Антропология и обретение Смысла  | 
	 
	 
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Антропология и обретение Смысла  | 
	 
	 
			
			  8.6.2009, 4:44
			
				 Сообщение
					#101
					
				
			 
		 | 
	|
| 
        	
				
        			 Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 757 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 1534  | 
       
			
			 
				Это попытка постановки проблемы, навеянная разговором о постмодерне.  
			
			
					
		В текстах С.Е.Кургиняна постоянно всплывает мысль о самоидентичности и обретении субъектности как условии политического (и не только политического) действия. Этот процесс предстает также как обретение Смысла. Здесь написание «смысла» с большой бу-квы имеет в виду подчеркнуть, что речь идет о смыслах стратегических, генеральных (ме-тафизических) и т.п., т.е. о смыслах, определяющих жизненный путь исторического субъ-екта, если речь идет об обществе, или жизненную стратегию личности, если речь идет о человеке. Эта мысль представлена в текстах в прямой и косвенной форме. Я воспользу-юсь цитатой, в которой она выражена прямо: «Между тем, подлинная власть не носит ве-щественного характера. Миром правит невещественное. Так это происходит везде. И нам не удастся отгородиться от этого. Не будет здесь царства своего Смысла – здесь будет царство чужого Смысла. Или царство Антисмысла. Последнее даже более вероятно… Ближайшие 25 лет распадутся на три периода. Первый – осознание роли Смыслов. Второй – выработка Смыслов. Третий – переход от смыслообновления и смыслоконсолидации к переменам…» http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...=10&id=1940 Если актуальный политический анализ выводит на «метафизические» вопросы обретения смысла, то есть резон обсудить, как это совершается в человеческой истории. Общий тезис заключается в том, что всякая культура имеет свое представление о человеке и смысле его существования, и в этом плане можно говорить об антропологическом на-полнении культурных смыслов и об антропологии как сфере знаний и представлений (пе-реживаний). В этом контексте под антропологией понимается не только набор теоретиче-ских представлений о человеке, но, как уже отмечено, некий интегральный образно-понятийный концепт, образующий по сути фундамент культуры. Это представление о че-ловеке (эта антропология) оживает в искусстве во всех его формах и вообще во всем, что касается человеческих переживаний и поступков человека и социальных групп в опреде-ленной культуре. Указанное соотношение прослеживается во всех культурах и на всех этапах ее развития. Например, эволюция культуры античного греческого полиса предстает как движение от мифа к Логосу, т.е. к концепции человека, соотнесенного с реальность через мышление и познание. Осмысленное и рациональное действие становится в ней культурным образцом уже на ранней стадии становления (рационализация мифа). Рацио-нальным ядром формирующейся культуры становится философия, в которой проблема человека внятно сформулирована в философии Сократа, сократических школ и в после-дующем ее развитии. Учение Конфуция обращено к человеку, к этике его поведения и со-держит в себе образ благородного мужа, задающий модель поведения человека элиты. Христианство создало образ солидарного человека (все люди братья), ставшего этическим основанием христианских общин, и принципы поведения человека христианской веры (нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за другие своея) благодаря кон-цепции единого бога, сотворившего мир и человека. И т.п. Создание образа человека все-гда включает в себя представление об его взаимоотношении с внешним миром (космосом, природой, Небом и пр.) и принципы таких взаимоотношений неотделимы от самой антро-пологической модели. Европейское Просвещение сконструировало антропологию, в кото-рой человек есть свободный индивид с его естественными правами, появление которой решающим образом предопределено европейской реформацией. Наконец, постмодерн как культурная программа в определенных отношениях опирается на антропологию эпохи модерна (самодостаточный индивид), но вносит в нее принципиальные качественные из-менения, проводимые под лозунгом борьбы с рационализмом Просвещения за новую ра-циональность. В таком контексте постановка вопроса о противостоянии постмодерну и об альтернатив-ном историческом проекте как проекте развития, должна в глубоком культурном фунда-мента опираться на антропологию (образ человека), адекватный новому повороту исто-рии. Понятно, что необходимый антропологический образ могут выразить в философии и культуре определенные люди, но родить его может только так или иная культура или не-кий культурный синтез. В повестке дня вопрос: какой должна быть модель человека спо-собная заместить антропологические представления постмодерна? 1.Антропология европейского просвещения базируется на концепции атомарного челове-ка (индивида). Она рождена европейской культурой в результате своеобразной «мутации», происходившей в период Возрождение-Просвещение. Свое рациональное оформление эта антропология получила в философии эпохи Просвещения. Альтернативное мироощуще-ние базируется на образе «солидарного человека», т.е. идее человеческого единения, вы-званного не столько материальной потребностью (глобальный рынок), но самим понима-нием жизни и отношением к жизни. В основе такого отношения к жизни лежит идея че-ловеческого братства, вытекающего из самого факта существования людей. Итак, проти-востояние постмодерну в сфере духа, в сфере метафизики должно опереться на антропо-логигию солидарного человека, выраженную в самосознании общества (философия), а также выраженную всеми иными средствами культуры. 2.Какая культура (какие культуры) были и могут быть местом рождения такой метафизи-ки человека? Вообще-то, все традиционные культуры в той или иной мере альтернативны постмодерну (и европейскому модерну с его идеей нации), но не все культуры смогли адаптировать идею солидарного человека и человечества для уровня индустриального развития. Это смогла сделать русская культура в силу исторических обстоятельств (так Бог замыслил о России, мог бы сказать В.С.Соловьев) и в силу глубокого внутреннего со-лидаристского потенциала, накопленного многовековым развитием. Без какого-либо рус-ского шовинизма следовало бы сознавать, что Россия то историческое культурно-историческое место, где должен был произойти и происходил культурный синтез, способ-ный выплавить адекватную антропологию и соответствующее ей мировоззрение. Оглядка на интеллектуальный опыт запада здесь совершенно необходима, но именно оглядка, обеспечивающая собственное историческое движение. 3.На сегодня опыт русской культуры в этом плане не востребован ни практически, ни ин-теллектуально, что является крупным провалом интеллектуальной работы сегодняшнего дня (точнее, «провалом» можно назвать отсутствие интенсивной интеллектуальной рабо-ты в обсуждаемом здесь направлении). Между тем, солидаристское «всечеловеческое» чувство пронизывает всю историю русской культуры, включая, несомненно, советский период. Материал здесь богатый, я приведу скромный и рядовой пример проявления тако-го чувства всего лишь как иллюстрацию. Всем известная хорошая советская песня «Вечер на рейде», и я спрашиваю иногда своих коллег: могла ли в американском обществе (или в европейском) родиться такая простая и проникновенная словами и музыкой песня о «дружбе большой, о службе морской…»? Может и могла, может и есть что-то подобное, но все равно названный мною советский прецедент корнями уходит в солидаристское чувство русского человека. 4.Где и как должна выстраиваться антропология человеческой солидарности в современ-ных условиях? С одной стороны, она явлена православным религиозным сознанием. Од-нако оно может быть историческим основанием, а не актуальным проектом. Модерн заме-нил веру знанием, наукой. Обратное движение уже невозможно без отступления и архаи-зации (чему, на мой взгляд, способствует сегодня руководство РПЦ). Необходима рацио-нальная (научная по форме) антропологическая концепция, раскрывающая солидаристкую природу человека. Опять-таки, определенные шаги в построении такой модели были сде-ланы в русской дореволюционной (до 1917 года) философии. Практически мы там не встретим идею «свободного индивида» (я не говорю о европейских подражателях вроде Б.Н.Чичерина). От анархиста Бакунина, писавшего о солидарности в животном и челове-ческом мире, до В.С.Соловьева с его «Оправданием Добра», являющимся по сути апофео-зом солидаристской антропологии в русской философии (и потому вызвавшей принципи-альное неприятие со стороны Б.Н.Чичерина). Более того, В.С.Соловьев утверждает идею, что общество (государство) есть собирательный орган делания добра. Такой постановки вопроса мы не найдем в западной философии, она прямо противоположна гоббсовскому естественному состоянию общества как борьбы всех против всех. 5.Рационализация солидаристской антропологии не может опираться только на философ-ские сочинения, она должна включить в себя также опыт «культурной антропологии», эт-нографии, археологии и естественно-научной антропологии. Проще сказать, она должна быть интегральным синтезом научного знания и философского метода. Такая работа прак-тически не начата, и такая работа, по моему убеждению, может быть сделана только в России на ее культурном основании (во всяком случае, она необходима историческому будущему России). Причина здесь в том, что «солидарстская антропология» не может быть чисто теоретической интеллектуальной конструкцией. Она должна опираться на культурный опыт, вырастать из соответствующего культурно-исторического слоя. Всякие рациональные конструкции антропологического плана определенным образом соотнесены с жизнью народа (народов). Например, утверждение Н.Ф.Федорова, что «добро есть про-дление жизни живущим и возвращение ее умершим» в рационально-рассудочной культу-ре запада будет понято совсем иначе, чем в православном мироощущении русского фило-софа. Нужен культурный контекест. 6.Еще раз. Если актуальный политический анализ приводит нас к тому, что мы оказывает-ся перед границей, разделяющей метафизическую реальность (реальность культурно-исторических смыслов) и актуальную действительность, то необходимо перейти эту гра-ницу и открыть дверь в «метафизику». Это необходимо для поиска фундаментальных средств анализа и, что еще более важно, для решения задачи синтеза тех смысловых кон-струкций, на которые должна опереться концепция истории, альтернативная политиче-скому постмодерну.  | 
	
| 
			
			 | 
	|
 Ratan   Антропология и обретение Смысла   8.6.2009, 4:44
 
 Ratan   Слушая Медведева… 
Задаешься вопросом, а какая ант...   16.9.2009, 17:34
 
 Лёвин   1. MMM
ЦитатаНу неужели надо Вам, взрослому челов...   16.9.2009, 19:59
 
 Ratan   'Лёвин' date='16.9.2009, 19:59' po...   17.9.2009, 8:16
 
 Tapa   Ratan
У меня возник вопрос о мотивациях, однако он...   18.9.2009, 11:21
 
 Ratan   Цитата'Tapa' date='18.9.2009, 11:21...   18.9.2009, 18:12
 
 Bang   Лёвин
Цитата(Лёвин)Цитата(Bang)Кургинян уже как-т...   16.9.2009, 19:51
 
 Ratan   Bang
ЦитатаЯ смотрю, что солидарность для Вас не п...   17.9.2009, 8:06
 
 MMM   Знаете, Лёвин, не буду я больше ничего "отраж...   16.9.2009, 21:06
 
 Bang   Ratan
Да, «солидарность» видится мне генеральной ...   18.9.2009, 10:24
 
 Ratan   Цитата'Bang' date='18.9.2009, 10:24...   18.9.2009, 18:10
 
 Ratan   Цитата'Bang' date='18.9.2009, 10:24...   19.9.2009, 7:59
 
 Tapa   Bang, я вчера утром, начав Вам писать по поводу ...   19.9.2009, 10:56
 
 Bang   Ratan
Этот лозунг был в свое время выражением сол...   21.9.2009, 14:57
 
 Ratan   Цитата'Bang' date='21.9.2009, 14:57...   22.9.2009, 19:31
 
 Ratan   Ratan
Пишу сам себе как продолжение предшествующег...   23.9.2009, 17:23
 
 Ratan   Цитатачеловек обречен бороться с энтропией, разруш...   27.9.2009, 6:15
 
 Ratan   Цитата'Ratan' date='27.9.2009, 7:15...   1.10.2009, 15:48
 
 Ratan   Цитата'Ratan' date='1.10.2009, 16:48...   4.10.2009, 6:23
 
 Ratan   Цитата'Ratan' date='4.10.2009, 6:23...   8.10.2009, 5:22
 
 Ю.Х.   Цитата(Ratan @ 8.10.2009, 6:22) Те или ин...   9.10.2009, 7:31

 
 Ratan   Цитата'Ю.Х.' date='9.10.2009, 8:31...   9.10.2009, 13:08
 
 Ratan   ЦитатаНо есть болезни потери смысла, за которыми т...   11.10.2009, 7:28
 
 Bang   Тара
Что же до того, что всечеловеческая солидарн...   21.9.2009, 15:43
 
 Dimkos   Представление проблемы в плоскости противопоставле...   5.10.2009, 2:45
 
 амега   Какие смыслы по-вашему нужны человеку. Как они зву...   5.10.2009, 4:53
 
 Dimkos   ЦитатаКакие смыслы по-вашему нужны человеку. Как о...   6.10.2009, 1:57
 
 Dimkos   ЦитатаКак они звучат, что надо для этого человеку?...   6.10.2009, 2:06
 
 амега   Господи....как много слов ни о чём. Как обычно это...   6.10.2009, 2:16
 
 Dimkos   Цитатакак много слов ни о чёмСпасибо.
ЦитатаВот ва...   6.10.2009, 3:46
 
 амега   Цитата(Dimkos @ 6.10.2009, 8:46) Спасибо....   6.10.2009, 5:33
 
 Dimkos   Т.е. о сути говорить желания нет. О серьезном. А в...   6.10.2009, 10:57
 
 амега   Цитата(Dimkos @ 6.10.2009, 15:57) Т.е. о ...   6.10.2009, 11:31
 
 Зимин Игорь Александрович   Дмитрий Михайлович, здравствуйте.
Окончание строи...   6.10.2009, 16:45
 
 Dimkos   Игорю Александровичу
Цитата(Буде интересно - пройд...   7.10.2009, 0:55
 
 Зимин Игорь Александрович   Дмитрий Михайлович.
Рад, что Вы откликнулись. Оче...   7.10.2009, 21:42
 
 Dimkos   ЦитатаКак восстановить смыслы? - Вернуться к духу....   7.10.2009, 1:07
 
 амега   Цитата(Dimkos @ 7.10.2009, 6:07) В целом-...   10.10.2009, 16:32
 
 Dimkos   Игорь Александрович, попытаюсь в ближайшии дни осу...   8.10.2009, 0:27
 
 Ю.Х.   Уважаемый  Ratan!
Вы: «Уважаемый коллега...   9.10.2009, 20:03
 
 Tapa   Цитата(Ю.Х. @ 9.10.2009, 20:03) Уважаемый...   9.10.2009, 23:35

 
 Ю.Х.   Цитата(Tapa @ 10.10.2009, 0:35) Да-а... Т...   10.10.2009, 8:30

 
 Tapa   Ю.Х.
Если Вы хотите обсудить тему про дураков, кот...   10.10.2009, 10:39
 
 Ratan   Цитата'Ю.Х.' date='9.10.2009, 21:03...   11.10.2009, 7:23
 
 Ю.Х.   Уважаемый  Ratan!
ЦитатаЭто не мнение, это ди...   11.10.2009, 20:40
 
 Gazi   Цитата(Ю.Х. @ 11.10.2009, 23:40) И  «Вы  ...   11.10.2009, 22:19
 
 амега   ".....порождающая причина этого всеобщего пот...   11.10.2009, 7:38
 
 Ratan   Цитата'амега' date='11.10.2009, 7:38...   11.10.2009, 15:32
 
 Ю.Х.   Уважаемые!
Прошу  Вас,  почитайте  себя,  в  ...   13.10.2009, 8:03
 
 MMM   Ю.Х. сообщил нам:
Вы не прошли тест на человека ра...   13.10.2009, 9:11
 
 Tapa   Цитата(MMM @ 13.10.2009, 9:11) Ю.Х. сообщ...   13.10.2009, 22:33
 
 Ratan   Цитата'Tapa' date='13.10.2009, 23:33...   14.10.2009, 4:41
 
 Ratan   Был поставлен один убийственный вопрос: делать-то ...   14.10.2009, 15:10
 
 Paix   Конечно, в том, что капитализм показал в России в ...   14.10.2009, 16:53

 
 Ratan   Цитата'Paix' date='14.10.2009, 17:53...   14.10.2009, 17:58

 
 Paix   Цитата(Ratan @ 14.10.2009, 18:58) Хотя мн...   16.10.2009, 23:06

 
 Ratan   Цитата'Ratan' date='14.10.2009, 17:58...   3.11.2009, 17:29

 
 Ratan   Снова об «антропологических началах» общественной ...   17.11.2009, 19:00
 
 Ratan   Цитата'Ratan' date='14.10.2009, 15:10...   21.10.2009, 16:08
 
 Ratan   Цитата'Ratan' date='21.10.2009, 17:08...   22.10.2009, 17:33
 
 Ratan   Цитата'Ratan' date='22.10.2009, 17:33...   24.10.2009, 13:52
 
 Юрий Николаевич   При всём обилии мыслей.
Не пора ли приземлиться и ...   17.10.2009, 14:30
 
 Юрий Николаевич   Господа интеллектуалы.
при всей вашей продвинутост...   21.10.2009, 20:07
 
 Dimkos   ЦитатаЗначит нам нужен перманентный "поиск см...   23.10.2009, 0:25
 
 Dimkos   ЦитатаЦитатаЧитайте Кургиняна внимательнее.А Вы - ...   23.10.2009, 1:00
 
 Юрий Николаевич   Разрешите вставить слово "про Элиту"
Сре...   23.10.2009, 19:47
 
 Сталинский сокол   Ratan 
ЦитатаПрежде чем в бой бросаться, почистите...   23.10.2009, 21:14
 
 Ratan   Цитата'Сталинский сокол' date='23.10.2...   24.10.2009, 4:28
 
 Юрий Николаевич   Обретение  СМЫСЛА.
Смысл функционирования всякого ...   24.10.2009, 9:44
 
 Юрий Николаевич   Употребив термин Эрос и Танатос вы показали, что з...   24.10.2009, 17:14
 
 Ratan   Цитата'Юрий Николаевич' date='24.10.20...   26.10.2009, 16:44
 
 Юрий Николаевич   Модерн в Европе возник при вхождении в Элиту и нач...   25.10.2009, 4:44
 
 sever   Ы человек с 5 сообщениями, мирными намереньями и р...   25.10.2009, 11:46
 
 Alipov-ml   Вообще, форуму скучновато, но, если вам шибко захо...   25.10.2009, 16:00
 
 Alipov-ml   Ваш флуд попросту удалили - вот его и не заметно )...   25.10.2009, 19:14
 
 Юрий Николаевич   о нарцистической личности. Я не думаю, что социаль...   26.10.2009, 18:35
 
 Dimkos   ЦитатаЕсли мы в определённом институте сформируем ...   27.10.2009, 3:05
 
 Dimkos   ЦитатаЕсли мы в определённом институте сформируем ...   27.10.2009, 3:12
 
 Юрий Николаевич   Не нервинчайте коллега, будьте поспокойней. никто ...   27.10.2009, 10:52
 
 Alipov-ml   Цитата(Юрий Николаевич @ 27.10.2009, 11:5...   28.10.2009, 11:39
 
 Юрий Николаевич   Вполне РАЗУМНО поступил Лютер - подчистил ПИСАНИЕ....   28.10.2009, 18:19
 
 Alipov-ml   Не капсите, Юрий, это неприлично, во-первых, и при...   28.10.2009, 18:32
 
 MMM   Рома, ты бы лучше на Тертуллиана сослался. "В...   28.10.2009, 21:15
 
 Alipov-ml   А! Стыдно признаться - не знал  Спасибо.   29.10.2009, 9:40
 
 MMM   Цитата(Alipov-ml @ 29.10.2009, 9:40)...   29.10.2009, 19:14
 
 Юрий Николаевич   Что есть Вера?
Существуют ли иные (кроме рациональ...   29.10.2009, 19:14
 
 Alipov-ml   Что есть вера - Юрий Николаевич, надо не изобретат...   30.10.2009, 7:31
 
 Юрий Николаевич   Каждый классик адекватен своему времени.
Дарвин бы...   1.11.2009, 16:59
 
 Юрий Николаевич   Ratan, Спасибо.
Жизнеспособен лищь социуим способн...   3.11.2009, 20:05
 
 Юрий Николаевич   Есть вопрос.
Различно ли понимание ПРАВДЫ основанн...   17.11.2009, 21:33
 
 Ratan   Цитата'Юрий Николаевич' date='17.11.20...   18.11.2009, 10:02
 
 Юрий Николаевич   Если сновидение (за кажущейся БЕСсмыслицей) скрыва...   19.11.2009, 19:03![]() ![]()  | 
	
| Текстовая версия | Сейчас: 4.11.2025, 11:33 |