Тенденции в Совете Федерации в связи с "фактором
Лебедя" и экономическим кризисом
Президент
России решает вопрос о власти (главный, заметим, вопрос своей жизни). Не
секрет, что на сегодня его "конкурентами-2000" обозначились пятеро по два из каждой
палаты парламента (Лебедь с Лужковым и Зюганов с Явлинским), плюс умело
выведенный из власти, но не из игры Черномырдин. Итак, президент решает... Его
отношения с Госдумой и засевшими в ней претендентами переведены в режим
"автопилота" и ждут до осени своего развития, возможно (учитывая
неизбежный финансовый крах и нынешние социальные выступления масс) весьма
бурного. Но отношения с Советом Федерации не ждут. Потому что Лебедь!
И
мы видим, как в начале июня (буквально в день красноярской инаугурации!)
Ельцин встречается с президентами национальных республик и делает громкие
заявления в духе печально известного "берите суверенитета сколько
проглотите". Он обещает им еще больше суверенитета и следующих из этого
финансовых выгод, называет прежние договора "в чем-то устаревшими",
и, слегка путаясь в жанрах, то
провозглашает площадное:"Нет ущемлению прав регионов!", то покаянно
сетует:"Сейчас думаешь, какой же я был нехороший человек!". Несмотря
на некоторую избыточную театральность, эта революционная борьба с самим собой
явно пришлась по душе зрителю президенты ушли довольные, усвоив главное поправки к договорам обеспечат перевод из федеральной собственности в
республиканскую наиболее лакомых, еще не приватизированных предприятий.
Что
ж, главы республик предвкушают удовольствие от очередного
"проглатывания" и наслаждаются восстановлением привилегий, утерянных
было при подписании федеративных договоров иными, "ненациональными",
субъектами. А как же они края и области неужели их обделят? Неужели Кремль вернет прежнюю (отнюдь не только
финансовую!) асимметричность Федерации, рискуя в борьбе с весьма
"зубастыми" сенаторами потерять Федерацию как таковую? К сожалению,
это вопрос почти риторический.
Мы
слышали после встречи с главами республик, что в июле президент намерен
пригласить в Кремль глав всех 89-ти субъектов, что теперь он чуть не перед
каждым заседанием Совета Федерации будет встречаться с сенаторами, что он
обсудит с ними антикризисную программу, что он отменит поездку к Кучме ради
поездки в Нечерноземье. Слышали мы и поспешные объяснения взволнованным
губернаторам нового зама главы администрации В.Путина, что назначение
начальником Главного контрольного управления генерала ФСБ (Н.Патрушева) вовсе не
означает "закручивания гаек", а является просто производственной
необходимостью. И "окорачивание рук" областям, нахватавшим, минуя
правительство, кредитов за рубежом естественная, вроде, разумная мера. И
решимость правительства давать финансовую помощь регионам только на жестко
оговоренных условия (первый такой договор только что подписал с Челябинской
областью В.Христенко) имеет целью"оздоровление".
Все
это, начавшее вдруг разом происходить между Москвой и губерниями, якобы
политика "кнута и пряника", призванная сблизить Центр и регионы, показать, кто в доме хозяин, жесткий,
но справедливый. В этом нас убеждают многочисленные публикации, анализирующие
последние шаги президента.
Но
за всем этим мы слышим и видим иные шаги знакомые по 91-му году "шаги распада"...
Балансируя между претензиями глав республик и областей, между политическим и
экономическим регулированием (пытаясь, отпустив в одном, поджать в другом),
Ельцин все равно по большому счету исповедует единственный принцип
властвования: "Если процесс нельзя остановить, то его надо
возглавить".
Таким
образом и поскольку нас беспокоит процесс распада России! зададимся
вопросом, есть ли в стране власть (а право же, вся власть к президентской не
сводится), склонная именно и только останавливать пагубный процесс? Вот,
скажем, в Совете Федерации какие тенденции и настроения, особенно после прихода
туда Лебедя?
Сам
он, как известно, сказал: "Управлять такой огромной страной из единого
Центра невозможно это своего рода "синдром динозавра", сказал, как
отрубил (в том числе несколько столетий
успешного управления). И далее, после реверанса, что нечто ему (государству)
оставить надо: "Вся остальная власть, а с ней и львиная доля налогов должна быть передана в регионы". Оч-чень соблазнительная мысль! И, видимо,
модная в данных кругах. Буквально ее же в те же дни озвучил сенатор от
Алтайского края А.Суриков: "...у руководителей регионов возникает
искушение пойти на экстремальные меры: выставлять посты милиции в
территориальном управлении федерального казначейства и налоги, отчисляемые в
российский бюджет, перевести в местный бюджет. И я боюсь, как бы Красноярский
край, а вслед за ним и другие регионы-доноры, не поступили с Россией точно так
же, как она поступила с Союзом, объявив, что будет платить ему налоги по своему
усмотрению. Затем такие мысли могут возникнуть и в головах руководителей
дотационных территорий." ("ОГ", 04.06.98.).
Насчет
милиции в казначействе, согласитесь, не слабо! Отдает мятежом. И дабы не
реализовалось "искушение", автор сих угроз предлагает Центру
"добровольно ограничить аппетиты". Отсылка к Красноярскому краю
отнюдь не случайна. Именно Суриков 10 июня (в день явления сенату сибирского
героя) элегантно и невзначай поднял вопрос о подтверждении полномочий сенаторов
(поскольку с января 1996г. состав верхней палаты более, чем на треть
обновился). То есть в неявной форме заявил о нелегитимости руководства Совета
Федерации. Очевидно и в первую очередь имея ввиду Егора Строева. И
(очевидно) выражая этим не только свою позицию. Что, учитывая возраст
председателя верхней палаты, означает только одно возможное скорое воцарение
на Б.Дмитровке (б.Пушкинской) Александра Лебедя со всеми вытекающими
последствиями.
В
тот же, по совпадению, день 10 июня Конституционный суд РФ, рассматривая по
запросу Совета Федерации и Законодательного собрания Карелии положения Закона о
референдуме, признал, что на референдумы субъектов РФ могут быть вынесены
вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и субъектов. А значит
регионы напропалую могут теперь рядиться с Центром, угрожая ему "мнением
народным". И вряд ли этой возможностью пренебрегут.
Какие
механизмы удержания, кроме весьма сомнительных экономических от упомянутых
"договоров" до перекрытия "крана" (что попытался недавно
осуществить Р.Вяхирев по отношении к Татарстану) могут быть у центра?
Задействование компромата?
Два
крупных уголовных разбирательства, близко касающихся региональных
"вождей", вторую неделю потрясают общество: дело об убийстве Юдиной в
Калмыкии и вскрытие мошенничеств в окружении курского губернатора А.Руцкого.
Желающие видеть в обоих случаях мстительную "руку Кремля"
припоминают, что и Руцкой и Илюмжинов активно участвовали в событиях 93-го
года. И даже Юрков из Госкомстата, герой третьего скандала, якобы не случайно был
поставлен президентом на ответственную "счетную" должность именно
после октября, он уже тогда занижал цифры (жертв?!!), и вот теперь... другим в
предупрежденье, в преддверии осеннего противостояния...
При
всей очевидной "беспредельщине" происходящего в Курске очевидно и то,
что в других местах примерно то же самое. Пусть и не так гротесково. Везде
коррумпированная власть, воровство, борьба кланов, в том числе преступных.
Морализировать по этому поводу уже поздно. Искать "высоких"
политических объяснений чаще всего глупо. Идет свара внутри порочной алчной
"элиты". "Пятилетка приватизации" сформировала особый
климат, в котором все позволено, особенно начальству. В пылу битв за
собственность Россия как ценность и целостность уже только помеха?
Год-два
назад предупреждения о возможности распада России воспринимались обществом и
властью как паникерство отдельных "зацикленных" политологов. Теперь о
распаде РФ не кричит разве что ленивый. Будет ли реакция общества и власти
(есть надежда, что не до конца преступной!) адекватна возникшей угрозе? Или
этот последний "тест" на наличие общества и власти покажет, что ни
того, ни другого нет?
Врезка: Какие механизмы удержания целостности
России, кроме сомнительных экономических, есть у Центра в тяжбе с регионами?