Дата публикации: 09.07.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 28 (136) |
25 июня -- Президент Каримов обеспечил контракты, которые почти
утроят объем американских капиталовложений в Узбекистане.
27 июня Минобороны США Перри заявил, что Узбекистан является
для США очень важным стратегическим партнером.
30 июня По заявлениям администрации США, препятствиями против
российской экспансии являются Украина, Узбекистан, Балтия.
7 июля В Узбекистане сегодня действует около 50 крупных
американских фирм. Их представители расценивают деловые
перспективы в республике как хорошие.
-----
Перед своим первым неофициальным вояжем по Америке Ислам
Каримов объявил амнистию 85 осужденным, в том числе нескольким
оппозиционным лидерам. Этот шаг помог снять одну из главных
американских претензий к Узбекистану нарушения прав человека. А
уж благодарные американцы в ответ превратили визит фактически в
официальный как по плодотворности контактов, так и по количеству
принявших Каримова лиц, включая президента Клинтона.
Вряд ли освобождение нескольких политзаключенных всерьез дало
основание зацикленным на правах человека американским демократам
поверить в изменение авторитарного курса президента Узбекистана.
Логично предположить более простое объяснение взаимной
демократической любви правила игры диктует геополитика.
Категорически не принятый Вашингтоном во время прошлого приезда
на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, в этот раз Каримов удостоился
статуса "условно желанного". Причина укрепляющееся влияние
республики в Среднеазиатском регионе, но и не только. Узбекистан
самая мощная из республик бывшей советской Средней Азии
рассматривается Соединенными Штатами еще и как противовес
исламскому фундаментализму, и в первую очередь влиянию Ирана. Тем
более, что Каримов по-прежнему уверяет Запад в стремлении строить
светское государство турецкого образца.
Кроме того, США приняли по отношению к республике модель так
называемого "непрямого" (то есть, именно экономического) контроля
за ситуацией. Потеряв за короткое время "независимости" огромный
рынок сбыта плодоовощной продукции и хлопка в России, Узбекистан
поневоле принялся за расширенную эксплуатацию своего
"неприкосновенного фонда" золотых и урановых месторождений. Но
республика, в отсутствие производственных мощностей, технологий и
кадров, может лишь производить урановый концентрат на Навоийском
комбинате, но не в состоянии осуществлять переработку. Поэтому
эксклюзивное право на всю продукцию принадлежит американской
компании "Ньюкин". Узбекистан имеет значительные запасы нефти и
газа для их разработки опять же американские компании выделили
кредитов на 400 млн. долларов (конечно, небезвозмездных). Конечно
же, заинтересованность США в контактах с Каримовым имеет еще и
этот, золото-ураново-нефтяной оттенок.
Однако наиболее серьезной причиной альянса США и Узбекистана на
центральноазиатском поле, пожалуй, следует считать общность
стремлений к нейтрализации российского влияния. С 1991 года
стратегической целью Узбекистана является создание на Западе
"образа" гордого молодого независимого государства, идущего своим
путем. И главным признаком этого пути является его отличие от
российского. С этим имиджем связана и подчеркнуто прозападная
ориентация в экономике, и жесткие инвективы по поводу договоров об
интеграции в СНГ, и решительный отказ вступить даже в таможенный
союз, и методичная антирусская национальная политика (закрываются
даже детские сады с употреблением русского языка). Для США,
проводящих в азиатском регионе политику ослабления России, эта
позиция настолько привлекательна, что американцы лоббируют
членство Узбекистана в ЕС, ВТО, а теперь и в НАТО. Не забыто и
идеологическое воздействие в Ташкенте впервые в Средней Азии
открыто отделение радио "Свобода", а также некое "бюро" ОБСЕ,
занятое не только безопасностью и сотрудничеством, но и разведкой.
Понятно, почему в американской стратегии в бывшем СССР Узбекистан,
наряду с Украиной и странами Балтии, является "государством особой
важности".
Однако, не ошиблись ли американские стратеги в оценке
узбекского президента (с загадочной восточной душой которого,
кстати, придется иметь дело до 2005 года) при выработке
геополитических рекомендаций Клинтону, как когда-то ошиблись в
отношении Ирана сначала друга Америки, а теперь заклятого врага?
Запад до сих пор считает Каримова руководителем, принявшим миссию
флагмана борьбы с исламским фундаментализмом в Центральной Азии, а
может быть, на всем Ближнем и Среднем Востоке. Этот курс, как
уверен Запад, породил недоверие к нему среди лидеров государств
Востока. Однако, похоже, Запад совершенно не заметил неожиданного
каримовского поворота на 180 градусов с выдвижением лозунга
"мусульманского альянса", вновь вернувшего ему симпатии Пакистана
и Ирана. Или Западу просто не хочется расставаться с иллюзиями?
Пока в геоэкономике и геополитике Узбекистан действительно
ориентируется на США. Но на центральноазиатский регион как на поле
своих жизненно важных интересов, кроме США, Германии и Англии,
напряженно смотрят Китай, Пакистан, Турция, Россия, Индия.
Узбекистану, как слабому партнеру, поневоле приходится искать
балансы и играть на противоречиях этих сил. И именно в нынешний
момент налаживания Соединенными Штатами тесных контактов с
Каримовым он сам ищет путей сближения с Ираном и Пакистаном.
Эти поиски имеют под собой несколько оснований, в том числе и
антиамериканских. Каримов (и узбекская элита в целом) все чаще
сетуют на недостаточность помощи американского и европейских
партнеров обновленному антироссийскому Узбекистану. Узбекская
элита считает, что именно США, пользуясь своим влиянием в мировых
инвестиционных банках и во многом формируя мировое общественное
мнение, сдерживают валютные и технологические вливания в
республику, требуя вдобавок (о, ужас!) смены авторитарного курса
на более демократический. Чрезвычайно малы, по ее мнению,
инвестиции западноевропейских государств, вкладываемые к тому же
во второстепенные отрасли. Кроме того, в своих
антифундаменталистских претензиях Узбекистан, после конфликта с
Турцией (которая, к тому же, сама переживает болезненное усиление
исламского фактора) оказался в слишком неудобном для него
одиночестве среди исламских государств. Не последние из этих
неудобств покушения исламских экстремистов на Каримова, конфликт
с исламской оппозицией в стране и за ее рубежами, сильное
недовольство Узбекистаном со стороны второго после Ирана духовного
лидерома ислама Саудовской Аравии. К тому же все нити
трансконтинентальных транспортных коммуникаций и экспортных
трубопроводов через Узбекистан в Европу (проект ТРАСИКА,
возрожденный Великий Шелковый Путь, магистраль Мешхед-Серакс и
др.) ведутся по территориям соседних исламских государств.
"Практичный", как его называют американцы, Каримов начал
корректировать внешнюю политику, избавляясь от избыточных
неудобств. Поэтому он ищет сближения с Тегераном, который еще
недавно называл "очагом фундаменталистской опасности", и в
качестве первого аванса (один из немногих) отказался поддержать
американское эмбарго против Ирана. Кроме того, давно
пропагандируемая Каримовым идея интеграции тюркоязычных государств
региона в единое имперское государство в древних границах
"Великого Туркестана" тоже может легко быть трансформирована из
светской в исламскую. Образ Амира Тимура основателя
среднеазиатской империи, кроме объединяющего политического
потенциала, несет в себе отчетливую сакрализацию отца исламского
государства. Древнейшие культурные центры Хорезм, Бухара, Хива,
расположенные на территории Узбекистана, являются одновременно и
важнейшими исламскими духовными центрами, а проблема исламски
ориентированной Ферганской долины постоянно стоит на повестке дня
узбекского руководства. Следует также учитывать, что
продиктованная МВФ жесткая антиинфляционная политика привела, как
известно, к серьезным этнорелигиозным волнениям как в
Каракалпакии, так и в самом Ташкенте.
Сейчас для США главный вопрос что возьмет верх в политике
Узбекистана: региональные предпочтения или ориентация на Запад?
Впрочем, учитывая устойчиво отрицательное отношение узбекского
руководства к усилению российского влияния в регионе, этот вопрос
является не менее важным и для России.
На внешнеполитическом поле Узбекистан солидаризуется именно с
теми государствами, которые являются соперниками или противниками
России в регионе. На внешнеэкономическом поле Узбекистан старается
минимально зависеть от России, принимая участие во всех проектах
нефте- и газопроводов в обход ее территории, а месторождения
полезных ископаемых в республике продаются любым иностранным
фирмам за исключением российских. Внутри СНГ Узбекистан настойчиво
подчеркивает свою независимость в части контактов с Москвой и
охотно сотрудничает с теми государствами, которые могли бы
составить антироссийский альянс. Таково грузинское соглашение об
участии Узбекистана в транзите нефти не через Россию, а через
Кавказ и Турцию. Договор с Азербайджаном в мае этого года также
выразил прежде всего общность антироссийских взглядов лидеров
обеих республик. Что же касается намечаемого альянса с Украиной,
то, в случае присоединения к нему Закавказья, он может особенно
серьезно ударить по российским интересам на постсоветском
пространстве.
Узбекский фактор последовательно мобилизуется против Москвы. А
соответствующие реакции на такую мобилизацию, к сожалению,
отсутствуют, что может иметь пагубные последствия для России уже к
концу нынешнего года.
|