Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы «Судов времени»
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

РУМЫНСКИЙ РЫВОК
Автор(ы): Э. Крюков
Дата публикации: 08.10.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 41 (149)

14 февраля -- В Бухаресте заместитель госсекретаря США Р.Холбрук призвал страны Центральной Европы урегулировать свои пограничные споры и этнические разногласия перед тем, как вступать в НАТО.

25 апреля — Заместитель генсекретаря НАТО заявил, что отсутствие договора об основах межгосударственных отношений между Венгрией и Румынией может отодвинуть их прием в Североатлантический альянс.

24 мая — Министр иностранных дел Румынии Мелешкану заявил, что в конце недели намерен обсудить со своим венгерским коллегой Ковачем вопросы присоединения Румынии и Венгрии к НАТО.

15 августа — Государственные секретари МИД Венгрии и Румынии едины во мнении, что уже к первой половине сентября может быть подписано соглашение об основах взаимоотношений и сотрудничества между двумя странами.

16 сентября — Премьер-министры Венгрии и Румынии подписали в Тимишоаре договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами.

3 октября — Министр иностранных дел Венгрии Ковач заявил на переговорах в Вашингтоне, что его страна заинтересована в том, чтобы ее соседи также присоединились к НАТО.

-----

В середине сентября премьер-министры Венгрии и Румынии подписали двустороннее соглашение, подготовка к которому шла пять лет. На этом завершился давний спор между двумя государствами из- за исторической области Трансильвании, несколько раз менявшей свою государственную принадлежность и отошедшей после второй мировой войны к Румынии. Договор признает нерушимость существующей границы между двумя государствами. Венгрия отказывается от территориальных претензий на Трансильванию, где проживает два миллиона венгров.

Договор не снимает национальный вопрос в этой области на севере Румынии с преобладанием венгерского населения. Трансильванские венгры с послевоенных времен и до сего дня активно требовали для себя культурной автономии, настаивая, в частности, на введении в школах венгерского языка. Румыния в тексте договора взяла на себя обязательства уважать права национальных меньшинств, сделав при этом оговорку, что достигнутый компромисс не означает предоставления венгерской общине прав на автономию.

Конечно, румынское правительство отдает себе отчет во взрывоопасности и нерешенности данной проблемы. И тем не менее идет на подписание такого договора со своим венгерским соседом. Причиной является то, что этот договор, как очень надеются в Румынии, станет существенной предпосылкой для ее принятия в ЕС и НАТО. На необходимость его заключения неоднократно указывали США и западные державы, не желающие с приемом новых членов в европейские структуры "импортировать внешние проблемы".

Именно поэтому, игнорируя протесты венгерской диаспоры, специально собиравшейся в Будапеште, и массовые демонстрации румынской оппозиции, правительства двух стран пошли на данное соглашение. Они понимают, что "места в новой Европе", где сегодня формируются новые взаимоотношения со своей иерархией и распределением геополитических функций, нужно занимать как можно скорее. Страны Балтийско-Черноморского пояса, такие как Польша, Чехия и Венгрия, оказались в более привилегированном положении, став первыми претендентами на вступление в Североатлантический блок. Румыния же, давно готовившаяся играть одну из первых ролей в планах НАТО, неожиданно для самой себя оказалась в аутсайдерах.

А ведь она раньше всех стран бывшего соцсодружества сумела "трезво" оценить ситуацию и начать вписываться в постсоветскую геополитическую реальность. Страна одной из первых активно выступила за расширение НАТО на Восток и первой присоединилась к натовской программе "Партнерство во имя мира". В отличие от своих "братьев по оружию", Румыния отказалась от помощи России, заключая более дорогостоящие контракты на модернизацию имевшейся у нее советской военной техники с Израилем и западными партнерами, и в прошлом году завершила реорганизацию своих вооруженных сил по стандартам блока. В настоящее время министерство национальной обороны Румынии осуществляет совместно с ведущими фирмами США, Англии, Франции, Германии 19 крупных военно-технических программ.

Но, видимо, этих "жертв" оказалось недостаточно. Бухарест упустил из виду либерально-правовой аспект своей внешней политики, достаточно значимый для европейских демократий. Румыния — единственная страна в Европе, которая никак не может урегулировать свои отношения с соседями. Двусторонние политические договоры не подписаны ни с Венгрией, ни с Россией, ни с Украиной, ни с Молдавией. Камень преткновения в отношениях с бывшими советскими республиками — требование Румынии осудить пакт Молотова- Риббентропа, по которому Бессарабия и Северная Буковина отошли к СССР. Россия, естественно, не идет на удовлетворение ее завуалированных территориальных притязаний. В результате российско-румынский договор, как иронически замечают сами румынские политики, "готов на 99 процентов". Украина тоже не хочет и слышать об этом требовании, уже испытав на себе румынские претензии на остров Змеиный, в районе которого был обнаружен нефтеносный шельф.

Однако Румыния, осознавая выгодность своего географического положения, не теряет надежды предложить себя в качестве центральной опоры геостратегического моста Европа-Кавказ-Азия. Во время визита И.Илиеску весной этого года в страны Закавказья центральной темой переговоров было обсуждение грандиозного нефтяного проекта и проблемы евразийского транспортного коридора, который позволит соединить Восточную Европу, Турцию и Кавказ со странами Центральной Азии. Румыния имеет свой интерес и в вопросе транспортировки каспийской нефти, поскольку ее порт Констанца претендует на участие в российском маршруте Баку — Грозный — Новороссийск.

Уже существует и активно функционирует прямая транспортная линия от Констанцы до Самсуна и Трабзона. Грузия согласилась уже до конца 1996 г. продолжить ее до Поти и Батуми. Далее через Грузию, Азербайджан, Туркменистан можно продолжить транспортную магистраль вплоть до Центральной Азии. В июле этого года в Ташкенте состоялась встреча транспортников Румынии, Грузии, Азербайджана, Туркмении и Узбекистана, где принято решение об открытии паромного сообщения между Констанцей и Поти. Экспертами изучены возможности модернизации причалов в Поти, Баку и Красноводске.

Очень заинтересовало Румынию и готовящееся к подписанию соглашение между Украиной и Турцией о прокладке нефтепровода Джейхан-Самсун, по которому ближневосточная нефть будет поставляться на черноморское побережье Турции и оттуда — на Украину. Под этот проект Румыния уже планирует расширять свой нефтяной терминал в Констанце.

Не упускает Румыния и возможности участвовать в транспортных потоках Север-Юг. Так, Европейская коммиссия выделила сотни миллионов долларов на ремонт дорог трех трансевропейских магистралей, одна из которых, проходя через Румынию, соединяет Скандинавию со Средиземноморским побережьем Греции.

Стремление воссоединить свои бывшие территории и желание быть полезной при диалоге Запад-Восток толкают Румынию на экономическую и культурную интеграцию с соседней Молдавией. Одной из ближайших целей этого союза уже провозглашена свободная экономическая зона в устье Дуная с участием Румынии, Молдовы и Украины. Несмотря на некоторое затишье на поле "объединительной политики", постоянно подчеркивается приоритетный характер отношений Молдовы с Румынией, что подкрепляется соответствующими экономическими договорами. Желание избежать обострения очень напряженных отношений с Приднестровьем заставляет молдавское руководство чаще использовать слово "интеграция", в отличие от его румынских коллег, откровенно говорящих об унии двух государств.

Военно-стратегическая и транспортная ценность румынской территории, казалось, должна была привлечь внимание "архитекторов новой Европы". Однако все это накапливание геополитического капитала осталось без внимания со стороны Североатлантического альянса. Румыны забили тревогу. "Прием Венгрии в НАТО раньше Румынии спровоцирует настоящую гонку вооружений между двумя государствами и будет иметь "неконтролируемые последствия", заявляли румынские политики. Последовали визиты в страны — члены альянса, просьбы о поддержке. Впервые за 6,5 лет после Бухарестской революции состоялся визит И.Илиеску в ФРГ с группой бизнесменов. Большую роль для показа "товара" со всех сторон сыграли крупнейшие морские учения в рамках программы ПИМ с участием США, Италии и Румынии, прошедшие в конце июля в румынских территориальных водах.

Понимая, кто заказывает музыку в военном альянсе, румыны попытались найти подход и к США. Академия наук разработала проект использования Дуная, причем в нем сделан акцент на то, что "США, как великая сила и фактор международной безопасности, располагают необходимыми аргументами для соблюдения своих интересов в зоне дунайской артерии". Здесь — явный намек на то, что Дунай пригоден не только для грузового транспорта, но и , если пренебречь Дунайской конвенцией 1948 года, для прохода военных судов и техники. Такой "подарок" не мог не порадовать — администрация Клинтона в очередной раз предоставила Румынии режим наибольшего благоприятствования в торговле с США, но все равно не включила Румынию в список "первоочередников" НАТО.

На фоне благоприятных отзывов о подписании румыно-венгерского договора выделяется заявление МИД России. В нем высказана озабоченность статьей договора, закрепляющей стремление сторон поддерживать усилия друг друга по интеграции в НАТО (что было, кстати, продемонстрировано во время визита министра иностранных дел Венгрии в США). Вступление Румынии в НАТО будет означать усиление военно-стратегических позиций альянса на Черном море. С учетом утраты Россией украинских и грузинских военно-морских баз и перспективы потери части европейского рынка энергоресурсов, отношение России к данной статье договора — более, чем оправдано.

Сделав трансильванский дипломатический рывок, Румыния напряженно ожидает ответных шагов НАТО. Румынское руководство понимает, что аутсайдерство в этом вопросе чревато высокой внутриполитической нестабильностью. Националистические радикалы в случае отказа альянса не намерены прощать Илиеску договора, который они с самого начала называли "национальным предательством". Дивиденды от трансевропейских и азиатско- европейских магистралей, которым благоприятствует договор, — дело отдаленного будущего. "Вхождение в Европу" пока отнюдь не свершившийся факт, а перспектива ухудшения отношений с восточными соседями вполне зрима. Да и экономические издержки поспешного приведения армии к стандартам НАТО ощущает на собственных кошельках большинство румын. Получит ли Румыния в результате подписания договора вожделенный "пряник" приема в североатлантический альянс — вопрос пока открытый.




Вверх
   29-07-2013 14:00
Отставка после зачистки// Прокурор Подмосковья подал рапорт об увольнении по внутриведомственным обстоятельствам [Коммерсант]
Эдварда Сноудена могут отправить в центр временного размещения за пределы Москвы [Коммерсант]
Roshen не получала официального уведомления о запрете поставок конфет в Россию [Коммерсант]
Германский промышленный концерн Siemens может отправить в отставку генерального директора Петера Лешера за четыре года до окончания срока действия его контракта. На днях Siemens вновь выпустил предупреждение о снижении прибыли, и это уже пятое предупреждение… [Коммерсант]
Главу Siemens могут отправить в отставку// Компания вновь выпустила предупреждение о снижении прибыли [Коммерсант]
Dollar under pressure as central bank meetings loom [Reuters]
EU's Ashton heads to Egypt for crisis talks [The Jerusalem Post]
Dollar slips as Japan stocks skid [The Sydney Morning Herald]
Something fishy going on as Putin claims massive pike catch [The Sydney Morning Herald]
Russian blogosphere not buying story of Putin's big fish catch [The Sydney Morning Herald]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС (0,000)