Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Глобализация как мировая экспансия. По итогам программы "Суд времени"
Антон Ян
сообщение 5.1.2011, 23:49
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 157
Регистрация: 22.9.2010
Пользователь №: 2014




В программе «Суд времени» в течение трёх дней (13–15 декабря 2010 г.) обсуждали тему: «Глобализация: оптимистическая перспектива или капкан?» Участники обсуждения так и не пришли к единому мнению, а зрители так и не поняли, что такое глобализация? В чём её суть? Глобализация – это только процесс или что-то ещё? Объективный это процесс или субъективный? Можно управлять глобализацией или это невозможно в принципе? За три дня обсуждения темы однозначного ответа мы так и не получили, а потому попробуем разобраться во всём этом сами.

Чтобы понять суть понятия «глобализация» сначала давайте определимся, а где искать начало этого процесса? Когда начался процесс глобализации? Почему это важно? Да потому, что очень многие люди даже учёного мира ошибочно полагают, что глобализация началась якобы совсем недавно. Что процесс глобализации – это процесс только современной эпохи, начавшийся где-то в прошлом столетии. А ложная установка, как известно, ведёт к ложным результатам.

В программе «Суд времени» вопрос об истоках глобализации не обсуждался. Немного прояснил ситуацию Алексей Андреев, заместитель декана факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, учёный, который непосредственно занимается проблемами глобализации: «Могу сказать, что некоторая часть рассматривает глобализацию как естественно-исторический процесс, который корнями своими уходит, ну, на момент возникновения человека. А процесс освоения, осознания этого мира, осознание себя единым человечеством, который шёл много стадий, но он продолжается, и будет идти дальше. Стоит ли бороться с ним? Невозможно и бесполезно. Я бы сказал, что это не результат прогресса, а результат эволюции».

Что мы выяснили из этого текста? Оставим пока в стороне проблему возможности-невозможности борьбы непонятно с чем, так как что такое глобализация из этой реплики не совсем понятно. Для нас важно здесь другое: мы выяснили, что процесс глобализации начался одновременно с появлением человека на планете, и процесс этот в своём развитии прошёл много стадий. Оказывается, не вчера всё началось, а сотни тысяч и миллионы лет назад.

Слегка коснулся вопроса об истоках глобализации в своей вступительной речи Леонид Млечин: «Капкан глобализации звучит пугающе. Но если человечество попало в капкан из-за глобализации, то это произошло сразу же, как человечество возникло. Потому что, по представлениям антропологов, человеческие племена возникли в одном месте, а потом распространились по всему миру. Это была первая глобализация».

И было ещё одно мнение, очень важное, на мой взгляд, которое высказал Георгий Вельяминов, доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права РАН. Важное тем, что за все три дня обсуждения темы это была единственная попытка дать термину «глобализация» определение: «Глобализация – я определяю как универсальная экспансия. Ключевое слово – экспансия. Это присуще понятие всему живому, а может быть, и неживой материи».

Но, что двигает экспансию? Почему племена «возникли в одном месте, а потом распространились по всему миру»? В программе «Суд времени» об этом не говорили. А именно в выяснении причин того, что заставляет всё живое расширять свою среду обитания и лежит ключ к пониманию сути глобализации.

Можно полагать, что причиной было любопытство. Что людьми двигало любопытство, любознательность, стремление узнать, а что там дальше за горизонтом. Конечно, и это тоже, видимо, влияло на процесс глобализации. Но это не универсальный двигатель процесса глобализации (экспансии), не для всего живого. Ведь, какое любопытство у растений? Когда одуванчик с помощью ветра распространяет свои «парашютики» с семенами, расширяя сферу обитания, то дело здесь явно не в любопытстве. Причина и движущая сила глобализации, на мой взгляд, состоит в том, что Природа заложила во всё живое стремление к жизни. А источник жизни всего живого – это среда обитания (жизненное пространство). Отсюда стремление всего живого к освоению и расширению своего жизненного пространства. Это и одна из важнейших причин не только экспансии, но и конфликтов, и войн. Вспомним, Гитлер шёл к нам с войной за «жизненным пространством».

Процесс освоения и расширения своего жизненного пространства (глобализации) был естественным и объективным, заложенным во всё живое самой Природой, а потому Ирина Хакамада (кандидат экономических наук) была права, когда в программе «Суд времени» (13.12.2010) с позиций либерализма твёрдо заявила мнение сторонников группы Леонида Млечина: «Глобализацией управлять нельзя, так же как нельзя управлять природой, закатами, восходами солнца. Мы, к сожалению, не та цивилизация, которая может управлять своей звездой. Глобализация имеет абсолютно объективный характер, независящий от воли и разума цивилизации, человека».

Но мы должны учитывать, что такая оценка процесса глобализации справедлива лишь для самого начального этапа глобализации, где-то, примерно, для эпохи каменного века. Когда же говорят, что и современный процесс глобализации имеет только естественный, объективный характер, то это неверно. Процесс глобализации только изначально был эволюционным, т.е. имел естественный и объективный характер, как и у всех животных и растений. Но в отличие от всего остального живого мира человек с определённого этапа своего развития (а возможно, что и изначально) включил в процесс глобализации свой разум. Он осознанно выбирал способы и направления глобализации, использовал в процессе глобализации свои знания и умения. Так, Колумб учитывал, что Земля шарообразна, а потому, если плыть в одном направлении, то вполне вероятно можно обнаружить неизвестную среду обитания (жизненное пространство). И люди научились строить корабли (прогресс). А жирафы и кенгуру этого не знали и не умели. И до сих пор не знают и не умеют. Они остались на уровне эволюционного, естественного развития. А человечество вышло на уровень прогрессивного, субъективного (разум) развития, а не только эволюционного. С определённого этапа своего развития не только, и не столько эволюция, сколько прогресс стал главным двигателем развития человечества, и глобализации тоже.

Правда, в течение всех трёх дней в программе «Суд времени» его участники говорили о прогрессе как о факторе развития объективном, что, на мой взгляд, неверно. Объективно здесь лишь то, что в природе существуют объективные явления и процессы, известные нам и неизвестные, и существует некая объективная возможность использовать их для удовлетворения своих потребностей живыми организмами. Но человек, используя свой разум, способен осознать, изучить, освоить и использовать их не только для удовлетворения своих потребностей, но и для своего развития, а остальной живой мир планеты на это не способен. Человечество, достигнув через возможности разума определённого уровня прогресса, использует достигнутое как основу для своего дальнейшего развития. Так, освоив электричество, человек на достигнутой базе прогресса развивает себя дальше, изобретая телефон, радио, телевидение, Интернет, электропоезд и многое другое. Без разума не было бы и прогресса, не было бы и прогрессивного развития, как нет его и сегодня у животных и растений. Человечество, используя свой разум, вносит вклад в своё развитие, вырабатывая и внедряя в практику жизни идеи и теории не только научно-технического, но и общественного своего развития.

Вовлечение разума в процессе глобализации привело к тому, что процесс этот стал приобретать всё более и более субъективный, а значит, управляемый характер. Эволюция – процесс очень медленного развития, растянутого на многие тысячелетия и миллионы лет, а прогресс (разум) значительно ускорил развитие человечества в сравнении с остальным живым миром. И более пяти веков назад, после так называемых Великих географических открытий, завершился очередной, важнейший, этап глобализации. Важность этого этапа состоит в том, что глобализация стала исторической реальностью. Суть этой реальности: человеческий мир перестал быть мозаикой отдельных, даже не знающих о существовании друг друга, цивилизаций. Мир человечества стал единым, глобальным, всепланетным. И это не было просто механическим соединением стран и континентов, теперь все процессы на планете стали взаимозависимыми и взаимосвязанными.

Важность современного этапа глобализации состоит в том, что впервые в своей истории человечество пришло к осознанию объективной реальности, которую остальной живой мир не знает и до сих пор. Неизвестно когда узнает, и узнает ли вообще. А объективная реальность такова: жизненное пространство всего живого, в том числе и человечества, не бесконечно. Оно ограничено размерами нашей планеты. Расширять жизненное пространство дальше некуда, если только в космос выходить. А в последние десятилетия постепенно сформировалось мнение, что и природные ресурсы планеты, в первую очередь энергетические (нефть, газ, уголь, лес и др.) близки к исчерпанию. Вот что объективно в современном понятии «глобализация».

А вот дальше всё остальное субъективно. Субъективно потому, что глобальное пространство планеты не пустое место, оно заполнено политическими субъектами – государствами и народами, то есть людьми. Это – политическое пространство. И то, что либеральные идеологи назвали глобализацией, это, по сути своей, прежде всего, геополитика. Термин «глобализация» придуман либеральными идеологами и введён в массовый и научный оборот, видимо, осознано, чтобы убрать термин «геополитика», для того чтобы спрятать политику, замаскировать её, внести сумятицу в сознание людей. Ведь все понимают, что политические проблемы решают люди (политики, дипломаты и др.), это процесс субъективный, а значит, управляемый. И что такое геополитика (политика), всем понятно. А что такое глобализация, знают вроде бы все, а сказать, что это такое внятно и конкретно никто не может, каждый понимает её по-своему. Потому в течение трёх дней обсуждения образованные, учёные люди так и не определились однозначно, объективная эта штука – глобализация, или субъективная. Если понятие расплывчатое, неконкретное, то и создано оно, видимо, для манипулирования сознанием людей. И когда Ирина Хакамада говорила: «Я против термина «альтернатива глобализации», её не существует», то непонятно, что она имела в виду и права ли она. А если бы речь шла о геополитике, о создании «мирового порядка», то все бы понимали, что она не права, так как политика и есть процесс согласования политическими субъектами возможных вариантов. Для этого, очевидно, и созданы мировые институты – ООН, G-8, G-20, НАТО, ВТО и другие, причём, не только видимые, но и скрываемые.

Завершившийся пять веков назад этап глобализации важен ещё и тем, что впервые истории человечества, появилось то, что принято называть сегодня «мировым порядком». Понятно, что «мировой порядок» создаётся не сам по себе, он создаётся политическими субъектами планеты. С изменением политической ситуации на планете изменялся и мировой порядок. Так, после Второй мировой войны на ведущие позиции в формировании мирового порядка вышли США и СССР. На десятилетия Советский Союз превратился в мощный стабилизирующий фактор мирового порядка. Но после разрушения Советского Союза начался процесс создания нового мирового порядка. И не для того разваливали Советскую Россию (СССР), чтобы эту ведущую роль оставить за постсоветской Россией, ей настойчиво навязывают роль ведомой в этом процессе страны. И когда нас настойчиво убеждают, что вариантов глобализации якобы нет и быть не может, то это может означать, что определённые политические силы, оседлавшие процесс создания будущего мирового порядка, пытаются устранить нас от участия в этом процессе. Нам навязывают вариант мирового порядка, в котором мы можем оказаться в самом угрожающем для страны и населения положении. Но угрозы либерального варианта глобализации – это отдельная большая тема.
Просьба к администратору: тему "Так что такое глобализация?" не могу ликвидировать. Там сумбур, она уже не нужна.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
tazmin
сообщение 6.1.2011, 5:42
Сообщение #2


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Регистрация: 4.1.2011
Пользователь №: 2389



Хотелось бы узнать у С.Е. Кургиняна, почему он не пригласил на эту передачу А.П. Паршева? Тот бы популярно, в двух словах объяснил чем грозит России глобализация и вступление в ВТО!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Daurechko
сообщение 7.1.2011, 11:21
Сообщение #3


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Регистрация: 8.11.2010
Пользователь №: 2158



Вообще то Хакамада и Кургинян говорили об одном, но разными словами. То, что Вы называете " планируемой, расчетливой геополитикой" это частный элемент в глобализации. Вот это Кургинян называет капканом и призывает это понимать и обойти, а Хакамада призывает взвешенно и вдумчиво глобализироваться, что и есть тоже "обойти капкан" через адекватность, так сказать уравновесить ситуацию другим капканом. А вот спорить в деталях можно долго. Запад действительно навязывает универсальные детали, которые на практике почему то выгодны им, и не выгодны стороне их осуществляющие. Вот надо это вопрос поднимать и ставить барьер критикам например вертикали власти, что есть в РФ, КЗ и понять что это не отступление от демократии, а вынужденная, временная мера. То есть просто вести аргументированный диалог.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Jaimulya
сообщение 7.1.2011, 14:29
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 434
Регистрация: 16.12.2010
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 2328



Цитата(Daurechko @ 7.1.2011, 11:21) *
Вообще то Хакамада и Кургинян говорили об одном, но разными словами. То, что Вы называете " планируемой, расчетливой геополитикой" это частный элемент в глобализации. Вот это Кургинян называет капканом и призывает это понимать и обойти, а Хакамада призывает взвешенно и вдумчиво глобализироваться, что и есть тоже "обойти капкан" через адекватность, так сказать уравновесить ситуацию другим капканом. А вот спорить в деталях можно долго. Запад действительно навязывает универсальные детали, которые на практике почему то выгодны им, и не выгодны стороне их осуществляющие. Вот надо это вопрос поднимать и ставить барьер критикам например вертикали власти, что есть в РФ, КЗ и понять что это не отступление от демократии, а вынужденная, временная мера. То есть просто вести аргументированный диалог.


Могли бы объяснить более подробно ваши размышления по-этому поводу? Спасибо!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Антон Ян
сообщение 7.1.2011, 21:52
Сообщение #5


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 157
Регистрация: 22.9.2010
Пользователь №: 2014



Цитата(Daurechko @ 7.1.2011, 11:21) *
понять что это не отступление от демократии, а вынужденная, временная мера. То есть просто вести аргументированный диалог.


1. Либеральные идеологи "дурят" сознание подменяя термин, отражающий реальность другим "расплывчатым. Таким образом уводят в тень реальные свои цели и задачи.
Так:
- капитализм назвали демократией. И 20 лет вводят всех в заблуждение, что якобы строят демократию, а не капитализм.
-экономику назвали рынком. И дурят, что им якобы никто не управляет. Но всё, что человек создаёт, им же и управляется. Рынок создал человека, или человек создал рынок?
-геополитику назвали глобализацией, понятием неограниченно широким. Под маркой глобализации дурят, что это якобы процесс тоже неуправляемый, так как видите ли, объективный как закаты и восходы.
И т.д.
2. А вести "аргументированный диалог" - это и есть геополитика (политика). Вот этого глобализаторы и хотят избежать, в том числе через подмену понятий.
3. Демократия не есть некое общечеловеческое благо. Понятие тоже широкое, а потому им удобно спекулировать.
Как тип политической власти демократия не более чем противоположность автократии.
И там, и здесь свои плюсы и минусы.
Но мы же знаем, что демократия может быть рабовладельческой (эксплуататорской), и не только в древности. США была рабовладельческим демократическим государством в 19 веке, совсем недавно.
А какую демократию мы строим? Не эксплуататорского ли типа?
Фашистская Германия тоже была демократией, эти люди пришли к власти самым демократическим путём.
Демократия, да вдруг оказалась фашистской, вот и придумали "отмазку", мол, не демократия это была, а тоталитаризм.
Но тоталитаризм не тип власти (всего было до того 2 типа - авто- и демо- кратии), а характеристика власти.
Тоталитарной может быть как автократия, так и демократия.

Сообщение отредактировал Антон Ян - 7.1.2011, 21:54
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 17.6.2024, 5:41