 декабря -- По данным
правительственных источников, ряд крупнейших взаимных фондов приняли решение о
перераспределении структуры портфелей для развивающихся рынков в пользу России.
25 декабря -- Госдума с
пятой попытки утвердила во втором чтении проект бюджета-98. 124 трлн. р. обслуживание госдолга, 82 трлн. р. на национальную оборону, в бюджет развития 1.7 трлн. р.
-- МВД удалось
предотвратить хищение с помощью поддельных векселей $2 млрд., выделенных США
под федеральную программу освоения Сахалинского нефтяного шельфа.
* * *
Предновогодняя унылая пропагандистская
кампания Центробанка и Минфина, в которой пожилые безработные актеры призывали
нас не впадать в отчаяние и не дергаться по поводу деноминации, стала зримым
образом той глубокой тоски, в которой пребывает сегодня правительство и, в
особенности, его денежно-финансовое ведомство. Думается, что причина этой тоски
вовсе не в надвигающихся угрозах инфляции, девальвации и прочая (хотя эти
угрозы вполне реальны). Корень тоски в уязвленном самолюбии.
Целый год правительство осуществляло
революционное переустройство российской экономики: реформа естественных
монополий, жилищно-коммунальная
реформа, социальная и пенсионная реформы чтобы титаническим рывком привести все это запущенное хозяйство в
соответствие с высокими образцами. Цель этого переустройства была четко
определена в Среднесрочной Программе на 1997-2000гг. А именно "сбросить" половину объема бюджетных обязательств государства перед
хозяйством и населением и сделать все ставки на привлечение иностранного
капитала.
С самого начала было ясно, что ничего из
этого не получится, но ведь какая задача! А какие противодействующие силы могущественные олигархи, продажные и чрезвычайно кусачие СМИ... Все это тянуло
если не на эпос, то, по меньшей мере, при неблагоприятном исходе, на трагедию.
А разразившийся осенью мировой финансовый кризис вообще придал действу
планетарный масштаб!
И ведь выдержали, выстояли, не дрогнули!
Если бы еще МВФ подкинул десяток-другой миллиардов долларов, чтобы защитить
рубль от девальвации и все, и пронесло! Уже в правительстве затеплилась
светлая надежда на скорый возврат иностранных спекулянтов, на оживление
фондового рынка, на удешевление внутренних заимствований... Конечно, уже не в
тех масштабах, как в прошлом году, но, главное, курс был бы спасен. А к концу
года можно было бы снова поднимать либеральную интеллигенцию на борьбу с силами
зла.
Одно смущает: что как-то само собой
возникло и окрепло ощущение несоответствия масштабов этих битв с реальными
проблемами и реальными перспективами российской экономики. Фондовый рынок
обваливался, иностранные инвесторы убегали, потом прибегали обратно, котировки
российских акций падали, брокеры стрелялись, Центробанк предпринимал грозные
демарши и издавал победные крики, а дела в промышленности шли своим чередом,
то есть ни шатко, ни валко, как обычно. Оценки перспектив финансового состояния
предприятий, спросовых ограничений, уровня загрузки мощностей как обычно,
умеренно невнятные, как будто ничего не происходит. Какой-нибудь промышленный
лоббист средней руки на бегу снисходительно похлопает по плечу чиновника
Центробанка: "Ну как, держите удар? Молодцы!" и побежит на какую-то
свою закрытую встречу утрясать взаимные претензии по неплатежам. Как будто речь
идет не о Куликовской битве, а о каком-нибудь первенстве Кремля на кубок
"Большая Шляпа". Обидно!
Кажется, только однажды лидеры
промышленного лобби сочли нужным содержательно отреагировать на финансовую
политику, после того как Правительство громко объявило о деноминации, а также,
между прочим, о том, что с 1 января оно раз и навсегда прекращает взамозачеты
между бюджетом и предприятиями. Эта реакция свелась к тому, что председатель
Российского Союза промышленников и предпринимателей А.Вольский перед
телекамерами выразительно постучал пальцем по лбу, и все! даже не уточнив,
кого он конкретно имеет в виду. На такой смешной афронт либеральные реформаторы
явно не рассчитывали. Все что угодно, только не это.
Итак в декабре вновь всплыла тема
неплатежей во всем своем величии и многоплановости, и все расставила по своим
местам.
Младореформаторы уже привыкли эту тему как
бы не замечать, как не замечают дети слона, на спине которого они резвятся. А
слон знай себе топает и тоже их, кажется, не замечает. Упали процентные ставки
по кредитам (завоевание политики "финансовой стабилизации"!)- хорошо,
вдруг подскочили за пределы допустимого тоже ничего. Прогнозы те же: слабое
оживление в некоторых секторах промышленности. Вот и машиностроение показало в
1997 г. 1.9% роста. Все это, конечно, не принципиально, в пределах точности
измерений, и тем не менее.
Хотя общая структура промышленного
комплекса продолжает ухудшаться, сохраняется быстрое падение в
структурообразующих секторах промышленности в металлургическом и
нефтехимическом машиностроении, в элекротехнической отрасли. А все это не
оставляет никаких надежд на фронтальный рост промышленности в обозримом
будущем... И все-таки, Чубайс не слишком рискует, вновь обещая 2% роста в 1998
г. И это несмотря на то, что его родная финансовая сфера и это очевидно всем будет оставаться весь год вне игры. Что ж, позиция для финансовых властей
довольно удобна, хоть и унизительна.
"Дедушка российской
либерализации", Е.Ясин признает, что проблема неплатежей ключевая в деле
преодоления кризиса, но предпочитает рассуждать о том, сколько триллионов
долларов иностранных инвестиций Россия готова освоить в ближайшие несколько
лет. Мол, семь бед один ответ, главное иностранные инвестиции. Съесть то
она съест, только где эти триллионы? Сколько Россия сумела "освоить"
краткосрочных спекулятивных инвестиций это мы уже имели удовольствие видеть в
минувшем году! А прямые инвестиции в реальный сектор не заманишь, пока там не
решена проблема взаиморасчетов, пока не упорядочен рынок долговых обязательств
предприятий, пока государством не гарантирована дисциплина платежей. А за это
оно еще и не бралось!
Реформаторы в отношении реальной экономики
знают только один ход банкротить! Чубайс на декабрьском заседании
правительственной Комиссии по экономической политике с подкупающей
откровенностью признал, что у правительства пока нет никакого плана решения
проблемы неплатежей. А раз нет, значит придется банкротить. Правда, смущают
объемы неплатежей 800 трлн. р. Ну, что же делать, масштаб задачи требует соответствующего
масштаба банкротств (около 30% ВВП, почти два бюджета хорошо для шутки, и
есть отчего стучать пальцем по лбу!)
Но в стане реформаторов уже нет былого
единства, уже не все расположены шутить. Карпов, верный чиновник реформаторской
команды, "крупный специалист по крупным должникам", зампред
Федеральной комиссии по делам о несостоятельности, специально собирает
пресс-конференцию, чтобы уточнить: банкротить придется всех без исключения! А
поскольку это невозможно, делает он естественный вывод, значит банкротство
как институт должно быть упразднено.
Шутка затянулась! Свидетельств фиаско
нынешнего курса более, чем достаточно. Так или иначе он будет скорректирован, и
в самое ближайшее время. Тревожит только отсутствие лидирующего субъекта,
который придал бы этим корректировкам продуктивный характер. Оппозиция вне
игры, она увлечена мелочным лоббированием, главный вопрос, который ее занимает:
что она с этого будет иметь? Власть предпочитает лавировать между
противоборствующими силами, считая такое лавирование высшим шиком политики. А
значит... Значит, корректировки пойдут стихийно, коньюктурно, под давлением
узкокорыстных интересов многочисленных лоббирующих групп (региональных баронов,
отдельных банковских структур, промышленных отраслей) и почти наверняка в
прежнем деградационном русле.