Юрий Бардахчиев
Чем отбиваться будем?
С середины февраля
российские СМИ кто горюя, кто злорадствуя, обсуждают
беспрецедентный для нашего оборонного экспорта случай: Алжир, один из
постоянных покупателей российского оружия, возвращает партию поставленных ему в
2006-2007 годах истребителей МиГ-29. Мотивировка алжирской стороны низкое
качество и использование в сборке старых узлов и агрегатов. В ряд с этим
скандалом поставили проблемы с модернизацией проданного для индийских ВМФ
тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" (оказалось, что стоимость
переоснащения крейсера намного превышает сумму контракта). Как "лыко в строку"
пришелся и провал контракта с Китаем на поставку крупной партии
военно-транспортных самолетов Ил-76МД. Выяснилось, что их негде собирать
Ульяновский авиазавод требуемые объемы обеспечить не может, а на Ташкентском
заводе уже нет необходимого оборудования и квалифицированного персонала.
"Однако, тенденция! Российский ОПК окончательно растерял былые технологические
возможности!" вынесли почти единодушный вердикт наши и зарубежные СМИ.
И это в значительной мере правда. Хотя претензии Алжира во многом обусловлены
давлением со стороны Франции (она пытается заменить наши МиГи своими
истребителями Rafale, которые не может продать 13 лет), и алжирцам предложено
купить у России взамен спорных более современные
самолеты МиГ-29М2 и МиГ-35. А индийцы признали необходимость доплаты за
модернизацию авианосца и, кроме того, подписали с Россией контракт на 1 млрд.
долларов на модернизацию более 60 тех же самых МиГ-29.
То, что наша (даже давно
разработанная и поставленная на конвейер) военная техника вызывает серьезные
нарекания по качеству у ее импортеров однозначно
показывает, что российские военно-промышленные мощности, их кадры, система межотраслевых
связей ОПК, конструкторские бюро и т. д. резко деградировали. И что тогда
говорить о внутрироссийских военных поставках, которые, как правило, "по факту"
оказываются "качеством поплоше"? А ведь именно они определяют
обороноспособность и в конечном счете, суверенитет
страны!
Сейчас, несмотря на
появление в России крупных вертикально-интегрированных корпораций в
авиастроении, судостроении, оптике, производстве ракетной техники и
зенитно-ракетных систем, серьезные эксперты начинают говорить о том, что
деградация российского ОПК уже "прошла точку невозврата". Мол, многие
разработанные в СССР технологии утеряны, лицензии распроданы, в системе смежных
предприятий, которые прежде были разбросаны по всему СССР, зияют огромные
"дыры", нет даже общих концептуальных оснований и единого планирования
оборонного заказа. Да и наш главный "военный аргумент" ракетно-ядерный
комплекс неуклонно стареет и не возобновляется. А далее говорится, что пока
все новые российские оборонные корпорации "раскачаются" (если раскачаются),
окажется, что мы в ключевых военных технологиях "отстали навсегда".
Приходится, опять-таки,
признать, что для таких рассуждений есть серьезные основания. Но отсюда может
следовать два совершенно разных вывода.
Первый: смириться с
"отставанием навсегда" и убрать навсегда же любые притязания на статус и
роль великой мировой державы.
Второй: безотлагательно
начать форсированное восстановление и развитие российского
ОПК.
Но это не может и не должно
стать "новой версией" той самой советской "гонки вооружений", которую последние
20 лет клеймили последними словами. На такое "повторение пройденного"
у нынешней России (даже купающейся в сырьевых деньгах, но уполовиненной по
населению и глубоко "провалившейся" в производственной и научно-технологической
областях) нет ни финансовых, ни материальных, ни социальных ресурсов.
И главное, что следует
учесть и исправить из прошлых советских ошибок нельзя создавать разрыв между
оборонными и гражданскими технологиями.
Есть давно признанная во
всем мире "несомненная данность", которая состоит в том, что главным "мотором"
научно-технологического развития всегда и везде была сфера разработки "средств
войны". Можно возмущаться несовершенством человечества, но это так было, так
есть сегодня и так, похоже, будет в обозримом будущем.
И есть множество
обстоятельных анализов, показывающих, что СССР, не проиграв Западу (Америке)
"гонку вооружений", проиграл Западу экономически
прежде всего из-за созданной в Советском Союзе пропасти между военным и
гражданским технологическим комплексом. Если на Западе (в США, Великобритании,
Франции, Японии и т.д.) созданные для оборонных целей технологии очень скоро
передавались промышленности и "двигали" высокотехнологическую экономику, то в
СССР они оказывались отделены от национального
гражданского хозяйства почти непроницаемой стеной секретности. И не становились
"технологическим мотором развития".
Кроме того, за той же
"завесой секретности" происходило многое другое. Конкуренция и параллельное
финансирование близких по содержанию и целям проектов. Лоббистское
предоставление приоритетов (и огромных денежных, кадровых, материальных,
производственных ресурсов) неперспективным или даже просто тупиковым программам
разработки вооружений и военной техники. Закрытие "прорывных" оборонных
программ (в том числе, на стадии завершения) в силу изменения вкусов и
предпочтений влиятельных членов Политбюро.
Это не должно повториться.
Новый "оборонно-технологический прорыв" должен стать "умной гонкой вооружений".
Осуществить такой прорыв очень непросто. Но не невозможно.
Начинаться он должен с
серьезного и профессионального анализа тех вызовов обороноспособности России,
которые предъявляет развитие военных технологий наших вероятных противников. И
с отчетливого понимания того пока непреложного факта, что для России,
претендующей на великодержавный статус, вероятными противниками являются не
некие "террористы", а сегодняшние и завтрашние великие мировые державы, со всей
их совокупной финансовой, промышленной, военно-технологической мощью.
Так что же мы реально видим
в сфере наиболее острых вызовов российской обороноспособности?
Во-первых, постоянно
усложняющиеся системы управления военными операциями в режиме реального
времени. Это, в первую очередь, спутниковая и авиационная разведка противника с
обеспечением точных данных по позиционированию и целеуказанию, а также
устойчивые закрытые системы связи на всех уровнях подразделений и командования.
Во-вторых, высокоточное
оружие с возможностями взаимодействия со всеми средствами оперативного наведения
на цели (космическими, авиационными, морскими, наземными и т.д.).
В-третьих, роботизированные
системы разведки и ведения боевых действий (беспилотные летательные аппараты
разведки и поражения целей; в перспективе лазерные боевые
системы авиационного, космического, морского и наземного базирования; уже
сегодня колесные и гусеничные телеуправляемые боевые наземные роботы).
В-четвертых, быстрое
повышение качества, надежности и устойчивости системного взаимодействия
разведывательных и боевых сил всех родов войск и всех эшелонов поля боя.
В-пятых, совершенствование
оперативных средств доставки, обслуживания, обеспечения и поддержки боевых
операций в любом регионе мира (авианосные соединения кораблей,
военно-транспортная авиация большой грузоподъемности, не требующая аэродромных систем взлета-посадки и обслуживания, морская
и авиационная десантная техника).
И,
наконец, в-шестых, развитие оружия, основанного на новых физических принципах
(плазменного, геофизического и т.д.), а также различных типов "нелетального"
(несмертельного) оружия, в перспективе создание так называемого "психологического",
"генетического" и "этнического" оружия.
Все это должно быть
внимательно проанализировано именно как вызовы российской обороноспособности. В
каждом из этих вызовов должны быть выявлены "точки уязвимости" и возможности
"симметричных" и "асимметричных" ответов.
Далее должна быть проведена
честная и детальная инвентаризация того, что у нас еще есть в оборонной сфере в
виде идей, перспективных наработок, технологий и готовых систем. Не только
конкурентоспособного на сегодняшних мировых рынках, но и адекватного тем
вызовам, которые предъявляет собственной стране быстро меняющийся современный
мир с его новыми средствами ведения войны.
А в итоге нужно разработать,
принять и начать форсированно исполнять доктрину и программу ускоренного
развития ОПК. Понимая, что те благородные задачи экономического, социального,
промышленно-технологического развития России, которые в последнее время
провозглашаются нашей властью и активно обсуждаются в обществе, не могут быть
решены, если страна не имеет гарантий военной защищенности, и если вероятный
противник в любой момент способен остановить это самое развитие. И понимая, что
"умная гонка вооружений", несмотря на отвлечение на нее крупных национальных
ресурсов, может стать генератором "прорывных" технологий и ключевым "мотором"
общественного и государственного развития.
Советский Союз когда-то
начинал военно-технологическое соревнование с Западом с очень низких "стартовых
позиций". Но сумел не только догнать мировых лидеров и установить
стратегический оборонный паритет по всем ключевым направлениям военных
технологий, но и добиться по ряду этих направлений пока еще не превзойденных
(причем даже через много лет после распада СССР) результатов.
Если очень захотим и
правильно возьмемся за дело сможем и мы.