Дата публикации: 05.09.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 36 (92) |
Премьер на партийном съезде увлек всех перспективами
экономического процветания при условии, если будет сделана ставка
на топливо-сырьевые отрасли, которые он в поэтическом порыве
назвал "локомотивами национального накопления". И хотя сырьевики
народ, лишенный романтических завихрений, но такое сравнение даже
их "проняло". "Локомотив"... это круто! Это значит зеленый
свет и бери в свой "состав" кого захочешь. Само собой, старый
"состав" расформировать, для этого существует Федеральное
управление по делам о несостоятельности и программа ГКИ по
форсированной распродаже госимущества. Ходи да выбирай!
А выбор огромный: первоклассный советский производственно-
технический комплекс! Твори, выдумывай, пробуй! как в детском
конструкторе. Особенно и ломать голову не нужно не авиамоторы
последнего поколения осваивать, а газоперекачивающие агрегаты.
Кажется, что финансовое и политическое положение Газпрома на
фоне общего промышленного развала и инвестиционной голодухи дает
ему воистину уникальную возможность реализовать в яви любую
утопию, какая только может присниться инженеру-газопроводчику в
самом безумном сне. У него сверхмощные газовые турбины будут гнать
по огромным сверхпрочным трубам под сверхвысоким давлением на
сверхдальние расстояния газ, добытый со дна арктического моря. Не
народное хозяйство, а сплошная аэродинамическая труба. Западные
газовики должны плакать от зависти, наблюдая, в какие условия
поставлен в России Газпром.
Вот он, этот локомотив, вняв своему лидеру, прикоснулся
указующим перстом к двум базовым предприятиям, выпускающим
авиационные двигатели, и процедил сквозь зубы "Это мое!". Но
"Пермские моторы" и "Рыбинские моторы" вынашивают собственные
планы освоения производства конкурентоспособных авиадвигателей
нового поколения! Американские партнеры даже вознамерились
профинансировать эту программу. Как бы не так! Правительственный
Эксимбанк США будет еще долго думать: содействовать взращиванию
конкурента для "Боинга" или погодить. А Газпрому дорога открыта,
его кредитуют охотно и много, в Европе и в Америке.
Тем более, что в деловых кругах США в последнее время
прокатилась волна критики в адрес американского правительства, не
способствующего в должной мере восстановлению газонефтедобычи в
России. Удивляться не нужно, они просто умеют считать. Сырьевая
специализация России ощутимо снизит мировые цены на
энергоносители, а это сулит миллиарды долларов экономии для
западного потребителя, поддержит его привычный уровень
энергопотребления и, значит, отодвинет назревающие социальные
потрясения. А что сулит такое падение мировых цен российской
экономике это вопрос "почти непристойный".
Расчеты показывают, что добыча и экспорт газа в России уже
сейчас являются дорогим удовольствием, а вскоре станут просто
разорительны. Но кто сегодня в России считает эти затраты и кто
оценит упущенные возможности? Сплошь и рядом отечественный
сырьевой экспорт идет в убыток. И что? Ничего, зато продаем за
"живые деньги"!. И жалуемся, что европейский партнер по СП
"Вингаз" при дележе прибылей не желает учитывать огромные
транспортные издержки Газпрома. И требуем госинвестиций!
Нет, недолго Газпрому ходить в локомотивах, да и последние
события показывают, что его ждут не лучшие времена. Грядут крупные
распродажи госпакетов акций и становится все яснее, что
формировать основной "состав" будут совсем другие деньги,
прописанные отнюдь не в "нашем доме" и даже совсем не в России.
Так что доморощенным отечественным Рокфеллерам придется
переквалифицироваться в "управ-Домы", а то и просто в сотрудников
региональных и национал-суверенных "жэков".
|