Устарел ли марксизм? ., Мои мысли по прочтении цикла "Суть времени" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Устарел ли марксизм? ., Мои мысли по прочтении цикла "Суть времени" |
21.5.2011, 7:29
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 158 Регистрация: 18.5.2011 Пользователь №: 4418 |
Доброго времени суток, форумчане!
Я назвал эту тему "МИБ: "Я читаю С.Е.Кургиняна"", чтобы подчеркнуть, что в ней я хочу прежде всего сам разобраться в том, что представлено нам в работе "Суть времени". Поводом к этому послужил мой первый десяток выступлений здесь, который был многоими воспринят, как несоответствующий теме, не касающийся сути нашего времени. Я, как и автор "Сути времени", не собираюсь никого поучать, никому указывать, что можно, а что нельзя. Я буду здесь обращаться к себе с поучениями и требованиями. Кто-то согласится со мной и разовьет мои мысли, добавит свои, кто-то - не согласится и поспорит. Все приветствуется! Как пишет Кургинян: Цитата [Мы] действительно хотим обсуждать суть времени, суть своей эпохи, в которой мы живём, её проблемы, её болевые точки, перспективы, а также генезис, происхождение той ситуации, в которой мы все оказались. Это и есть главное... Это можно обсуждать спокойно между своими, когда не боишься задевать больные проблемные точки, когда можешь искать ответ вместе с другими не понарошку, а действительно в реальном масштабе времени или как говорят в таких случаях "онлайн", т.е. прямо вот здесь и сейчас. Именно это и требуется сегодня, как никогда. Ставить вопросы взаправду и искать ответ не понарошку. Не обрезая обсуждения, когда они не нравятся тому или иному лицу. А такое обсуждение сегодня не нравится ох как многим! Цитата Я не считаю никакой своей особой заслугой то, что я выступал на "Суде времени". И мне кажется, что за 20 предшествующих лет я сделал уж никак не меньше, а, может быть, и больше, что это тоже не является никакой заслугой. Это просто единственный способ жить, единственный способ каким-то образом не терять лицо в ситуациях, которые каждый день, каждую секунду, требуют потери лица и построены на подобных потерях. Да, это суть нашего времени: непременное требование потери лица. Я иногда буду возвращаться к этой теме. Мы, каждый из нас, потеряли лицо много больше и глубже, чем нам это представляется. Выявить, что мы есть, и чем должны бы быть - задача с сослагательным наклонением, но она требует своего внимания. Мы должны видеть все же хоть какой-то предел последовательности, к которому нужно стремиться вопреки нашему желанию жить без лица, но со жвачкой. Мы должны осознать, насколько далеко мы отчуждены от сущности Человека и как это произошло. Цитата Эту передачу будут смотреть сотни, десятки людей. Вопрос заключается в качестве этих людей, в том, насколько это им нужно. Насколько они действительно чего-то хотят, насколько для них затрагиваемые здесь проблемы важны и имеют фундаментальное, я бы сказал экзистенциальное, окончательное человеческое значение. Только об этом и идёт речь. Это нетривиальный вопрос - насколько действительно хочет человек разобраться в сути нашего времени? Где та граница, за которой человек готов остановиться в своем понимании и встать в оппозицию к тем, кто стремится идти в своем понимании дальше? Та граница, за которой экзистенция конкретного человека говорит: "Стоп! Здесь мне будет хорошо, если другие не пойдут дальше! Держать и не пущать!". О нем тоже нужно поговорить отдельно. Цитата Будем обсуждать, должны ли мы действовать в режиме монологов и вот таких вот постоянных рассуждений вашего покорного слуги, или в режиме каких-то диалогов, коллективных полемик. Я только на одном настаиваю – чтобы эти полемики были между людьми, способными понять друг друга. Людьми, которые действительно в ходе диалога способны сблизить свои позиции или уточнить их. Я выбираю здесь в качестве ведущего режима - режим монолога. Но это только форма изложения, нацеленная не только на самопонимание излагаемых мыслей, но и на широкий круг участников, как я сказал в начале поста. Форма монолога выбрана мною из-за крайней маргинальности моих взглядов, которые можно коротко охарактеризовать словом "марксизм", и которые кажутся ныне крайне отвратительными всему элитарно-политическому спектру от СПС до КПРФ. Цитата Но я-то хочу говорить о нашем времени, и хочу говорить о нём с какой-то позиции, которая могла бы быть одновременно и философской, и политически актуальной. Часто я буду говорить исключительно о философской позиции. И может кому-то показаться, что такая позиция далека от политики. Это не так. Дело философии - обустройство мира на все новых, все более развитых, прогрессивных основаниях. Политика - опредмеченная философия. Общественный строй - опредмеченная политика, концентрированное выражение экономики, которая, в свою очередь, опредмечивает философию. Круг замыкается, но в действительности этого круга и порождается движение от сути одного времени к сути другого. -------------------- Группа "Марксисты России"
|
|
|
1.6.2011, 18:00
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 158 Регистрация: 18.5.2011 Пользователь №: 4418 |
kosmonaft
Yurixx Гривна Batur Доброго времени суток, форумчане! Я все никак не могу перейти ко второй половине четвертой лекции Кургиняна. Ну, да ладно. Продолжим с диалектикой. Batur, прочел Вашу статью. Дополнительный интерес к ней у меня возник потому, что я как раз недавно немного рассказывал ребятам о силах и потоках в термодинамике (поток вещества, энтропии и прочее). В далеких от равновесия состояниях структура гладких многообразий теряется, начинают возникать странные расслоения и прочие непонятки. Что же касается существа рассматриваемого Вами вопроса - соотношение целого и части - это, действительно, коронка диалектики. Отмечу, что Вы исследуете малотрадиционный объект для науки - целое, традиционным методом мышления. Здесь нужно сделать пояснение - почему малотрадиционный для науки. Сначала поясню такую вещь. Идея абсолютного бесконечного кажется безнадежно далекой от реальности. Но это - не так. Вот ящерица. У нее все на месте - и глаза, и лапы, и хвост. Она - целое. Вне нее ничего ее нет. Но вот мы схватили ее за хвост. Хвост остался у нас в руках, а ящерица без хвоста сидит под камнем. Теперь ящерица - не целое. Ее хвост находится вне нее. Аристотель в "Метафизике" так и определяет целое: ЦЕЛОЕ - ТО, ВНЕ ЧЕГО НИЧЕГО НЕТ (это - продолжение той цитаты, которую я приводил выше из "Метафизики"). То, у чего все в себе и ничего нет вне себя - то и целое. Любое целое, с позиции этого определения, есть некоторый представитель абстракции "абсолютное бесконечное". Например, Маркс рассматривает такой образец, как "товар" в качестве целого, применяет к нему диалектическую логику и разворачивает его в капитал. Таким образом, речь идет в диалектике не о каком-то запредельно-заумном объекте исследования, а об ином способе исследования самых близких и понятных нам вещей: общества, мышления, растения, животного и пр. Здесь важно понять, что с позиции Аристотеля "целое" - такая же нематематизируемая категория, как и "абсолютное бесконечное". И, соответственно, требует иной формы систематического мышления. О Дао. Первое, что я бы отметил - это факт эволюции мышления. Мышление исторически прошло через ряд форм, которые иногда очень похожи друг на друга внешне, но существенно различны по содержанию. Это сходство форм мышления и его продуктов часто является причиной ошибок при оценке того интеллектуального продукта, с которым мы имеем дело. В частности, диалектика - бесконечная форма мышления, как и религиозно-художественная форма или мышление в бесконечных восприятиях с ассоциативной женской логикой. Но, все же, в последнем случае мы имеем дело с восприятиями, во втором - с представлениями, в первом - с понятиями. Точнее, с бесконечными восприятиями, бесконечными представлениями и бесконечными понятиями. Например, древнеиндийские системы раджи-йоги развивают методики овладения мышлением в бесконечных представлениях на базе мышлений в конечных представлениях + мышлении в бесконечных восприятиях. Древний даосизм - это попытка выразить бесконечные восприятия (самосознание) в форме бесконечного представления (в религиозно-художественной форме). Что касается понятия, то дао в нем не выразимо. Тем самым, древние философские системы не имели формы бесконечного понятия, т.е., по Платону, философиями в строгом смысле слова не являлись. И Гегель, излагая историю философии, рассматривает мысль Древнего Востока лишь как ступень к философии, но не саму философию. Диалектика присуща мышлению изначально. Но вопрос в том, чтобы она была выражена в истинной форме. Для этого, по меньшей мере, нужно явно выразить понятие истины, а не ограничиваться ее интуитивным содержанием. Пожалуй, немного дополню. Для понимания того, что такое бесконечное понятие (иногда я определяю его как такое понятие, отрицание которого совпадает с ним самим), нужно немного представлять, что такое мышление и как оно эволюционировало. Это крайне важно для понимания соотношения разумного и животного начала в человеке. Может быть - самое важное. На этом зиждется марксизм, как исторический материализм. Но об этом детальнее поговорим, когда речь пойдет о четвертой лекции Кургиняна. Пока же я обсуждаю только мысли о метафизическом падении и хочу продемонстрировать свою точку зрения на причины падения (с точки зрения идеального, духовного мира) и пути его преодоления. Причины, духовные причины падения нашей идеологии, на мой взгляд, в том, что советское общество не смогло взять рубеж диалектического мышления, более того, это мышление было подменено мышлением в конечных представлениях (донаучным и отчасти - дорелигиозным - мышлением). что и привело к формированию модели общества в духе позднего рабовладения (что отмечает и Кургинян). Я отстаиваю точку зрения, что мы можем только то, что знаем. То чего мы не знаем, как построить (коммунизм, например, или самолет), то мы и не построим. Можно мечтать, но нельзя осуществить. Позже, может быть, я остановлюсь отдельно, почему капитализм возникает сам собой, а социализм (и следующие коммунистические формации) требует сознательных усилий для своего появления и развития. Как только сознательные усилия исчезают (в СССР это случилось после смерти Сталина - последнего грамотного и последовательного марксиста России), так тут же возникает скатывающая сила, загоняющая общество в капитализм или ниже. Итак, о мышлении и его эволюции (тезисно). 1. Под мышлением понимается не субъективное мышление отдельного человека, а вся та культурно-языковая среда, созданная, сохраненная и донесенная до нас человечеством за время его существования, в которую попадает младенец. Он учится обитать в этой среде, как птица учится летать, а рыба - плавать. Эту среду я называю объективным мышлением, существующим вне и независимо (относительно, конечно) от нас, и данную нам в ощущениях (речь, письмо и прочее). 2. Эта социальная среда загружается в нас и процессирует в нас. Мозг - "процессор". Все вместе - социальный "интернет". Человек раждается матерью Природой, как животное. И таким и остается вне отца Объективного Разума, остается ребёнком Маугли. Человек настолько Человек, насколько он делает жизнь объективного мышления своей жизнью, настолько, по словам Маркса, насколько в нем выражена РОДОВАЯ (исторически-коллективная, а не индивидуальная) сущность Человека. 3. Эволюция выработала несколько принципиально разных форм мышления, технологий познания или операционных систем мышления, с помощью которых мы можем строить все более адекватные модели реальности. Модель начинает строиться на самой низшей операционке, продукт передается следующей, затем следующей и т.д., пока не достигнет последней, загруженной в человека. 4. Эти операционки я обозвал так: 1) мышление в конечных восприятиях (наблюдалось этнографами у дикарей; характерная черта - отсутствие самосознания, Я; общественный строй - стадо); 2) мышление в бесконечных восприятиях (мышление воспринимает себя, как Я; метод - ассоциативная, или "женская логика"; общественный строй - первобытная община); 3) мышление в конечных представлениях (комбинаторная логика шахматистов, бизнесменов, слесарей, инженеров; общественный строй - рабовладение); 4) мышление в бесконечных представлениях (религиозно-художественное мышление; общественный строй - феодализм); 5) мышление в конечных понятиях (логическое мышление математиков и иже с ими; общественный строй - капитализм); 6) мышление в бесконечных понятиях (общественный строй - коммунизм). Обычно человек ограничивается загрузкой мышления в бесконечных восприятих, нередко - в конечных представлениях. Остальные операционки нормальному человеку не нужны в его жизни. Поэтому средний современный человек тяготеет больше к стадному коллективизму с некоторым уважением к рабству, как организующей общество системе. Эта спиральная "периодическая таблица" форм мышления показывает, в каком направлении рыть дальше. Гегель описал нечто подобное в "Феноменологии духа", что послужило ему также указателем поиска. Я сразу честно предупреждаю, что я сильно изменил ступени эволюции по сравнению с Гегелем. Так что здесь отвечаю за ошибки я, а не он. Еще раз отмечу, что развитие технологий мышления позволяет строить все более сложные модели, которые мы можем воплотить в практику, в том числе - и в социальную. Каждой форме мышления соответствут свой общественный строй. Например, религиозной - феодализм, научной - капитализм. Коммунизм, как ожидается, требует понимания общества как диалектического объекта. Для этого нужна форма мышления в бесконечных понятиях. Сообщение отредактировал МИБ - 1.6.2011, 18:13 -------------------- Группа "Марксисты России"
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.5.2024, 9:17 |