Дата публикации: 11.04.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 15 (71) |
4 апреля 1995 г. депутаты ВС Украины проголосовали за
отставку правительства. Отправив правительство в отставку,
Украинский ВС открыл эпоху правительственных кризисов в новом
суверенном государстве. Скоро депутаты убедятся, что в кризис
легче войти, чем из него выйти. Согласованные действия правых
национал-демократических партий (а они более согласованные, нежели
левые) позволяют, несмотря на небольшое численное превосходство у
блока социалисты-коммунисты-аграрии, либо настоять на формировании
правительства националами, либо продлить кризис достаточно долго.
Довольное лицо президента Л.Кучмы и спокойная уверенность
Е.Марчука показывают, что именно этого и хотели президентская
команда и правительство. На этой неделе в ВС Украины должно
состояться второе чтение Закона "О власти", принятие которого
позволяет президенту получить контроль над исполнительной властью.
Теперь в случае непрохождения этого закона через ВС (а это весьма
вероятно) президент сможет, сославшись на правительственный кризис
и имея поддержку правых национал-демократов, попытаться ввести
положения этого закона через свои сооответствующие указы (как
временные меры вплоть до формирования нового правительства). В
крайнем же случае, если президент не сделает и этого,
правительство останется и.о. еще достаточно долго, что де-факто и
станет прецедентом по его переподчинению непосредственно
Президенту (почти как в Крыму). Это тем более вероятно потому, что
прямая система атаки справа на председателя ВС А.Мороза и его зама
А.Ткаченко потерпела неудачу.
В тот же день, 4 апреля 1995 г., завершилась регистрация
кандидатов в депутаты Верховного Совета Белоруссии.
Белоруссия стоит на пороге новой избирательной компании,
стержнем которой станет вопрос о союзе с Россией. Так же, как и
летом 1994 года во время президентских выборов, стоит вопрос о
судьбе подписанных с Россией соглашений. Летом 1994 года это было
соглашение об объединении денежных систем. Сейчас это пакет
соглашений, подписанных зимой этого года президентами России и
Белоруссии (таможенный союз и т.д.). И опять, как и год назад,
Россия близка к тому, что даже эти слабые попытки реинтеграции
экономического пространства (уже без посягательства на
политический суверенитет как в 1994 г.) разобьются о политическую
волю узких, но мощных элитных групп, определяющих вектор
белорусской политики и стремящихся не допустить ратификации
Белорусско-Российских соглашений.
Эти группы также стремятся к тому, чтобы вытравить
окончательно из народа объединительные тенденции в отношении к
России. В ход идут все возможные методы от фактических лозунгов
национального социализма БНФовцев, открещивающихся, впрочем, и от
социализма, до "взвешенных" анализов национал-центристов по типу
"к нам завтра придет Иван Иванович Иванов хозяин какого-нибудь
концерна. Он идет, он уже почти здесь... Заводы он скупит
подешевле, сделав нас дешевой рабсилой, и чернобыльскую зону сдаст
за валюту иностранным НИИ".
В обстановке экономического кризиса для оболвания работающего
населения лучшей пропаганды и не надо. Сам Лукашенко находится в
тяжелом положении. Взяв на себя роль "локомотива" Российско-
Белорусской интеграции, выступив в Будапеште с критикой НАТО,
подписав соглашения с Россией, объявив о подготовке референдума по
союзу с Россией (а также по символике и двуязычию), он поставил
себя в позицию легко атакуемого нацдемами с одной стороны и
коммунистами (за экономический развал и обнищание населения) с
другой. Если на выборах победит блок национал-демократов правого и
центристского толка (а такой блок сейчас создается под крылышком
члена АН Белоруссии В.Линева), президент (волею судеб ставший
главным сторонником интеграции) будет сведен до роли символической
фигуры, а то и вовсе отправлен в отставку, и надежды России
"прорубить окно в Европу" через Белоруссию провалятся и на этот
раз (и, по-видимому, уже надолго).
Третье "четвертоапрелье" произошло в Молдове. 4 апреля 1995
г. председатель Совета Федерации России Владимир Шумейко прибыл в
Молдавию во главе делегации Федерального собрания и... ничтоже
сумняшась санкционировал аншлюс Приднестровья.
После удивительно мягкой позиции О.Сосковца на переговорах в
Киеве, шедших на фоне разгрома Крымской автономии, выступление
В.Шумейко в Кишиневе не может показаться частным мнением хоть и
авторитетного, но лишь отдельного лидера российской политики. Это
уже закономерность, связанная с некоей внутренней логикой
московской политики. И Сосковец, и Шумейко своими действиями резко
ослабили влияние России в северном Причерноморье. Примечательно
также, что все эти события происходят после визита М.Камдессю в
Россию. Не надо забывать, что подписав в Лиссабоне "энергетическую
хартию для России", нынешнее правительство не только развязало
себе руки в Чечне, но и взяло на себя обязательство способствовать
бесперебойному снабжению развитых стран Европы нефтегазовым
сырьем. На фоне падения добычи на российских месторождениях все
чаще на Западе и в странах Вышеградской группы звучат призывы
создать альтернативную систему снабжения Европы нефтью,
основываясь на Черноморско-Балтийском нефтяном коллекторе (ЧБНФ)
по оси Одесса Вентспилс.
Проект основан ни идее строительства трубопроводов из Ирана и
Ирака в турецкий порт Самсун на Черном море, строительства в
Одессе и Самсуне новых нефтяных терминалов, способных пропускать
свыше 100 млн.т. нефти в год, и новых веток трубопроводов на
Украине и в Белоруссии, связывающих существующие ветки
трубопровода "Дружба" между собой, а также реконструкции самой
"Дружбы".
И дело не только в том, что сдача Приднестровья и Крыма есть плата за политическую поддержку СНГовыми лидерами Кремля,
обозначенную ими далеко не бескорыстно в ходе чеченского
конфликта. Это только видимая часть айсберга. Гораздо более
существенным представляется следующее.
Развитым странам нужно исключить риск возможного установления
контроля над этим путем транспортировки нефти со стороны России, и
это требует удаления российского военного присутствия из Северного
Причерноморья (14 армия, Черноморский флот).
Продав таким образом за газовую монополию в Европе и 6 млрд.
долл. свои долговременные интересы в странах Балто-Черноморской
группы, московские политики своими собственными руками,
способствуя реализации планов создания ЧБНК, строят экономическую
сеть, вокруг которой затем будет создан "санитарный кордон" против
варварской России в виде давно обсуждаемого Балто-Черноморского
союза. Так что четвероапрельские шутки по всему СНГ вовсе не
безобидны!
|