Дата публикации: 23.05.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 21 (77) |
Политический реализм, кажется, стал возвращаться в головы
творцов нашей политики. До них вроде-бы дошло, что держава
оказалась между "китайским молотом" и "НАТОвской наковальней".
Это опасно само по себе. И это крайне опасно, когда держава,
прямо скажем териориально изрядно искромсана и вдобавок измучена,
мягко говоря, весьма сомнительными "реформами".
Итак, иллюзии о "мирном мире" рассеиваются, и на место криков о
том, что некому на нас нападать, приходит шок реальности с угрозой
войны по всем азимутам и судорожные попытки как-то исправить
создавшееся положение. Однако одновременно приходит время испить
горькую чашу унижения, когда с тобой разговаривают с позиции силы
и бесцеремонно указывают на твое место. Что ж, господа правители,
сами загнали страну в эту выгребную яму, а теперь попробуйте-ка
объясниться с народом, которому вы навешали "лапши", на
триумфальных празднованиях преданной вами Победы.
Шок реальности и унижение от сознаия своей слабости попеременно
"оркестровывали" состояшийся на прошлой неделе визит Грачева в
Китай и Юж.Корею. Главным вопросом, который Грачеву необходимо
было хоть как-то прозондировать в Пекине был вопрос о создании
системы коллективной безопасности в Северо-Восточной Азии с
участием России, Китая, США, Японии, Северной и Южной Кореи. Об
этом свидетельствует еще и то, что ту же тему неоднократно
поднимал И.Рыбкин во время своего визита в США. Отчаявшись
обезопасить себя с Запада, завороженно взирающая на рост так
называемой "южной угрозы", Россия стремится обезопасить себя хотя
бы с Востока.
Но гарантий безопасности на Российском Дальнем Востоке нет и в
помине. Это следует из нагнетания военной силы в этом регионе, это
подкрепляется и демографической войной на российско-китайской
границе. Многие тысячи легальных и нелегальных иммигрантов из
Китая уже сейчас изрядно изменили хрупкий этно-конфессиональный
баланс в дальневосточных регионах России. Попытки погранвойск
остановить "нелегалов" приводят уже к вооруженным столкновениям, а
задействовать армию здесь особенно сложно в силу договора о
демилитаризации границы.
Поэтому и предпринимаются попытки найти безопасность если не
за "широкой спиной" США и НАТО (создав т.н. "пояс мира" от
Ванкувера до Владивостока), то хотя бы договорившись сепаратно с
Китаем, убедив его играть "по правилам" и ограничить экспансию. И
то, и другое, увы, дело весьма малоперспективное. НАТО не
собирается защищать Россию от Китая, что уже было
продемонстрировано европейскими политиками в ответ на лишь
известное предположение Клинтона о возможности членства России в
НАТО, робко высказанное им всего лишь в частном письме. Наоборот,
все отчетливее вырисовываются планы глобального расширения
антироссийского блока с включением не только стран Восточной
Европы, но и республик Прибалтики и, возможно, Украины. Теперь
буквально на прошедшей неделе рухнули надежды на сепаратный альянс
в отношении Китая. Казалось бы, пекинские политики отвергли только
идею коллективной безопасности и выразили готовность строить
безопасность в регионе на основе двусторонних взаимоотношений. Но
такая обнадеживающая, мирная, на первый взгляд, формулировка в
устах китайских политиков, не обремененных "новым мышлением",
звучит весьма специфически.
Попросту, Китай намерен экстраполировать политику российских
территориальных (да и не только территориальных!) уступок,
обозначенную во время встречи Ельцина и Цзянь Цземиня в Москве.
Экстраполировать сколь далеко и с какими гарантиями? Отвечаем:
сколь угодно далеко и по существу без гарантий.
России, видимо, придется в ближайшее время познакомиться со
всей мощью китайского давления. Какими уступками будет куплено
хотя бы относительное спокойствие остается только гадать. Но
первые шаги к "умиротворению" уже сделаны в виде шести подлодок и
технологии Су-27.
Шок реальности в Китае помножился на шок унижений в Сеуле.
Прибыв в Сеул, российский министр обороны был поставлен перед
требованием разорвать договор 1981 г. о взаимопомощи с Сев.
Кореей. Согласимся, что с великими державами так не разговаривают.
И в Сеуле подписанные соглашения выглядят скорее как попытка хоть
как-то смягчить угрозу с Востока, а вовсе не как попытка выстроить
внятный блок.
Не удивительно и то, что выполнять столь безнадежную миссию был
послан именно министр обороны, а не представитель
внешнеполитического ведомства. У того и так хватает неудач, а
осложнять ему и так нелегкую жизнь никто не собирается. Кроме
всего прочего в кремлевских коридорах сильно распространена
тактика компрометации противника с помощью направления его в некий
"неподнимаемый" и неподъемный участок работы. Вспомним знаменитые
назначения "персон нон грата" брежневской эпохи для подъема
сельского хозяйства. Вспомним, кстати уж и один "гротескный"
анекдот той поры. Брежневу якобы снится кошмарный сон: на Красной
площади сидят чехи и кушают мацу палочками". О розовые ночные
кошмары той стабильной поры! Нынче же сама дневная реальность
стала черным гротеском.
|