Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы «Судов времени»
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

БАЛТИЙСКОЕ ТРИО
Автор(ы): Э. Крюков
Дата публикации: 07.05.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 19 (127)

13 апреля — в Вильнюсе состоялась VIII-я сессия Балтийской ассамблеи — органа межпарламентского сотрудничества Литвы, Латвии и Эстонии.

14 апреля — состоялась сессия Балтийского совета — органа представителей Балтийской ассамблеи и Балтийского совета министров.

15-16 апреля — прошло заседание Балтийской ассамблеи и Совета северных стран.

16-19 апреля — визит генерального секретаря НАТО Х.Соланы в Прибалтику.

17 апреля — проведены переговоры между Литвой и Россией по вопросам установления государственной границы в Балтийском море.

24 апреля — в Вильнюсе начался очередной раунд литовско- латвийских переговоров о границе в Балтийском море.

30 апреля — в конгрессе США рассматривается документ "Проект о расширении НАТО", отражающий мнение республиканского большинства. В первой группе претендентов на вступление в Североатлантический блок стоят Польша, Венгрия и Чехия. Во второй — Словакия, Эстония, Латвия и Литва.

-----

На фоне интеграционных процессов, проходящих в рамках СНГ, осталась практически незамеченной активизация сходных тенденций в Прибалтике. Между тем, сессии Балтийской ассамблеи (БА) и Балтийского совета (БС), встреча парламентариев и премьер- министров прибалтийских государств с представителями парламентских структур пяти стран Северной Европы сыграли важную роль в так называемой "интеграции Балтии".

Интеграция Балтии и интеграция СНГ — это как бы два противостоящих друг другу полюса одного процесса. Россия, интегрируя вокруг себя пророссийские части бывшего СССР, создает противовес надвигающемуся НАТО. НАТО, в свою очередь, ощущая рост сопротивления своему влиянию в Восточной Европе, стремится укрупнить антироссийские сегменты в этом регионе перед тем, как присоединить их к себе. В этой лихорадочной гонке России и НАТО балтийский антироссийский, вновь подчеркнем, по своей сути интеграционный процесс играет важнейшую и, возможно, решающую роль.

Новую тактику процесса интеграции прибалтийских стран в западноевропейские структуры в общем виде сформулировал министр иностранных дел Латвии В.Биркавс: "Литва, Латвия и Эстония, несмотря на некоторые различия в развитии, должны вместе вступить в ЕС и НАТО, и произойти это должно как можно скорее."

Такой коллективный подход к интеграционным вопросам декларировался и ранее. Однако шаги, предпринятые на данных переговорах и сразу же после них, показывают, что, "наконец-то", от слов перешли к конкретному делу. Это "дело" — снятие основных препятствий на пути интеграции Балтии в ЕС. Причем речь идет о территориальных претензиях — то есть о тех препятствиях, которые могут быть сняты только через строительство внутрибалтийского единства. В самом деле, одним из основных пунктов требований по вхождению в ЕС является отсутствие у входящих стран территориальных претензий к соседним государствам, решение этими "абитуриентами" всех своих приграничных конфликтов. Именно этим и занялись балтийцы, причем с такой стремительностью, которая исключает разночтения по поводу причин, побудивших к подобной активности. Еще во время сессии Балтийского совета премьер-министр Эстонии Т.Вяхи заявил, что удалось договориться с правительством Латвии о принципах установления государственных границ и условиях рыболовства в являющейся объектом спора приграничной зоне Балтийского моря. Сразу же после вильнюсских встреч начались переговоры об установлении морской госграницы между Литвой и Россией. Через неделю прошел очередной раунд литовско-латвийских переговоров о границах в Балтийском море. При этом весьма серьезный источник почти полугодовых разногласий — месторождение нефти на морском шельфе, на которое претендуют оба государства, — стал стремительно и неслучайно рассасываться.

Другим важным пунктом реализации нового подхода явилась разработка идеи Балтийского таможенного союза. Основной темой обсуждения на заседании Совета министров балтийских стран стала проблема строительства трансевропейской автомагистрали "Виа Балтика", замыкающей грузопотоки трех прибалтийских государств. С одной стороны — на страны Скандинавии, с другой — на западноевропейский рынок.

Кроме этого, Эстония предложила ускорить либерализацию торговли и транзита сельскохозяйственных продуктов. Она первой открыла свой продовольственный рынок зарубежным производителям, отменив все таможенные пошлины. Литве и Латвии предложено снять ограничения по торговле уже в июле 1996 года.

Надо отметить, что еще до вильнюсских встреч в прибалтийских государствах предпринимались активные шаги для "открытия" своей экономики по стандартам, требуемым ЕС. До последнего времени эти шаги нельзя было считать успешными. Но если в ноябре 1995 года западные инвесторы еще заявляли о бюрократических препятствиях, чинимых им в Литве, то уже в марте 1996 года литовское правительство пошло на самые радикальные меры по "ЕС-ированию" своей экономики. Помимо льгот для зарубежных инвесторов и подготовки 250 инвестиционных проектов стоимостью в 17 млрд. долларов, были внесены поправки в конституцию страны — о гарантии иностранцам права приобретения земли в частную собственность. Похоже, что в последнем случае попытались убить сразу двух зайцев: с одной стороны, выполнено одно из главных условий вступления в ЕС — разрешение продажи земли иностранцам; с другой — в качестве иностранцев взяты только граждане стран ЕС и НАТО. Далее — были созданы более благоприятные условия для деятельности зарубежных банков в Литве, в частности, закреплены их права открывать в республике филиал или представительство, учреждать самостоятельно или с другими финансовыми организациями дочерние предприятия, покупать пакеты акций других банков.

Интеграционная политика в Прибалтике находит открытую поддержку у ряда государств. Так, в марте этого года президенты Литвы и Польши подписали декларацию о координации усилий своих стран по присоединению к ЕС и НАТО. Заявление о взаимной помощи в этом направлении лишь закрепляет Литву официально в той сфере влияния Польши, которая неформально оконтурилась уже два года назад. В этой связи понятен отказ Польши от плана строительства через свою территорию транспортного коридора, соединяющего Белоруссию с Калиниградской областью: эта стратегическая для России магистраль принесла бы немалый экономический ущерб Литве, оттянув часть грузовых потоков от порта Клайпеда. Польша поддержала своего соседа, заявив, что "безопасность и независимость двух стран не должны рассматриваться отдельно".

Важная роль в ускорении процесса прибалтийской интеграции в ЕС принадлежит Швеции и Финляндии. Накануне вильнюсских встреч была достигнута договоренность о помощи Швеции в создании балтийского батальона миротворческих сил, в укреплении систем контроля за воздушным пространством и охраны государственных границ. Обучение эстонских солдат и офицеров в Финляндии, безвозмездная передача военной техники странам Балтии — это уже норма скандинавско — балтийских отношений. Складывающийся скандинавско-прибалтийский альянс "освятил" еще в ноябре 1995 года министр обороны США У.Перри. Его рабочая поездка проходила по маршруту, который был знаком особого внимания к интеграции Балтии. А содержание поездки Перри слишком уж очевидным образом вписывалось в ту особую систему действий США в Балтии, которую последнее время стали назвать "тактикой опеки".

Эта "тактика" официально была признана в аналитическом документе "Рэнд корпорейшн", где говорится, что если Польша станет первой страной, вступившей в НАТО, то Швеция и Финляндия должны будут в еще большей степени отвечать за безопасность государств Балтии. Эту установку разделяет часть администрации Белого Дома и ряд деятелей из других стран- членов НАТО.

Однако, в упомянутом альянсе не все так безоблачно. Швеция и Финляндия имеют особую позицию по этому вопросу, ограничивая зону своей ответственности сферой экономики и укрепления суверенитета прибалтийских государств. В вопросах военно-политических эти страны ведут себя более осторожно, не желая вклиниваться в область российско-прибалтийских отношений.

Вот и появилась в лоне этих сомнений и колебаний идея единой Балтии, способной и за себя постоять, и побыстрее войти в НАТО, и поумерить капризы Северной Европы, чересчур уж склонной в последнее время противопоставлять свой интерес единому "евроинтересу".

Но хватит ли в Евросообществе сил для "втягивания" внутрь себя Балтии? Ведь за такое втягивание придется заплатить очень высокую цену! Простейший пример: принятие в ЕС ряда стран Восточной Европы и Балтии имеющих весьма значительный аграрный сектор, потребует к 2010 году выделения дополнительных дотаций этим странам на их сельское хозяйство в размере... 12 млрд. экю в год!

Но такие финансовые расходы можно себе позволить только в обмен на крайне высокие геополитические дивиденды! Вот почему хозяевам европейского интеграционного курса нужно не отдельное прибалтийское государство, а вся Прибалтика как антироссийское целое. В самом деле, коллективная интеграция "военной Балтии" в НАТО создает цельный и, только потому, особо ценный геостратегический плацдарм, а возникновение единой "экономической Балтии", соединяющей экономические рынки Скандинавии и Западной Европы, дает параллельный геоэкономический плацдарм, отсутствующий в случае, если каждая из стран Балтии будет входить в ЕС сама по себе. В этой связи интересно заявление президента Литвы А.Бразаускаса о том, что "Балтийское море должно стать морем ЕС".

Итак, Прибалтике намекнули, что ее просьбы о приеме в европейские структуры будут услышаны только в составе определенного трио. И она поняла этот намек с полуслова. Единство так называемых "орденских тевтонских земель" восстанавливается. Последствия такого восстановления для России — более чем прозрачны.




Вверх
   29-07-2013 14:00
Отставка после зачистки// Прокурор Подмосковья подал рапорт об увольнении по внутриведомственным обстоятельствам [Коммерсант]
Эдварда Сноудена могут отправить в центр временного размещения за пределы Москвы [Коммерсант]
Roshen не получала официального уведомления о запрете поставок конфет в Россию [Коммерсант]
Германский промышленный концерн Siemens может отправить в отставку генерального директора Петера Лешера за четыре года до окончания срока действия его контракта. На днях Siemens вновь выпустил предупреждение о снижении прибыли, и это уже пятое предупреждение… [Коммерсант]
Главу Siemens могут отправить в отставку// Компания вновь выпустила предупреждение о снижении прибыли [Коммерсант]
Dollar under pressure as central bank meetings loom [Reuters]
EU's Ashton heads to Egypt for crisis talks [The Jerusalem Post]
Dollar slips as Japan stocks skid [The Sydney Morning Herald]
Something fishy going on as Putin claims massive pike catch [The Sydney Morning Herald]
Russian blogosphere not buying story of Putin's big fish catch [The Sydney Morning Herald]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС (0,000)