Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Антропология и обретение Смысла
Ratan
сообщение 8.6.2009, 4:44
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 750
Регистрация: 3.6.2009
Пользователь №: 1534



Это попытка постановки проблемы, навеянная разговором о постмодерне.
В текстах С.Е.Кургиняна постоянно всплывает мысль о самоидентичности и обретении субъектности как условии политического (и не только политического) действия. Этот процесс предстает также как обретение Смысла. Здесь написание «смысла» с большой бу-квы имеет в виду подчеркнуть, что речь идет о смыслах стратегических, генеральных (ме-тафизических) и т.п., т.е. о смыслах, определяющих жизненный путь исторического субъ-екта, если речь идет об обществе, или жизненную стратегию личности, если речь идет о человеке. Эта мысль представлена в текстах в прямой и косвенной форме. Я воспользу-юсь цитатой, в которой она выражена прямо: «Между тем, подлинная власть не носит ве-щественного характера. Миром правит невещественное. Так это происходит везде. И нам не удастся отгородиться от этого. Не будет здесь царства своего Смысла – здесь будет царство чужого Смысла. Или царство Антисмысла. Последнее даже более вероятно… Ближайшие 25 лет распадутся на три периода. Первый – осознание роли Смыслов. Второй – выработка Смыслов. Третий – переход от смыслообновления и смыслоконсолидации к переменам…» http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...=10&id=1940
Если актуальный политический анализ выводит на «метафизические» вопросы обретения смысла, то есть резон обсудить, как это совершается в человеческой истории.
Общий тезис заключается в том, что всякая культура имеет свое представление о человеке и смысле его существования, и в этом плане можно говорить об антропологическом на-полнении культурных смыслов и об антропологии как сфере знаний и представлений (пе-реживаний). В этом контексте под антропологией понимается не только набор теоретиче-ских представлений о человеке, но, как уже отмечено, некий интегральный образно-понятийный концепт, образующий по сути фундамент культуры. Это представление о че-ловеке (эта антропология) оживает в искусстве во всех его формах и вообще во всем, что касается человеческих переживаний и поступков человека и социальных групп в опреде-ленной культуре. Указанное соотношение прослеживается во всех культурах и на всех этапах ее развития. Например, эволюция культуры античного греческого полиса предстает как движение от мифа к Логосу, т.е. к концепции человека, соотнесенного с реальность через мышление и познание. Осмысленное и рациональное действие становится в ней культурным образцом уже на ранней стадии становления (рационализация мифа). Рацио-нальным ядром формирующейся культуры становится философия, в которой проблема человека внятно сформулирована в философии Сократа, сократических школ и в после-дующем ее развитии. Учение Конфуция обращено к человеку, к этике его поведения и со-держит в себе образ благородного мужа, задающий модель поведения человека элиты. Христианство создало образ солидарного человека (все люди братья), ставшего этическим основанием христианских общин, и принципы поведения человека христианской веры (нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за другие своея) благодаря кон-цепции единого бога, сотворившего мир и человека. И т.п. Создание образа человека все-гда включает в себя представление об его взаимоотношении с внешним миром (космосом, природой, Небом и пр.) и принципы таких взаимоотношений неотделимы от самой антро-пологической модели. Европейское Просвещение сконструировало антропологию, в кото-рой человек есть свободный индивид с его естественными правами, появление которой решающим образом предопределено европейской реформацией. Наконец, постмодерн как культурная программа в определенных отношениях опирается на антропологию эпохи модерна (самодостаточный индивид), но вносит в нее принципиальные качественные из-менения, проводимые под лозунгом борьбы с рационализмом Просвещения за новую ра-циональность.
В таком контексте постановка вопроса о противостоянии постмодерну и об альтернатив-ном историческом проекте как проекте развития, должна в глубоком культурном фунда-мента опираться на антропологию (образ человека), адекватный новому повороту исто-рии. Понятно, что необходимый антропологический образ могут выразить в философии и культуре определенные люди, но родить его может только так или иная культура или не-кий культурный синтез. В повестке дня вопрос: какой должна быть модель человека спо-собная заместить антропологические представления постмодерна?
1.Антропология европейского просвещения базируется на концепции атомарного челове-ка (индивида). Она рождена европейской культурой в результате своеобразной «мутации», происходившей в период Возрождение-Просвещение. Свое рациональное оформление эта антропология получила в философии эпохи Просвещения. Альтернативное мироощуще-ние базируется на образе «солидарного человека», т.е. идее человеческого единения, вы-званного не столько материальной потребностью (глобальный рынок), но самим понима-нием жизни и отношением к жизни. В основе такого отношения к жизни лежит идея че-ловеческого братства, вытекающего из самого факта существования людей. Итак, проти-востояние постмодерну в сфере духа, в сфере метафизики должно опереться на антропо-логигию солидарного человека, выраженную в самосознании общества (философия), а также выраженную всеми иными средствами культуры.
2.Какая культура (какие культуры) были и могут быть местом рождения такой метафизи-ки человека? Вообще-то, все традиционные культуры в той или иной мере альтернативны постмодерну (и европейскому модерну с его идеей нации), но не все культуры смогли адаптировать идею солидарного человека и человечества для уровня индустриального развития. Это смогла сделать русская культура в силу исторических обстоятельств (так Бог замыслил о России, мог бы сказать В.С.Соловьев) и в силу глубокого внутреннего со-лидаристского потенциала, накопленного многовековым развитием. Без какого-либо рус-ского шовинизма следовало бы сознавать, что Россия то историческое культурно-историческое место, где должен был произойти и происходил культурный синтез, способ-ный выплавить адекватную антропологию и соответствующее ей мировоззрение. Оглядка на интеллектуальный опыт запада здесь совершенно необходима, но именно оглядка, обеспечивающая собственное историческое движение.
3.На сегодня опыт русской культуры в этом плане не востребован ни практически, ни ин-теллектуально, что является крупным провалом интеллектуальной работы сегодняшнего дня (точнее, «провалом» можно назвать отсутствие интенсивной интеллектуальной рабо-ты в обсуждаемом здесь направлении). Между тем, солидаристское «всечеловеческое» чувство пронизывает всю историю русской культуры, включая, несомненно, советский период. Материал здесь богатый, я приведу скромный и рядовой пример проявления тако-го чувства всего лишь как иллюстрацию. Всем известная хорошая советская песня «Вечер на рейде», и я спрашиваю иногда своих коллег: могла ли в американском обществе (или в европейском) родиться такая простая и проникновенная словами и музыкой песня о «дружбе большой, о службе морской…»? Может и могла, может и есть что-то подобное, но все равно названный мною советский прецедент корнями уходит в солидаристское чувство русского человека.
4.Где и как должна выстраиваться антропология человеческой солидарности в современ-ных условиях? С одной стороны, она явлена православным религиозным сознанием. Од-нако оно может быть историческим основанием, а не актуальным проектом. Модерн заме-нил веру знанием, наукой. Обратное движение уже невозможно без отступления и архаи-зации (чему, на мой взгляд, способствует сегодня руководство РПЦ). Необходима рацио-нальная (научная по форме) антропологическая концепция, раскрывающая солидаристкую природу человека. Опять-таки, определенные шаги в построении такой модели были сде-ланы в русской дореволюционной (до 1917 года) философии. Практически мы там не встретим идею «свободного индивида» (я не говорю о европейских подражателях вроде Б.Н.Чичерина). От анархиста Бакунина, писавшего о солидарности в животном и челове-ческом мире, до В.С.Соловьева с его «Оправданием Добра», являющимся по сути апофео-зом солидаристской антропологии в русской философии (и потому вызвавшей принципи-альное неприятие со стороны Б.Н.Чичерина). Более того, В.С.Соловьев утверждает идею, что общество (государство) есть собирательный орган делания добра. Такой постановки вопроса мы не найдем в западной философии, она прямо противоположна гоббсовскому естественному состоянию общества как борьбы всех против всех.
5.Рационализация солидаристской антропологии не может опираться только на философ-ские сочинения, она должна включить в себя также опыт «культурной антропологии», эт-нографии, археологии и естественно-научной антропологии. Проще сказать, она должна быть интегральным синтезом научного знания и философского метода. Такая работа прак-тически не начата, и такая работа, по моему убеждению, может быть сделана только в России на ее культурном основании (во всяком случае, она необходима историческому будущему России). Причина здесь в том, что «солидарстская антропология» не может быть чисто теоретической интеллектуальной конструкцией. Она должна опираться на культурный опыт, вырастать из соответствующего культурно-исторического слоя. Всякие рациональные конструкции антропологического плана определенным образом соотнесены с жизнью народа (народов). Например, утверждение Н.Ф.Федорова, что «добро есть про-дление жизни живущим и возвращение ее умершим» в рационально-рассудочной культу-ре запада будет понято совсем иначе, чем в православном мироощущении русского фило-софа. Нужен культурный контекест.
6.Еще раз. Если актуальный политический анализ приводит нас к тому, что мы оказывает-ся перед границей, разделяющей метафизическую реальность (реальность культурно-исторических смыслов) и актуальную действительность, то необходимо перейти эту гра-ницу и открыть дверь в «метафизику». Это необходимо для поиска фундаментальных средств анализа и, что еще более важно, для решения задачи синтеза тех смысловых кон-струкций, на которые должна опереться концепция истории, альтернативная политиче-скому постмодерну.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Ratan
сообщение 18.6.2009, 6:11
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 750
Регистрация: 3.6.2009
Пользователь №: 1534



Цитата(Ratan @ 8.6.2009, 5:44) *

Как я отметил ранее, постановка вопрос об антропологической составляющей культуры важна для понимания тенденций (трендов) современных общественных процессов. Повод для развития темы дает последний текст С.Н.Кургиняна «Кризис и другие – 19». В этом тексте политолог дает спорное, но интересное представление о процессах управления в России, для которых он ввел термин «культуроценоз». Несколько слов о понятии и об отношении к нему «антропологического образа культуры».
Прежде всего, я хотел бы отметить, что вне «управления культурой» не живет ни одно общество. Человек не может жить без смысла, на этом, хотя аксиома может показаться очевидной, настаивал в свое время Достоевский. Его произведения можно понимать как поиск этого смысла, причем смысла всечеловеческого и в рамках христианского православного мирочувствования. Общие культурные смыслы создают поле совместного действия. Эти смыслы могут быть разными, в том числе, исторически бесперспективными, но вполне работающими на том или ином историческом этапе. Вспомним Маяковского: «Капитализм на первых порах был ничего, деловой парнишка. Сам работал, не боялся, что у него от работ засалится манишка…». Цитирую по памяти, не сверяю, и не вступаю в дискуссию о верности слов, они навеяны марксисткой оценкой капитализма, но не лишены основания. Мне важна суть, а она в том, что протестантская (и вообще свойственная человеку на индивидуальном уровне) установка на благополучие, становилась в свое время смысловой культурной доминантой. Не обсуждаю того факта, что стремление к материальному благополучию и к «процветанию» как сакральной смысловой ценности – далеко не одно и то же. Но здесь важно фиксировать наличие некоего культурного смысла, некой культурной ценности, обращенной к человеку и закрепляющей определенный «антропологический образ». Антропологический образ протестантского мира вторгался далеко не мирными средствами (хотя и мирными, в том числе), но важно, что он входил в социальное целое и становился фактором управления. Это вне всякого сомнения. На его разработку потрачены огромные и бескорыстные интеллектуальные усилия эпохи Возрождения и Просвещения (идея вдохновляла). Итак, еще раз, во всяком обществе (в данном случае, в обществе европейского модерна) культура является фактом социального управления и всякое общество (лучше сказать –цивилизация) образуют некоторый культуроценоз. Это можно сказать о восточной цивилизации, о Китае – в частности, и о России и русской цивилизации, которая, как иногда полагают, не родилась, а оставалась или остается в зародыше (если зародыше, то подавляемом, замечу).
То есть мой тезис в том, что утверждение Кургиняна о «культурном управлении» в России не специфичны. Специфичен скорее способ осуществления этого управления, нежели сам его факт. Здесь возникает вопрос, прав ли С.Е. в том, что Россия, начиная с середины 19 века (и даже ранее) являет собой общество уже не традиционное, но и не модернистское? Здесь нужно специальное обсуждения, замечу лишь, что в этом тексте у С.Е. представление о традиционном обществе связано с аграрной стадией развития. А это точка зрения, бытующая в литературе, но точка зрения западная, противопоставляющая модерн и традиционализм, который она помещает в аграрную стадию развития. Об этом можно спорить. Но с чем можно согласиться, так это с тем, что в России культура оставалась на протяжении последних полутора столетий важнейшим синтезирующим фактором, не позволяющем распадаться обществу. Это так везде, но у нас особенно важно ввиду переживавшихся страной драматических событий – две кардинальные революции, противоположные по знаку и разделенные 70-летним периодом, в середину которого встроилась ожесточенная война не на жизнь, но на смерть. Можно согласиться с тем, что культурные основания в таких критических событиях играют исключительную роль, объединяя общество и объединяя народ. И согласиться с тем, что стратегия и тактика на уничтожение необходимо предполагает уничтожение культурного ядра (этого ведь и фашизм хотел в середине века). Этим объясняется живучесть «Дома-2» на российском телевидении, которую никто не может поколебать. Изменение отношения власти к явлениями такого рода явилось бы характерным показателем ее ориентации.
Но вернусь к конфуцианскому наследию, о котором с теплотою говорит Кургинян. Дело не в Конфуции как таковом, дело в китайской традиции, она сохраняет объединительные культурные смыслы, прежде всего конфуцианские. И смею предположить, что конфуцианские смыслы именно потому живучи, что они представляют собой не абстрактную онтологию, но обращены к человеку, они «антропологичны», они учат «правильному поведению», правильному не в правовом, но в этическом смысле. Такой подход на воспроизводство этическо-антропологической составляющей был характерен и в советское время, «поскольку в марксизме нет ни грана этики» (еще раз напомню «Вечер на рейде»). В рамках этого короткого сообщения ограничусь пока лишь согласием с С.Е. Кургиняном в том, что культура играла для нас в последние сто лет исключительную роль в социальном управлении и удержании целостности социума. Но сам по себе этот факт (культуроценоз) не специфичен для России, он «специфичен» для всякого общества, находящегося в критическом (да и не в критическом тоже) состоянии. Отмечу также тот факт, что в такие критические периоды культура показывает себя и действует от себя именно своим антропологическим образом (т.е.образом человека) и вытекающей из него этикой.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Ratan
сообщение 19.6.2009, 6:39
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 750
Регистрация: 3.6.2009
Пользователь №: 1534



Цитата(Ratan @ 18.6.2009, 6:11) *
В рамках этого короткого сообщения ограничусь пока лишь согласием с С.Е. Кургиняном в том, что культура играла для нас в последние сто лет исключительную роль в социальном управлении и удержании целостности социума. Но сам по себе этот факт (культуроценоз) не специфичен для России, он «специфичен» для всякого общества, находящегося в критическом (да и не в критическом тоже) состоянии.


Да, культура играет роль стержня, поддерживающего целостность общества в критические фазы. Например, если нет достаточно эффективных правовых механизмов управления, то решения принимаются по «культурным прецедентам», т.е. по сути по правилам традиционного общества, в котором традиция (а она по сути вся есть прецедент) определяет решения и действия. В этих ситуациях антропологический образ, к которому я апеллирую, предстает как смысловое ядро культуры. Но есть эволюция, которая не может не затрагивать эволюции Смысла (в том числе, «смысла антропологического»). И в этой связи еще раз к некоторым чертам модерна и постмодерна.
Общественная мысль Просвещения, как я неоднократно подчеркивал, выработала свою антропологическую версию, т.е. свой антропологический образ в культуре и рациональную реконструкцию этого образа, представленную главным образом в философии (интегральный образ), но также и в других сферах знания (эволюционная теория, психология, социология и т.п.). Несколько слов об эволюции этого образа в культуре модерна. Общие черты этого образа заданы представлением о неизменной родовой сущности человека, которая реализуется через общественную жизнь, определяет характер этой общественной жизни. Здесь не место многословно развертывать эту мысль, важно акцентировать следующее. Просвещенческий человек не лишен стремления к удовольствию (это еще от возрожденческого трактата Лоренцо Валлы), он в общем-то эгоист, стремящийся к максимизации пользы (личной пользы), но из личного эгоизма (суммы эгоистических воль) возникает общественное благо вроде как с этой самой «невидимой рукой» рынка в рыночной стихии А.Смита, преобразующей эгоистические стремления к общественной пользе. Но на начальной стадии европейского модерна доминантную роль играл протестантский образ человека, в котором стремление к приобретательству имело сакральное значение. Это (приобретательство) мирской долг христианина (вопрос о спасении за него решен), это постоянное вопрошание и поиск ответа о своем Спасении, это тот самый Смысл, которые мобилизует, которые делает Историю.
Но велик ли исторический срок этого смысла? Он оказался не слишком великим. На уровне массового гражданина он породил мотивацию к благополучию и комфорту, затмившую подвижнические усилия первых протестантов. Родился человек массы, представленный в описании поведения толпы Лебоном, а также Ортегой-и-Гассетом на уровне философского эссе. А какой смысл стал поддерживаться в элите, в том слое, который должен быть ответственным по определению? На этот вопрос отвечать сложнее, властвующая элита себя не афиширует. Но можно предположить, что «избранные к спасению» (а их руками Бог творит Историю) заняли позицию сохранения своего властвующего и лидирующего положения, используя необходимые для этого средства, разрабатывая такие средства с помощью интеллектуалов, как бы принятых в круг «своих». Власть это получена в рамках протестантского капитализма и поддерживается им пока последний жив. Спасение системы – главная цель, но цель не догматическая. Система может эволюционировать, важно сохранение системообразующего принципа (а Маркс научил его понимать).
Но «антропологический образ элиты» - особая статья, сочинять догадки о нем – проблемное дело. Лучше обратиться к тому, что происходило с антропологической компонентой в сознании общества как некоего целого, построенного по «правилам модерна». Я не знаю, как квалифицируется «черный квадрат» Малевича в искусстве (как выражение модерна или как постмодерн), но он интересен как «художественный проект» (если не рассматривать его как насмешку над здравым смыслом), символизирующий Отказ от Смысла. В этом значении он есть выражение установок постмодерна. Эта утрата Смысла есть естественный результат эволюции культуры европейского модерна. Ведь если там и был Смысл, то он для элиты, все общество не может жить протестантским смыслом (не о вере говорю в ее буднично-бытовом понимании). Хотя некоторые прецеденты есть, например история баптизма в СССР, его борьбы. Для массы протестантский смысл должен был выродиться в доминирующий образ человека, озабоченного личным комфортом и личным процветанием. Проще сказать, в образ человека, убегающего от Смысла, о чем писал Ортега, Фромм и многие иные.
Мораль, ради которой это написано. Есть органическая эволюционно-культурная связь между антропологией (ценностным наполнением) модерна и постмодерна. Одно начинает плавно переходить в другое. Это нужно, на мой взгляд, правильно видеть и правильно оценивать.
В этом контексте о правовых механизма управления в эпоху модерна. Я еще раз акцентировал бы здесь внимание на то, что это механизмы управления именно европейского модерна. Они в силу эволюционной необходимости должны были воспроизвести черты Левиафана Т.Гоббса. Именно, правовая регламентация принятия и исполнения решений, регламентация, возможно доходящая в некоторых частностях до идиотизма, но регламентация совершенно необходима при принятии антропологического образа людей, занятых индивидуальной конкуренцией для максимизации личной пользы. Такая регламентация снижает личную этическую ответственность, в ряде случаев доводит ее до нуля. Эта доминанта отодвигает на второй и третий планы все «человеческие мотивы». Здесь есть свой «культуроценоз», но совсем иной, чем в России, где культура требует этической ответственности от человека, принимающего решение. Поэтому я хотел бы сказать, что «гимны модерну» как концепции развития, хотя они и оправданы по-своему нынешним политическим контекстом, должны дополняться пониманием внутренних проблем европейского модерна, обнаруживающих себя сегодня в постмодерне. Не каждый модерн несет в себе импульс продолжения Истории. Может справедливо сказать, что европейский модерн нес в себе предпосылку ее остановки?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Ratan   Антропология и обретение Смысла   8.6.2009, 4:44
- - Лёвин   Спасибо за пост. Всегда легче разбирать чужое, чем...   9.6.2009, 12:23
|- - Ratan   [quote name='Лёвин' date='9.6.2009, 13...   10.6.2009, 4:57
||- - Лёвин   Цитата(Ratan @ 10.6.2009, 5:57) Но у посл...   10.6.2009, 9:59
|- - Вершинин Владимир   Цитата(Лёвин @ 9.6.2009, 13:23) В связи с...   23.6.2009, 12:03
- - Ratan   [А справедливо ли это инкриминировать П-ну? Кажетс...   10.6.2009, 18:56
|- - Лёвин   1. О Гоббсе Раньше Гоббса преимущественно считали...   11.6.2009, 10:09
|- - Ratan   Цитата(Лёвин @ 11.6.2009, 10:09) 1. О Гоб...   12.6.2009, 6:31
- - Ratan   Цитата(Ratan @ 8.6.2009, 5:44) Как я отм...   18.6.2009, 6:11
|- - Ratan   Цитата(Ratan @ 18.6.2009, 6:11) В рамках ...   19.6.2009, 6:39
- - Лёвин   1. О Федорове Долго не хотел упоминать этой фамил...   19.6.2009, 17:55
|- - Ratan   Цитата(Лёвин @ 19.6.2009, 17:55) 1. О Фед...   21.6.2009, 5:27
|- - Ratan   [Цитата'Лёвин' date='19.6.2009, 17:55...   22.6.2009, 16:16
- - свентояр   ЦитатаКультура в широком смысле включает в себя ре...   22.6.2009, 18:00
|- - Ratan   Цитата(свентояр @ 22.6.2009, 19:00) Как р...   23.6.2009, 9:11
- - Лёвин   1. Все еще о Федорове В том то и дело, что у Федо...   22.6.2009, 18:57
|- - Ratan   Цитата['Лёвин' date='22.6.2009, 18:57...   23.6.2009, 13:08
- - свентояр   Цитатасть некоторая поспешность в этом суждении. К...   23.6.2009, 19:42
|- - Вершинин Владимир   Цитата(свентояр @ 23.6.2009, 20:42) Норма...   24.6.2009, 0:57
- - Лёвин   1. О культуре Если понимать культуру так широко, ...   24.6.2009, 12:00
|- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='24.6.2009, 12:00...   25.6.2009, 16:10
- - свентояр   ЦитатаТак что "белым людям" дорого будет...   24.6.2009, 19:13
|- - Ratan   Цитата(свентояр @ 24.6.2009, 20:13) Но эт...   25.6.2009, 11:29
|- - MMM   Цитата(Ratan @ 25.6.2009, 12:29) Если ...   25.6.2009, 19:06
|- - Ratan   Цитата'MMM' date='25.6.2009, 19:06...   26.6.2009, 5:30
- - свентояр   Цитатагде же русскую культуру искать? В дохристиа...   25.6.2009, 12:31
- - Лёвин   1. О двадцатом кризисе Таки да. Сергей Ервандович...   25.6.2009, 21:30
|- - Вершинин Владимир   Цитата(Лёвин @ 25.6.2009, 22:30) Сергей Е...   25.6.2009, 22:24
|- - Вершинин Владимир   Цитата(Лёвин @ 25.6.2009, 22:30) ...мысль...   25.6.2009, 23:03
|- - Вершинин Владимир   Цитата(Лёвин @ 25.6.2009, 22:30) Остаюсь ...   25.6.2009, 23:25
|- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='25.6.2009, 21:30...   26.6.2009, 14:51
- - свентояр   ЦитатаНе удивляйтесь, что Свентояр свел всю нашу о...   26.6.2009, 18:31
- - Лёвин   1. О культуре как регуляторе В предыдущем посте п...   26.6.2009, 20:21
|- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='26.6.2009, 21:21...   28.6.2009, 7:50
- - MMM   Кургинян всегда говорил, что за "либеральной...   26.6.2009, 21:55
|- - Ratan   Цитата'MMM' date='26.6.2009, 22:55...   27.6.2009, 5:27
|- - pamir   Цитата(MMM @ 26.6.2009, 22:55) На нашем ф...   27.6.2009, 21:16
- - Вершинин Владимир   В России после Пушкина, Лермонтова, Достоевского, ...   26.6.2009, 22:41
- - MMM   "В критические моменты деятельная часть народ...   27.6.2009, 6:27
- - свентояр   Цитата"Считается, что утративший чувство боль...   27.6.2009, 19:46
- - свентояр   ЦитатаНо у тех же «как-известников» с рациональнос...   28.6.2009, 16:14
|- - Ratan   Цитата'свентояр' date='28.6.2009, 17:1...   29.6.2009, 6:34
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='29.6.2009, 7:34...   30.6.2009, 5:21
|- - Ratan   Цитата='Ratan' date='30.6.2009, 5:21...   12.7.2009, 18:08
- - MMM   Да, Памир, бесконечные подмены - единственное, что...   28.6.2009, 21:35
- - Dimkos   ЦитатаВ общем, мне тема представляется заслуживающ...   13.7.2009, 0:21
|- - Ratan   Цитата='Dimkos' date='13.7.2009, 1:21...   16.7.2009, 8:51
|- - Ratan   Цитата[='Ratan' date='16.7.2009, 9:51...   18.7.2009, 6:54
- - Dimkos   Можно только согласиться: действительно очень похо...   18.7.2009, 12:54
- - Bang   Какую бы антропологическую модель человека вы не в...   19.7.2009, 10:54
|- - Лёвин   1. Об одном Цитата(Bang @ 19.7.2009, 11...   20.7.2009, 10:40
||- - Paix   Цитата(Лёвин @ 20.7.2009, 11:40) ИМХО, ис...   20.7.2009, 16:12
||- - Лёвин   ИМХО :-), отчуждению подлежит не Творчество, а Тру...   20.7.2009, 17:22
||- - Tapa   Цитата(Лёвин @ 20.7.2009, 18:22) ИМХО :-)...   21.7.2009, 16:48
|||- - Лёвин   Цитата(Tapa @ 21.7.2009, 16:48) Путаница,...   21.7.2009, 17:38
|||- - Лёвин   Выражение "симпатики коммунизма" крайне ...   21.7.2009, 17:51
||- - Paix   Цитата(Лёвин @ 20.7.2009, 17:22) "Са...   21.7.2009, 19:47
||- - Лёвин   Цитата(Paix @ 21.7.2009, 19:47) Да не. Ув...   22.7.2009, 14:44
||- - Paix   Цитата(Лёвин @ 22.7.2009, 15:44) Возможно...   28.7.2009, 20:12
|- - Ratan   Цитата='Bang' date='19.7.2009, 10:54...   21.7.2009, 15:56
|- - Ratan   Цитата'Ratan' date='21.7.2009, 16:56...   22.7.2009, 10:35
- - Анатолий Мерцалов   Цитата(Анатолий Мерцалов @ 19.7.2009, 15...   20.7.2009, 11:55
|- - Лёвин   Цитата(Анатолий Мерцалов @ 20.7.2009, 11...   21.7.2009, 13:55
- - Анатолий Мерцалов   Я христианин. Надеюсь, "это многое объясняет...   21.7.2009, 15:13
|- - MMM   Цитата(Анатолий Мерцалов @ 21.7.2009, 16...   21.7.2009, 19:34
|- - Анатолий Мерцалов   Цитата(MMM @ 21.7.2009, 19:34) Не затраги...   21.7.2009, 19:54
- - MMM   - Почему Человек в итоге не может стать подобен Бо...   22.7.2009, 19:40
|- - Лёвин   Цитата(MMM @ 22.7.2009, 19:40) Надо же......   23.7.2009, 9:52
- - MMM   Успокойтесь, я уже устыдился и впал в предписанное...   23.7.2009, 18:48
|- - Tapa   Цитата(MMM @ 23.7.2009, 18:48) Успокойтес...   23.7.2009, 21:38
|- - Лёвин   Цитата(MMM @ 23.7.2009, 18:48) Успокойтес...   24.7.2009, 9:22
|- - Tapa   Цитата(Лёвин @ 24.7.2009, 10:22) Могу оши...   25.7.2009, 1:57
|- - Лёвин   Цитата(Tapa @ 25.7.2009, 1:57) Э-эх... я ...   27.7.2009, 10:55
|- - Tapa   Цитата(Лёвин @ 27.7.2009, 11:55) И так, и...   27.7.2009, 13:05
||- - Лёвин   Цитата(Tapa @ 27.7.2009, 13:05) Все ...   27.7.2009, 14:11
|- - Paix   Цитата(Лёвин @ 27.7.2009, 10:55) Кроме, т...   28.7.2009, 20:33
|- - Лёвин   Цитата(Paix @ 28.7.2009, 20:12) Странный ...   29.7.2009, 12:52
- - MMM   Архангел Метатрон   25.7.2009, 7:00
- - MMM   Нет, я все равно пребываю в ничтожестве. Ибо не д...   27.7.2009, 18:35
|- - Tapa   Цитата(MMM @ 27.7.2009, 19:35) Нет, я все...   27.7.2009, 18:47
|- - Анатолий Мерцалов   Цитата(Tapa @ 27.7.2009, 18:47) Бендере н...   28.7.2009, 10:23
|- - Tapa   Цитата(Анатолий Мерцалов @ 28.7.2009, 11...   28.7.2009, 12:06
|- - Анатолий Мерцалов   Цитата(Tapa @ 28.7.2009, 12:06) Кстати, Р...   28.7.2009, 12:34
- - Лёвин   "Казаки, ожидавшие главу РПЦ, принялись сканд...   28.7.2009, 9:51
- - pamir   Вы сами утверждаете, что геноцида не было. А памят...   28.7.2009, 11:43
- - Анатолий Мерцалов   Если угодно, то возложение венка Патриархом к памя...   28.7.2009, 12:31
- - pamir   Цитата(Анатолий Мерцалов @ 28.7.2009, 13...   28.7.2009, 12:36
- - MMM   Читая посты Мерцалова, я ясно вижу, почему Томас М...   28.7.2009, 20:18
- - Bang   А мне понравилось выступление патриарха : http://...   30.7.2009, 20:12
- - Лёвин   Уже вторая ветка упирается в клерикальную тематику...   31.7.2009, 8:57
|- - Ratan   Цитата(Лёвин @ 31.7.2009, 8:57) Уже втора...   11.9.2009, 5:48
- - MMM   По-моему, мало какая книга более подходит к теме д...   11.9.2009, 9:36
|- - Ratan   ЦитатаКак там в Писании? "И создал Он человек...   14.9.2009, 12:57
|- - Лёвин   Рад, что ветка ожила, за что спасибо уважаемым МММ...   14.9.2009, 19:09
||- - Ratan   Цитата'Лёвин' date='14.9.2009, 19:09...   16.9.2009, 8:19
|- - Tapa   Цитата(Ratan @ 14.9.2009, 12:57) Если раз...   14.9.2009, 21:52
- - MMM   Лёвин, Вы пишете: Только Вы вот тоже берете на се...   14.9.2009, 22:46
|- - Лёвин   Цитата(MMM @ 14.9.2009, 22:46) Да не беру...   15.9.2009, 11:15
|- - Tapa   Цитата(Лёвин @ 15.9.2009, 12:15) ... Коне...   15.9.2009, 11:50
- - MMM   Ах, Лёвин, Лёвин! Ну неужели надо Вам, взросло...   15.9.2009, 22:25
4 страниц V   1 2 3 > » 


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 24.5.2024, 14:53