Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Антропология и обретение Смысла
Ratan
сообщение 8.6.2009, 4:44
Сообщение #201


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 750
Регистрация: 3.6.2009
Пользователь №: 1534



Это попытка постановки проблемы, навеянная разговором о постмодерне.
В текстах С.Е.Кургиняна постоянно всплывает мысль о самоидентичности и обретении субъектности как условии политического (и не только политического) действия. Этот процесс предстает также как обретение Смысла. Здесь написание «смысла» с большой бу-квы имеет в виду подчеркнуть, что речь идет о смыслах стратегических, генеральных (ме-тафизических) и т.п., т.е. о смыслах, определяющих жизненный путь исторического субъ-екта, если речь идет об обществе, или жизненную стратегию личности, если речь идет о человеке. Эта мысль представлена в текстах в прямой и косвенной форме. Я воспользу-юсь цитатой, в которой она выражена прямо: «Между тем, подлинная власть не носит ве-щественного характера. Миром правит невещественное. Так это происходит везде. И нам не удастся отгородиться от этого. Не будет здесь царства своего Смысла – здесь будет царство чужого Смысла. Или царство Антисмысла. Последнее даже более вероятно… Ближайшие 25 лет распадутся на три периода. Первый – осознание роли Смыслов. Второй – выработка Смыслов. Третий – переход от смыслообновления и смыслоконсолидации к переменам…» http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...=10&id=1940
Если актуальный политический анализ выводит на «метафизические» вопросы обретения смысла, то есть резон обсудить, как это совершается в человеческой истории.
Общий тезис заключается в том, что всякая культура имеет свое представление о человеке и смысле его существования, и в этом плане можно говорить об антропологическом на-полнении культурных смыслов и об антропологии как сфере знаний и представлений (пе-реживаний). В этом контексте под антропологией понимается не только набор теоретиче-ских представлений о человеке, но, как уже отмечено, некий интегральный образно-понятийный концепт, образующий по сути фундамент культуры. Это представление о че-ловеке (эта антропология) оживает в искусстве во всех его формах и вообще во всем, что касается человеческих переживаний и поступков человека и социальных групп в опреде-ленной культуре. Указанное соотношение прослеживается во всех культурах и на всех этапах ее развития. Например, эволюция культуры античного греческого полиса предстает как движение от мифа к Логосу, т.е. к концепции человека, соотнесенного с реальность через мышление и познание. Осмысленное и рациональное действие становится в ней культурным образцом уже на ранней стадии становления (рационализация мифа). Рацио-нальным ядром формирующейся культуры становится философия, в которой проблема человека внятно сформулирована в философии Сократа, сократических школ и в после-дующем ее развитии. Учение Конфуция обращено к человеку, к этике его поведения и со-держит в себе образ благородного мужа, задающий модель поведения человека элиты. Христианство создало образ солидарного человека (все люди братья), ставшего этическим основанием христианских общин, и принципы поведения человека христианской веры (нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за другие своея) благодаря кон-цепции единого бога, сотворившего мир и человека. И т.п. Создание образа человека все-гда включает в себя представление об его взаимоотношении с внешним миром (космосом, природой, Небом и пр.) и принципы таких взаимоотношений неотделимы от самой антро-пологической модели. Европейское Просвещение сконструировало антропологию, в кото-рой человек есть свободный индивид с его естественными правами, появление которой решающим образом предопределено европейской реформацией. Наконец, постмодерн как культурная программа в определенных отношениях опирается на антропологию эпохи модерна (самодостаточный индивид), но вносит в нее принципиальные качественные из-менения, проводимые под лозунгом борьбы с рационализмом Просвещения за новую ра-циональность.
В таком контексте постановка вопроса о противостоянии постмодерну и об альтернатив-ном историческом проекте как проекте развития, должна в глубоком культурном фунда-мента опираться на антропологию (образ человека), адекватный новому повороту исто-рии. Понятно, что необходимый антропологический образ могут выразить в философии и культуре определенные люди, но родить его может только так или иная культура или не-кий культурный синтез. В повестке дня вопрос: какой должна быть модель человека спо-собная заместить антропологические представления постмодерна?
1.Антропология европейского просвещения базируется на концепции атомарного челове-ка (индивида). Она рождена европейской культурой в результате своеобразной «мутации», происходившей в период Возрождение-Просвещение. Свое рациональное оформление эта антропология получила в философии эпохи Просвещения. Альтернативное мироощуще-ние базируется на образе «солидарного человека», т.е. идее человеческого единения, вы-званного не столько материальной потребностью (глобальный рынок), но самим понима-нием жизни и отношением к жизни. В основе такого отношения к жизни лежит идея че-ловеческого братства, вытекающего из самого факта существования людей. Итак, проти-востояние постмодерну в сфере духа, в сфере метафизики должно опереться на антропо-логигию солидарного человека, выраженную в самосознании общества (философия), а также выраженную всеми иными средствами культуры.
2.Какая культура (какие культуры) были и могут быть местом рождения такой метафизи-ки человека? Вообще-то, все традиционные культуры в той или иной мере альтернативны постмодерну (и европейскому модерну с его идеей нации), но не все культуры смогли адаптировать идею солидарного человека и человечества для уровня индустриального развития. Это смогла сделать русская культура в силу исторических обстоятельств (так Бог замыслил о России, мог бы сказать В.С.Соловьев) и в силу глубокого внутреннего со-лидаристского потенциала, накопленного многовековым развитием. Без какого-либо рус-ского шовинизма следовало бы сознавать, что Россия то историческое культурно-историческое место, где должен был произойти и происходил культурный синтез, способ-ный выплавить адекватную антропологию и соответствующее ей мировоззрение. Оглядка на интеллектуальный опыт запада здесь совершенно необходима, но именно оглядка, обеспечивающая собственное историческое движение.
3.На сегодня опыт русской культуры в этом плане не востребован ни практически, ни ин-теллектуально, что является крупным провалом интеллектуальной работы сегодняшнего дня (точнее, «провалом» можно назвать отсутствие интенсивной интеллектуальной рабо-ты в обсуждаемом здесь направлении). Между тем, солидаристское «всечеловеческое» чувство пронизывает всю историю русской культуры, включая, несомненно, советский период. Материал здесь богатый, я приведу скромный и рядовой пример проявления тако-го чувства всего лишь как иллюстрацию. Всем известная хорошая советская песня «Вечер на рейде», и я спрашиваю иногда своих коллег: могла ли в американском обществе (или в европейском) родиться такая простая и проникновенная словами и музыкой песня о «дружбе большой, о службе морской…»? Может и могла, может и есть что-то подобное, но все равно названный мною советский прецедент корнями уходит в солидаристское чувство русского человека.
4.Где и как должна выстраиваться антропология человеческой солидарности в современ-ных условиях? С одной стороны, она явлена православным религиозным сознанием. Од-нако оно может быть историческим основанием, а не актуальным проектом. Модерн заме-нил веру знанием, наукой. Обратное движение уже невозможно без отступления и архаи-зации (чему, на мой взгляд, способствует сегодня руководство РПЦ). Необходима рацио-нальная (научная по форме) антропологическая концепция, раскрывающая солидаристкую природу человека. Опять-таки, определенные шаги в построении такой модели были сде-ланы в русской дореволюционной (до 1917 года) философии. Практически мы там не встретим идею «свободного индивида» (я не говорю о европейских подражателях вроде Б.Н.Чичерина). От анархиста Бакунина, писавшего о солидарности в животном и челове-ческом мире, до В.С.Соловьева с его «Оправданием Добра», являющимся по сути апофео-зом солидаристской антропологии в русской философии (и потому вызвавшей принципи-альное неприятие со стороны Б.Н.Чичерина). Более того, В.С.Соловьев утверждает идею, что общество (государство) есть собирательный орган делания добра. Такой постановки вопроса мы не найдем в западной философии, она прямо противоположна гоббсовскому естественному состоянию общества как борьбы всех против всех.
5.Рационализация солидаристской антропологии не может опираться только на философ-ские сочинения, она должна включить в себя также опыт «культурной антропологии», эт-нографии, археологии и естественно-научной антропологии. Проще сказать, она должна быть интегральным синтезом научного знания и философского метода. Такая работа прак-тически не начата, и такая работа, по моему убеждению, может быть сделана только в России на ее культурном основании (во всяком случае, она необходима историческому будущему России). Причина здесь в том, что «солидарстская антропология» не может быть чисто теоретической интеллектуальной конструкцией. Она должна опираться на культурный опыт, вырастать из соответствующего культурно-исторического слоя. Всякие рациональные конструкции антропологического плана определенным образом соотнесены с жизнью народа (народов). Например, утверждение Н.Ф.Федорова, что «добро есть про-дление жизни живущим и возвращение ее умершим» в рационально-рассудочной культу-ре запада будет понято совсем иначе, чем в православном мироощущении русского фило-софа. Нужен культурный контекест.
6.Еще раз. Если актуальный политический анализ приводит нас к тому, что мы оказывает-ся перед границей, разделяющей метафизическую реальность (реальность культурно-исторических смыслов) и актуальную действительность, то необходимо перейти эту гра-ницу и открыть дверь в «метафизику». Это необходимо для поиска фундаментальных средств анализа и, что еще более важно, для решения задачи синтеза тех смысловых кон-струкций, на которые должна опереться концепция истории, альтернативная политиче-скому постмодерну.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Ratan   Антропология и обретение Смысла   8.6.2009, 4:44
- - Юрий Николаевич   Давайте начнём с основ. Есть Инь И Янь, есть свет ...   22.11.2009, 9:50
- - Самарин Павел Олегович   Вялотекущий «естественноисторический» Модерн всё б...   7.12.2009, 0:07
|- - Ratan   ЦитатаСамарин Павел Олегович' date='7.12.2...   7.12.2009, 14:23
- - Самарин Павел Олегович   Сможет ли антропология объединить потенциальное ра...   8.12.2009, 15:50
- - Евгений Яшин   Позвольте обозначить несколько кратких замечаний п...   8.12.2009, 22:11
- - Самарин Павел Олегович   Как я понимаю, надо бы «накоротке» разрешить «осно...   9.12.2009, 13:57
|- - Евгений Яшин   Цитата(Самарин Павел Олегович @ 9.12.2009, 13...   9.12.2009, 14:35
- - Самарин Павел Олегович   Согласен. "Впервые" надо отнести к масшт...   9.12.2009, 15:15
- - Dimkos   Данная ветка, в большинстве своем сложившаяся благ...   10.12.2009, 2:18
|- - Ratan   Цитата'Dimkos' date='10.12.2009, 3:18...   13.12.2009, 16:09
- - Самарин Павел Олегович   Творческая мощь в человеке фундаментально разнонап...   12.12.2009, 14:07
- - Dimkos   В продолжение разговора о диалоге... Вот это вооб...   14.12.2009, 19:13
|- - Ratan   Цитата'Dimkos' date='14.12.2009, 19:13...   15.12.2009, 14:59
|- - Ratan   ЦитатаПрошлое и настоящее русской общественной мыс...   17.12.2009, 18:56
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='17.12.2009, 19:56...   23.12.2009, 17:21
|- - Лёвин   Цитата(Ratan @ 23.12.2009, 18:21) Но еще ...   23.12.2009, 19:40
|- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='23.12.2009, 20:40...   24.12.2009, 13:27
- - Dimkos   Советский проект не был чужд русской душе. Ницше ж...   25.12.2009, 1:14
|- - Ratan   Цитата'Dimkos' date='25.12.2009, 1:14...   25.12.2009, 19:26
- - Самарин Павел Олегович   Вот-вот. Историческое «безрыбье» базируется на ...   25.12.2009, 8:55
- - Dimkos   ЦитатаНеверующие прогрессисты стараются – худо ли,...   25.12.2009, 19:39
- - Dimkos   Тема "перекличек" внутри русского мирово...   29.12.2009, 7:56
|- - Ratan   Цитата='Dimkos' date='29.12.2009, 7:56...   29.12.2009, 17:19
- - pamir   Отсюда вывод - надо повышать грамотность у этих ин...   29.12.2009, 14:43
|- - Ratan   Еще о перекличках. И здесь есть проблема, точнее р...   30.12.2009, 15:08
- - Dimkos   ЦитатаНо была и есть в нашем красном проекте друга...   30.12.2009, 17:45
|- - Tapa   Цитата(Dimkos @ 30.12.2009, 17:45) У того...   31.12.2009, 16:48
||- - Ratan   Здесь есть две проблемы. Одна проблема касается св...   1.1.2010, 11:28
||- - Евгений Яшин   Цитата(Ratan @ 1.1.2010, 11:28) ... Нужно...   1.1.2010, 19:18
||- - Ratan   Цитата'Евгений Яшин' date='1.1.2010, 2...   4.1.2010, 17:42
|- - Ratan   Цитата(Dimkos @ 30.12.2009, 18:45) У того...   4.1.2010, 17:43
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='4.1.2010, 18:43...   6.1.2010, 14:40
|- - Ratan   Цитата(Ratan @ 6.1.2010, 14:40) В историч...   14.1.2010, 18:43
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='14.1.2010, 19:43...   19.2.2010, 15:49
|- - Лёвин   Об идее и социологии Цитата(Ratan @ 19.2.201...   9.3.2010, 19:54
|- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='9.3.2010, 19:54...   10.3.2010, 19:34
|- - Лёвин   1. Подход, что идея должна аппелировать к глубинам...   12.3.2010, 21:10
|- - Tapa   Цитата(Ratan @ 10.3.2010, 20:34) Когда ес...   12.3.2010, 22:30
||- - Ratan   'Tapa' date='12.3.2010, 23:30' pos...   14.3.2010, 14:08
|- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='12.3.2010, 22:10...   14.3.2010, 14:25
- - Dimkos   ЦитатаСегодня придется искать другой.Вот и оказыва...   1.1.2010, 18:45
- - Dimkos   ЦитатаСегодня придется искать другой.Вот и оказыва...   1.1.2010, 18:47
- - Dimkos   ЦитатаСегодня придется искать другой.Вот и оказыва...   1.1.2010, 18:48
- - Самарин Павел Олегович   Действительно, распределённость элиты в социуме до...   4.1.2010, 23:54
|- - Ratan   Цитата'Самарин Павел Олегович' date='5...   6.1.2010, 14:38
- - Dimkos   Я все думаю, хоть кто-нибудь (из властей) за чем-н...   14.3.2010, 23:00
|- - Ratan   Продолжение сюжета Человек действительно жить без ...   16.3.2010, 20:09
|- - Ratan   Снова к вопросу, сохранилась ли сегодня связь прош...   21.3.2010, 9:21
|- - Лёвин   Цитата(Ratan @ 21.3.2010, 10:21) Суть мое...   22.3.2010, 14:03
|- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='22.3.2010, 14:03...   23.3.2010, 1:28
|- - Ratan   Дополнение. Хотел бы пояснить свое понимание вопр...   24.3.2010, 17:52
- - Лёвин   Уже давно пытаюсь в текстах Сергея Ервандовича най...   15.3.2010, 17:43
- - Dimkos   Теракты, в московском метро… Кроме всего прочего, ...   30.3.2010, 14:16
|- - Ratan   Цитата'Dimkos' ЦитатаСсылки на законы рын...   2.4.2010, 5:34
- - Dimkos   ЦитатаЯ здесь согласен с утверждением Ф.Броделя, ч...   3.4.2010, 0:06
|- - Ratan   Цитата'Dimkos' date='3.4.2010, 1:06...   16.4.2010, 5:44
|- - Ratan   Цитата='Ratan' date='16.4.2010, 6:44...   18.4.2010, 6:29
|- - Ratan   Цитата='Ratan' date='18.4.2010, 7:29...   25.4.2010, 18:22
- - m-tihonova   За мироощущением и словом - Зажила Мысль, зажило ...   25.4.2010, 19:31
- - Dok   Здесь, в ветке «Антропология и обретение Смысла» (...   4.5.2010, 23:17
|- - Ratan   Цитата'Dok' date='5.5.2010, 0:17' ...   5.5.2010, 18:06
- - Максим П   Здравствуйте, Ratan. С большим интересном прочёл в...   12.5.2010, 12:49
|- - Ratan   Цитата'Максим П' date='12.5.2010, 12:4...   13.5.2010, 9:07
|- - Максим П   Цитата'Ratan' date='13.5.2010, 10:07...   13.5.2010, 13:25
|- - Ratan   Цитата'Максим П' date='13.5.2010, 13:2...   14.5.2010, 18:01
|- - Максим П   Цитата(Ratan @ 14.5.2010, 19:01) 'Rat...   15.5.2010, 10:38
|- - Ratan   Цитата'Максим П' date='15.5.2010, 11:3...   18.5.2010, 7:59
|- - Tapa   Цитата(Ratan @ 18.5.2010, 8:59) ... Но ре...   18.5.2010, 12:53
|- - Ratan   Цитата'Tapa' date='18.5.2010, 12:53...   18.5.2010, 19:13
|- - Ratan   ЦитатаЯ стал перечитывать "Россию и вселенску...   20.6.2010, 16:37
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='20.6.2010, 16:37...   9.7.2010, 18:03
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='9.7.2010, 18:03...   14.7.2010, 15:46
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='14.7.2010, 16:46...   18.7.2010, 17:34
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='18.7.2010, 18:34...   19.7.2010, 13:22
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='19.7.2010, 14:22...   24.7.2010, 19:08
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='24.7.2010, 20:08...   25.7.2010, 4:52
|- - macha-2   ВНИМАНИЕ - ВСЕМ ФОРУМЧАНАМ И ПОСЕТИТЕЛЯМ НАШЕГО СА...   26.7.2010, 13:37
- - Dimkos   ЦитатаRatan, а не подскажете, что именно у Соловье...   18.5.2010, 16:09
- - Максим П   Пожалуй Соловьёв именно тот кого мне сейчас стоит ...   20.5.2010, 0:25
|- - Ratan   Цитата'Максим П' date='20.5.2010, 1:25...   22.5.2010, 5:21
- - Dimkos   В дополнение ко всему сказанному Ratan’ом, подчерк...   19.7.2010, 15:26
- - Bang   Вот уже и известный интеллектуал (или интеллигент?...   20.7.2010, 11:02
|- - Ratan   Цитата'Bang' date='20.7.2010, 12:02...   24.7.2010, 19:05
|- - Tapa   Цитата(Bang @ 20.7.2010, 12:02) Но ведь э...   26.7.2010, 12:41
|- - macha-2   Цитата(Tapa @ 26.7.2010, 13:41) Банг, а о...   26.7.2010, 14:16
|- - Ratan   Это заметки непрофессионала в вопросе, о котором п...   6.8.2010, 13:16
|- - Ratan   Первый вопрос, на который должна отвечать философи...   10.9.2010, 17:45
|- - Ratan   Полгода назад был написан последний текст этой вет...   11.3.2011, 18:22
|- - kurinn   Цитата(Ratan @ 11.3.2011, 17:22) весьма в...   12.3.2011, 1:31
- - Bang   Ratan Не знаю,уместно ли здесь говорить о национа...   5.8.2010, 15:40
- - Bang   Тара А вот жадюжных разговоров - не было. Возможн...   5.8.2010, 16:11
- - Dok   Здесь мы говорим о философии не как об интеллектуа...   11.3.2011, 19:05
- - Dok   ЦитатаЭта «брешь», отсутствие рабочей цельной идео...   12.3.2011, 7:24
- - Ratan   Цитата(Dok @ 12.3.2011, 8:24) В СССР идео...   12.3.2011, 11:21
4 страниц V  < 1 2 3 4 >


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 26.5.2024, 8:34