Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Антропология и обретение Смысла
Ratan
сообщение 8.6.2009, 4:44
Сообщение #101


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 750
Регистрация: 3.6.2009
Пользователь №: 1534



Это попытка постановки проблемы, навеянная разговором о постмодерне.
В текстах С.Е.Кургиняна постоянно всплывает мысль о самоидентичности и обретении субъектности как условии политического (и не только политического) действия. Этот процесс предстает также как обретение Смысла. Здесь написание «смысла» с большой бу-квы имеет в виду подчеркнуть, что речь идет о смыслах стратегических, генеральных (ме-тафизических) и т.п., т.е. о смыслах, определяющих жизненный путь исторического субъ-екта, если речь идет об обществе, или жизненную стратегию личности, если речь идет о человеке. Эта мысль представлена в текстах в прямой и косвенной форме. Я воспользу-юсь цитатой, в которой она выражена прямо: «Между тем, подлинная власть не носит ве-щественного характера. Миром правит невещественное. Так это происходит везде. И нам не удастся отгородиться от этого. Не будет здесь царства своего Смысла – здесь будет царство чужого Смысла. Или царство Антисмысла. Последнее даже более вероятно… Ближайшие 25 лет распадутся на три периода. Первый – осознание роли Смыслов. Второй – выработка Смыслов. Третий – переход от смыслообновления и смыслоконсолидации к переменам…» http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...=10&id=1940
Если актуальный политический анализ выводит на «метафизические» вопросы обретения смысла, то есть резон обсудить, как это совершается в человеческой истории.
Общий тезис заключается в том, что всякая культура имеет свое представление о человеке и смысле его существования, и в этом плане можно говорить об антропологическом на-полнении культурных смыслов и об антропологии как сфере знаний и представлений (пе-реживаний). В этом контексте под антропологией понимается не только набор теоретиче-ских представлений о человеке, но, как уже отмечено, некий интегральный образно-понятийный концепт, образующий по сути фундамент культуры. Это представление о че-ловеке (эта антропология) оживает в искусстве во всех его формах и вообще во всем, что касается человеческих переживаний и поступков человека и социальных групп в опреде-ленной культуре. Указанное соотношение прослеживается во всех культурах и на всех этапах ее развития. Например, эволюция культуры античного греческого полиса предстает как движение от мифа к Логосу, т.е. к концепции человека, соотнесенного с реальность через мышление и познание. Осмысленное и рациональное действие становится в ней культурным образцом уже на ранней стадии становления (рационализация мифа). Рацио-нальным ядром формирующейся культуры становится философия, в которой проблема человека внятно сформулирована в философии Сократа, сократических школ и в после-дующем ее развитии. Учение Конфуция обращено к человеку, к этике его поведения и со-держит в себе образ благородного мужа, задающий модель поведения человека элиты. Христианство создало образ солидарного человека (все люди братья), ставшего этическим основанием христианских общин, и принципы поведения человека христианской веры (нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за другие своея) благодаря кон-цепции единого бога, сотворившего мир и человека. И т.п. Создание образа человека все-гда включает в себя представление об его взаимоотношении с внешним миром (космосом, природой, Небом и пр.) и принципы таких взаимоотношений неотделимы от самой антро-пологической модели. Европейское Просвещение сконструировало антропологию, в кото-рой человек есть свободный индивид с его естественными правами, появление которой решающим образом предопределено европейской реформацией. Наконец, постмодерн как культурная программа в определенных отношениях опирается на антропологию эпохи модерна (самодостаточный индивид), но вносит в нее принципиальные качественные из-менения, проводимые под лозунгом борьбы с рационализмом Просвещения за новую ра-циональность.
В таком контексте постановка вопроса о противостоянии постмодерну и об альтернатив-ном историческом проекте как проекте развития, должна в глубоком культурном фунда-мента опираться на антропологию (образ человека), адекватный новому повороту исто-рии. Понятно, что необходимый антропологический образ могут выразить в философии и культуре определенные люди, но родить его может только так или иная культура или не-кий культурный синтез. В повестке дня вопрос: какой должна быть модель человека спо-собная заместить антропологические представления постмодерна?
1.Антропология европейского просвещения базируется на концепции атомарного челове-ка (индивида). Она рождена европейской культурой в результате своеобразной «мутации», происходившей в период Возрождение-Просвещение. Свое рациональное оформление эта антропология получила в философии эпохи Просвещения. Альтернативное мироощуще-ние базируется на образе «солидарного человека», т.е. идее человеческого единения, вы-званного не столько материальной потребностью (глобальный рынок), но самим понима-нием жизни и отношением к жизни. В основе такого отношения к жизни лежит идея че-ловеческого братства, вытекающего из самого факта существования людей. Итак, проти-востояние постмодерну в сфере духа, в сфере метафизики должно опереться на антропо-логигию солидарного человека, выраженную в самосознании общества (философия), а также выраженную всеми иными средствами культуры.
2.Какая культура (какие культуры) были и могут быть местом рождения такой метафизи-ки человека? Вообще-то, все традиционные культуры в той или иной мере альтернативны постмодерну (и европейскому модерну с его идеей нации), но не все культуры смогли адаптировать идею солидарного человека и человечества для уровня индустриального развития. Это смогла сделать русская культура в силу исторических обстоятельств (так Бог замыслил о России, мог бы сказать В.С.Соловьев) и в силу глубокого внутреннего со-лидаристского потенциала, накопленного многовековым развитием. Без какого-либо рус-ского шовинизма следовало бы сознавать, что Россия то историческое культурно-историческое место, где должен был произойти и происходил культурный синтез, способ-ный выплавить адекватную антропологию и соответствующее ей мировоззрение. Оглядка на интеллектуальный опыт запада здесь совершенно необходима, но именно оглядка, обеспечивающая собственное историческое движение.
3.На сегодня опыт русской культуры в этом плане не востребован ни практически, ни ин-теллектуально, что является крупным провалом интеллектуальной работы сегодняшнего дня (точнее, «провалом» можно назвать отсутствие интенсивной интеллектуальной рабо-ты в обсуждаемом здесь направлении). Между тем, солидаристское «всечеловеческое» чувство пронизывает всю историю русской культуры, включая, несомненно, советский период. Материал здесь богатый, я приведу скромный и рядовой пример проявления тако-го чувства всего лишь как иллюстрацию. Всем известная хорошая советская песня «Вечер на рейде», и я спрашиваю иногда своих коллег: могла ли в американском обществе (или в европейском) родиться такая простая и проникновенная словами и музыкой песня о «дружбе большой, о службе морской…»? Может и могла, может и есть что-то подобное, но все равно названный мною советский прецедент корнями уходит в солидаристское чувство русского человека.
4.Где и как должна выстраиваться антропология человеческой солидарности в современ-ных условиях? С одной стороны, она явлена православным религиозным сознанием. Од-нако оно может быть историческим основанием, а не актуальным проектом. Модерн заме-нил веру знанием, наукой. Обратное движение уже невозможно без отступления и архаи-зации (чему, на мой взгляд, способствует сегодня руководство РПЦ). Необходима рацио-нальная (научная по форме) антропологическая концепция, раскрывающая солидаристкую природу человека. Опять-таки, определенные шаги в построении такой модели были сде-ланы в русской дореволюционной (до 1917 года) философии. Практически мы там не встретим идею «свободного индивида» (я не говорю о европейских подражателях вроде Б.Н.Чичерина). От анархиста Бакунина, писавшего о солидарности в животном и челове-ческом мире, до В.С.Соловьева с его «Оправданием Добра», являющимся по сути апофео-зом солидаристской антропологии в русской философии (и потому вызвавшей принципи-альное неприятие со стороны Б.Н.Чичерина). Более того, В.С.Соловьев утверждает идею, что общество (государство) есть собирательный орган делания добра. Такой постановки вопроса мы не найдем в западной философии, она прямо противоположна гоббсовскому естественному состоянию общества как борьбы всех против всех.
5.Рационализация солидаристской антропологии не может опираться только на философ-ские сочинения, она должна включить в себя также опыт «культурной антропологии», эт-нографии, археологии и естественно-научной антропологии. Проще сказать, она должна быть интегральным синтезом научного знания и философского метода. Такая работа прак-тически не начата, и такая работа, по моему убеждению, может быть сделана только в России на ее культурном основании (во всяком случае, она необходима историческому будущему России). Причина здесь в том, что «солидарстская антропология» не может быть чисто теоретической интеллектуальной конструкцией. Она должна опираться на культурный опыт, вырастать из соответствующего культурно-исторического слоя. Всякие рациональные конструкции антропологического плана определенным образом соотнесены с жизнью народа (народов). Например, утверждение Н.Ф.Федорова, что «добро есть про-дление жизни живущим и возвращение ее умершим» в рационально-рассудочной культу-ре запада будет понято совсем иначе, чем в православном мироощущении русского фило-софа. Нужен культурный контекест.
6.Еще раз. Если актуальный политический анализ приводит нас к тому, что мы оказывает-ся перед границей, разделяющей метафизическую реальность (реальность культурно-исторических смыслов) и актуальную действительность, то необходимо перейти эту гра-ницу и открыть дверь в «метафизику». Это необходимо для поиска фундаментальных средств анализа и, что еще более важно, для решения задачи синтеза тех смысловых кон-струкций, на которые должна опереться концепция истории, альтернативная политиче-скому постмодерну.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Ratan   Антропология и обретение Смысла   8.6.2009, 4:44
- - Ratan   Слушая Медведева… Задаешься вопросом, а какая ант...   16.9.2009, 17:34
|- - Лёвин   1. MMM ЦитатаНу неужели надо Вам, взрослому челов...   16.9.2009, 19:59
|- - Ratan   'Лёвин' date='16.9.2009, 19:59' po...   17.9.2009, 8:16
|- - Tapa   Ratan У меня возник вопрос о мотивациях, однако он...   18.9.2009, 11:21
|- - Ratan   Цитата'Tapa' date='18.9.2009, 11:21...   18.9.2009, 18:12
- - Bang   Лёвин Цитата(Лёвин)Цитата(Bang)Кургинян уже как-т...   16.9.2009, 19:51
|- - Ratan   Bang ЦитатаЯ смотрю, что солидарность для Вас не п...   17.9.2009, 8:06
- - MMM   Знаете, Лёвин, не буду я больше ничего "отраж...   16.9.2009, 21:06
- - Bang   Ratan Да, «солидарность» видится мне генеральной ...   18.9.2009, 10:24
|- - Ratan   Цитата'Bang' date='18.9.2009, 10:24...   18.9.2009, 18:10
|- - Ratan   Цитата'Bang' date='18.9.2009, 10:24...   19.9.2009, 7:59
|- - Tapa   Bang, я вчера утром, начав Вам писать по поводу ...   19.9.2009, 10:56
- - Bang   Ratan Этот лозунг был в свое время выражением сол...   21.9.2009, 14:57
|- - Ratan   Цитата'Bang' date='21.9.2009, 14:57...   22.9.2009, 19:31
|- - Ratan   Ratan Пишу сам себе как продолжение предшествующег...   23.9.2009, 17:23
|- - Ratan   Цитатачеловек обречен бороться с энтропией, разруш...   27.9.2009, 6:15
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='27.9.2009, 7:15...   1.10.2009, 15:48
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='1.10.2009, 16:48...   4.10.2009, 6:23
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='4.10.2009, 6:23...   8.10.2009, 5:22
|- - Ю.Х.   Цитата(Ratan @ 8.10.2009, 6:22) Те или ин...   9.10.2009, 7:31
||- - Ratan   Цитата'Ю.Х.' date='9.10.2009, 8:31...   9.10.2009, 13:08
|- - Ratan   ЦитатаНо есть болезни потери смысла, за которыми т...   11.10.2009, 7:28
- - Bang   Тара Что же до того, что всечеловеческая солидарн...   21.9.2009, 15:43
- - Dimkos   Представление проблемы в плоскости противопоставле...   5.10.2009, 2:45
- - амега   Какие смыслы по-вашему нужны человеку. Как они зву...   5.10.2009, 4:53
- - Dimkos   ЦитатаКакие смыслы по-вашему нужны человеку. Как о...   6.10.2009, 1:57
- - Dimkos   ЦитатаКак они звучат, что надо для этого человеку?...   6.10.2009, 2:06
- - амега   Господи....как много слов ни о чём. Как обычно это...   6.10.2009, 2:16
- - Dimkos   Цитатакак много слов ни о чёмСпасибо. ЦитатаВот ва...   6.10.2009, 3:46
|- - амега   Цитата(Dimkos @ 6.10.2009, 8:46) Спасибо....   6.10.2009, 5:33
- - Dimkos   Т.е. о сути говорить желания нет. О серьезном. А в...   6.10.2009, 10:57
|- - амега   Цитата(Dimkos @ 6.10.2009, 15:57) Т.е. о ...   6.10.2009, 11:31
- - Зимин Игорь Александрович   Дмитрий Михайлович, здравствуйте. Окончание строи...   6.10.2009, 16:45
- - Dimkos   Игорю Александровичу Цитата(Буде интересно - пройд...   7.10.2009, 0:55
|- - Зимин Игорь Александрович   Дмитрий Михайлович. Рад, что Вы откликнулись. Оче...   7.10.2009, 21:42
- - Dimkos   ЦитатаКак восстановить смыслы? - Вернуться к духу....   7.10.2009, 1:07
|- - амега   Цитата(Dimkos @ 7.10.2009, 6:07) В целом-...   10.10.2009, 16:32
- - Dimkos   Игорь Александрович, попытаюсь в ближайшии дни осу...   8.10.2009, 0:27
- - Ю.Х.   Уважаемый Ratan! Вы: «Уважаемый коллега...   9.10.2009, 20:03
|- - Tapa   Цитата(Ю.Х. @ 9.10.2009, 20:03) Уважаемый...   9.10.2009, 23:35
||- - Ю.Х.   Цитата(Tapa @ 10.10.2009, 0:35) Да-а... Т...   10.10.2009, 8:30
||- - Tapa   Ю.Х. Если Вы хотите обсудить тему про дураков, кот...   10.10.2009, 10:39
|- - Ratan   Цитата'Ю.Х.' date='9.10.2009, 21:03...   11.10.2009, 7:23
|- - Ю.Х.   Уважаемый Ratan! ЦитатаЭто не мнение, это ди...   11.10.2009, 20:40
|- - Gazi   Цитата(Ю.Х. @ 11.10.2009, 23:40) И «Вы ...   11.10.2009, 22:19
- - амега   ".....порождающая причина этого всеобщего пот...   11.10.2009, 7:38
|- - Ratan   Цитата'амега' date='11.10.2009, 7:38...   11.10.2009, 15:32
- - Ю.Х.   Уважаемые! Прошу Вас, почитайте себя, в ...   13.10.2009, 8:03
- - MMM   Ю.Х. сообщил нам: Вы не прошли тест на человека ра...   13.10.2009, 9:11
|- - Tapa   Цитата(MMM @ 13.10.2009, 9:11) Ю.Х. сообщ...   13.10.2009, 22:33
|- - Ratan   Цитата'Tapa' date='13.10.2009, 23:33...   14.10.2009, 4:41
|- - Ratan   Был поставлен один убийственный вопрос: делать-то ...   14.10.2009, 15:10
|- - Paix   Конечно, в том, что капитализм показал в России в ...   14.10.2009, 16:53
||- - Ratan   Цитата'Paix' date='14.10.2009, 17:53...   14.10.2009, 17:58
||- - Paix   Цитата(Ratan @ 14.10.2009, 18:58) Хотя мн...   16.10.2009, 23:06
||- - Ratan   Цитата'Ratan' date='14.10.2009, 17:58...   3.11.2009, 17:29
||- - Ratan   Снова об «антропологических началах» общественной ...   17.11.2009, 19:00
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='14.10.2009, 15:10...   21.10.2009, 16:08
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='21.10.2009, 17:08...   22.10.2009, 17:33
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='22.10.2009, 17:33...   24.10.2009, 13:52
- - Юрий Николаевич   При всём обилии мыслей. Не пора ли приземлиться и ...   17.10.2009, 14:30
- - Юрий Николаевич   Господа интеллектуалы. при всей вашей продвинутост...   21.10.2009, 20:07
- - Dimkos   ЦитатаЗначит нам нужен перманентный "поиск см...   23.10.2009, 0:25
- - Dimkos   ЦитатаЦитатаЧитайте Кургиняна внимательнее.А Вы - ...   23.10.2009, 1:00
- - Юрий Николаевич   Разрешите вставить слово "про Элиту" Сре...   23.10.2009, 19:47
- - Сталинский сокол   Ratan ЦитатаПрежде чем в бой бросаться, почистите...   23.10.2009, 21:14
|- - Ratan   Цитата'Сталинский сокол' date='23.10.2...   24.10.2009, 4:28
- - Юрий Николаевич   Обретение СМЫСЛА. Смысл функционирования всякого ...   24.10.2009, 9:44
- - Юрий Николаевич   Употребив термин Эрос и Танатос вы показали, что з...   24.10.2009, 17:14
|- - Ratan   Цитата'Юрий Николаевич' date='24.10.20...   26.10.2009, 16:44
- - Юрий Николаевич   Модерн в Европе возник при вхождении в Элиту и нач...   25.10.2009, 4:44
- - sever   Ы человек с 5 сообщениями, мирными намереньями и р...   25.10.2009, 11:46
- - Alipov-ml   Вообще, форуму скучновато, но, если вам шибко захо...   25.10.2009, 16:00
- - Alipov-ml   Ваш флуд попросту удалили - вот его и не заметно )...   25.10.2009, 19:14
- - Юрий Николаевич   о нарцистической личности. Я не думаю, что социаль...   26.10.2009, 18:35
- - Dimkos   ЦитатаЕсли мы в определённом институте сформируем ...   27.10.2009, 3:05
- - Dimkos   ЦитатаЕсли мы в определённом институте сформируем ...   27.10.2009, 3:12
- - Юрий Николаевич   Не нервинчайте коллега, будьте поспокойней. никто ...   27.10.2009, 10:52
- - Alipov-ml   Цитата(Юрий Николаевич @ 27.10.2009, 11:5...   28.10.2009, 11:39
- - Юрий Николаевич   Вполне РАЗУМНО поступил Лютер - подчистил ПИСАНИЕ....   28.10.2009, 18:19
- - Alipov-ml   Не капсите, Юрий, это неприлично, во-первых, и при...   28.10.2009, 18:32
- - MMM   Рома, ты бы лучше на Тертуллиана сослался. "В...   28.10.2009, 21:15
- - Alipov-ml   А! Стыдно признаться - не знал Спасибо.   29.10.2009, 9:40
|- - MMM   Цитата(Alipov-ml @ 29.10.2009, 9:40)...   29.10.2009, 19:14
- - Юрий Николаевич   Что есть Вера? Существуют ли иные (кроме рациональ...   29.10.2009, 19:14
- - Alipov-ml   Что есть вера - Юрий Николаевич, надо не изобретат...   30.10.2009, 7:31
- - Юрий Николаевич   Каждый классик адекватен своему времени. Дарвин бы...   1.11.2009, 16:59
- - Юрий Николаевич   Ratan, Спасибо. Жизнеспособен лищь социуим способн...   3.11.2009, 20:05
- - Юрий Николаевич   Есть вопрос. Различно ли понимание ПРАВДЫ основанн...   17.11.2009, 21:33
|- - Ratan   Цитата'Юрий Николаевич' date='17.11.20...   18.11.2009, 10:02
- - Юрий Николаевич   Если сновидение (за кажущейся БЕСсмыслицей) скрыва...   19.11.2009, 19:03
4 страниц V  < 1 2 3 4 >


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 3.6.2024, 15:43