Дата публикации: 27.02.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 9 (117) |
Бухгалтеры из МВФ знают только один ход: Е2-Е4. Им
неважно большая страна или малая, "светят" ей перспективы
Арабских Эмиратов или для нее жизненно важен прежде всего
внутренний рынок. Главное: сбалансированный бюджет и
либерализованный экспорт остальное от лукавого. Впрочем, с
МВФ все давно ясно, а вот от родного правительства всегда
хочется ждать чего-то большего.
Уже, кажется, и в правительственных кругах никто всерьез
не верит в перспективы нефте-сырьевого экспорта. Всеми
ответственными экспертами признано, что экономический
потенциал этого экспорта исчерпан, что никаким "локомотивом"
он не мог стать и не стал, что пора переносить центр тяжести
экономической политики с валютного сектора на восстановление
внутреннего рынка. Пора заняться нормализацией структуры
внутренних цен, чтобы вернуть основным секторам народного
хозяйства способность возмещать затраты, инвестировать,
адаптироваться к требованиям внутреннего рынка, платить,
наконец, налоги. Внутренние цены не могут копировать мировые
цены, Россия не Польша, в поле мировых цен ее неизбежно
разорвет на части.
Судя по некоторым указам и постановлениям, но больше все
же по риторике, правительству приходится считаться с этой
реальностью. Но очевидно также, что корпоративный интерес
валютно-сырьевого сектора продолжает доминировать и
удерживать экономическую политику на этом тупиковом
направлении. Тем более, что это направление активно
поддерживается извне. Вот и на переговорах с МВФ
правительство недолго сопротивлялось его условиям
предоставления очередного кредита, хотя эти условия очевидно
противоречат декларируемой сегодня политике защиты
внутреннего товаропроизводителя. По требованию МВФ будут
отменены экспортные пошлины на нефть и газ, а вместо них
предложено повысить внутренние ставки акциза. Разница
существенная: если экспортные пошлины делают менее выгодным
экспорт и ориентируют нефтепотоки на внутреннего
потребителя, то повышение ставки акциза, наоборот, приведет
к росту внутренних цен на нефть и газ и будет стимулировать
их экспорт. Если к этому добавить обещание президента
отменить с июля "валютный коридор", то за всем этим виден
все тот же торжествующий интерес нефте- и газоэкспортеров (в
1995 г. они, кстати, "забыли" вернуть в страну 2.5 млрд.
долларов валютной выручки) и обслуживающих их финансовых
структур. Недавнее постановление правительства о
размораживании цен на продукцию "естественных монополий" из той же обоймы. Содержащееся в этом постановлении
формальное ограничение роста цен темпом инфляции легко
обходятся заинтересованными корпорациями. Во всяком случае
нефтяная отрасль уже подняла под первым подвернувшимся
предлогом цены на нефть и нефтепродукты на 20-30%.
Что же касается отечественных товаропроизводителей, то им
никак не удается отстоять свои интересы перед
"правительством Газпрома". И это неудивительно, ведь до сих
пор расширение нефте-сырьевого экспорта происходило за счет
спада производства у внутренних потребителей. Теперь, когда
спад достиг границы допустимого и замедлился, интересы
столкнулись в непримиримом противоречии. Дальнейшее
поддержание, а тем более расширение нефте-сырьевого экспорта
должно будет сопровождаться и обеспечиваться не просто
сокращением производства, а реальным закрытием заводов и
неизбежным при этом ростом безработицы.
Переводом реформ в эту жесткую фазу давно грезят
радикальные либералы, но до сих пор им это не удавалось.
Комиссии по банкротствам и неплатежам так и не сумели ничего
сделать в этом направлении. Чрезвычайно важно отметить, что
сегодня этот аспект правительственной политики начинает
разворачиваться по-новому, и преобретать новые возможности
осуществления. Под лозунгом "Вернуть долги населению!"
начинается далеко идущая комбинация. Директорам и отраслевым
корпорациям выкручивают руки (вплоть до уголовного
преследования), заставляя их всю прибыль, буде она случится,
бросать на зарплату. Вообще, переброска инвестициолнных
средств в сферу потребления краеугольный камень "реформ".
Но если раньше этот процесс шел "сам собой", то сегодня он
уже требует прямого административного давления. При этом
президент и правительство решают сразу несколько задач, одна
из них, естественно, электоральная. Но кроме этого
раскручивается конфликт между рабочими и директоратом:
основные фонды пусть разрушаются, производство может
останавливаться, но зарплата должна быть! То, что не сумели
сделать комиссии Чубайса, сделают профсоюзы. А президент и
правительство в этом конфликте занимают удобную и
необременительную для госбюджета позицию.
Риторика, даже уже не просто популистских, а именно
злокозненно антиэкономических предвыборных обещаний все
дальше отходит от экономической реальности. Казалось бы и
бог с ней! Ан нет! Отрываясь от реальности, эта риторика
уничтожает и без того слабое поле имеющихся у страны
экономических шансов. Так ведет себя правительство. А
оппозиция? Будет ли она играть в ту же игру?
|