Дата публикации: 05.12.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 49 (105) |
Скоро выборы. Несколько десятков блоков стремятся нас
осчастливить.А под счастьем все вдруг стали понимать одно и то же!
Апеллируют,каждый на свой лад, к старым советским ценностям... Что
ж, у всех на службе специалисты: психологи, социологи.
имиджмейкеры и прочая "королевская рать". Так что все знают, "что
в этом сезоне носят".
Выходишь на перекресток и сразу чувствуешь себя
ЭЛЕКТОРАТОМ. Повсюду наглядная агитация! С каждого угла, в
немеряных дозах руки "домиком", взгляд, свирепо нацелившийся
творить добро. Премьер. Отец родной! Рядом плакат призывает не то
к будущему, которое мы потеряли в прошлом, не то к прошлому,
которое мы потеряем в будущем. Гаврила. Мудрено... Но при этом
удивительно схвачено вурдалачье выражение. Приглядываешься тоненько от угла рта вниз оторванная полоска бумаги, как стекающая
слюна, и белки глаз аккуратно-аккуратно покрашены красным. Краска
хорошая, чуть ли не типографская. Называется "контракция"...
Очень качественная работа! Не зря говорят: "народ-художник".
Правда, этот классический образец совместного творчества тех, кто
"за", и тех, кто "против", продержался всего лишь два дня чья-то
страстная рука ободрала щит. (Но другая деловитая вновь
наклеила.) Едем дальше. "Сделайте правильный выбор! Гайдар. N
23"..."Хорошие хозяйки любят "Лоск"..."ЛДПР. N33"..."Мы выбираем
"Тошиба"..."Мебель от Франко Фортини"..."Ты это то, что ты
носишь"...И опять руки домиком, домиком, домиком...
Но и дома не лучше. Вот стукнутый яблоком Ньютон. Вот коровы,
задушевно призывающие голосовать "за Ивана" (Рыбкина). Пшеничные
поля (что это аграрии?), переходящие в каменистый пейзаж с
непременным ковбоем (нет "Мальборо"!). Снова коровы (но уже не
Рыбкин, а "Милки вэй"). С интонацией "райское наслаждение",
похожий на заезжего проповедника З.Гердт вещает про вольную жизнь
в "дивной стране". (Для кого этот шоколадный сюжет? Неужели для
интеллигенции? Да! И подтверждением Окуждава!) Потом "ваша киска
выбирает "Вискас". Потом Борис Федоров с муляжами голых соперников
предлагает выбирать его, говорят "совсем как Жириновский".
(Врут! У того на редкость грамотный ролик: точно адресный,
гротескный, с чувством жанра, стиля, с пониманием, что такое
"отстранение".) Потом думские скандалы как негатив... плюс
картинки прошлых трудовых будней как позитив... плюс премьер,
напористо требующий нашей веры, что все плохое уже позади... Потом
поезд солдат спрыгивает с подножки в объятья любимой "пора
возвращаться с войны" дорога в конце умильно поджидают
родители. Трое. ("Шведская семья"? Оказывается Скоков, Лебедь,
Глазьев. КРО.)
Мотив возвращения и в целом "движения" экплуатируется
нещадно. Знаменитые артисты сели за пульты управления ракетами и
троллейбусами, привычно взяли кайло в руки и починяют ж.-д. пути.
Они такие советские, эти "народные" и "заслуженные", так заученно-
оптимистичны, так адресуют к чему-то еще не забытому! И агитации
никакой! Ну, разве что промелькнет что-то об отчем доме, а так все больше здоровья желают... "И как сильно сыграно! Ах! Нонна
Мордюкова!" заливаются теле-эксперты. Так кто же это ткет
невидимые узоры на нашем подсознании? Какого короля так
ненавязчиво, так анонимно обряжают к выборам?.. Ну, конечно!
Угадали! Это он, отец родной. Премьер. И вот уже специалисты
шушукаются по углам о классе НДРовской проработки массового
зрителя: "транформационные грамматики"... "субстанциональность"...
"процессуальность"... "якори"... А этот самый, который "массовый",
видит прежде всего, что относятся к нему как к покупателю в
бакалейной лавке (пардон, супермаркете). Он к этому еще не привык,
господа! Он не усвоил еще, что "ты это то, что ты носишь".
Пресловутое потребительское общество еще не вырастили, а уж
спешите собирать урожай? Понятно, предвыборная страда...
Радостно за знаменитых артистов, что при деле. И за
социальных психологов можно бы порадоваться подкормились впрок ,
но все же справедливость требует сказать: "Суперпрофессиональный
кретинизм." Или, словами безвестного "потребителя", приписавшего
под изображением счастливого ковбоя, предлагающего нам вдохнуть
запах настоящей Америки: "Ты в России, парень." Точнее не скажешь.
Один крупный западный философ вывел некую формулу, в
соответствии с которой "бог относится к человеку, как человек к
домашнему животному", и так сам обрадовался, что даже назвал это
"золотым сечением". Такая религиозная новация могла родиться в
недрах протестантского сознания, для русского же уха это дико.
Глядя на ветеринарные ухищрения наших "имиджмейкеров", испытываешь
двойственное чувство. С одной стороны понятно, что процесс
оскотинивания (пардон, приобщения к западным ценностям) хоть и
"пошел", но не зашел еще глубоко, и вся их топорная работа на
данное сознание не действует. Но понятно и другое: что КАК-ТО
(одному ему ведомым способом, выбираясь из чертовщины завывающих,
приманивающих, улюлюкающих рож) народ проголосует. Поскольку,
пойдя по пути самостоятельного выбора и крупно проиграв, он не
хочет (пока!) отказываться от своего участия в политике. В этом
осознании причастности и ответственности может быть единственный
позитив произошедшего. Вот только чем обернется на этот раз? После
выборов 89-го моя деревенская соседка, "окая", говорила,
сокрушенно вглядываясь в очередное телелицо, вещающее о
фермерстве: "Это кого ж мы навыбирали, ангел мой! Это ж одна
романтика!"
Что будет не завтра, когда парламент выберут, а послезавтра,
когда он ничего не сможет изменить? Не есть ли вся эта
предвыборная дребедень, от которой и тошно, и смешно, прелюдия к
совсем другой "невыборной" драме. И может быть, за спиной наших
горе-психологов стоят специалисты иного класса, очень даже хорошо
знающие глубинную мотивацию и культурные коды данного населения? И
весь-то расчет на то, что народ "наконец" откажется от своего
оскверненного и карикатуризированного права выбирать и скажет: "Да
заберите вы эту свободу, чтоб ей неладно было!" Может быть, нас
просто постепенно и расчетливо через серию профанированных
выборных процедур подводят ко всенародной жажде диктатуры?
Неприятная мысль.
|