Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Три дня Виктора Чернышева
traveller
сообщение 1.12.2007, 23:56
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 113
Регистрация: 3.11.2007
Пользователь №: 1282



Добрый день! К сожалению, из-за недостатка времени, отведенного на обсуждение фильма "Три дня Виктора Чернышева", показанного на киноклубе, мне (как и некоторым другим желающим выступить) не удалось поделиться своими впечатлениями. Хотел бы это сделать на форуме, тем более что такая форма продолжения диалога была предложена и самими организаторами мероприятия.
"Три дня Виктора Чернышева" (режиссера М.Осепьяна, 1967 г.) - это уже не первый советский фильм, показанный на киноклубе, где ставился вопрос о потере связи между поколениями, о сложности передачи молодежи тех идей и смыслов, которыми жили и живут деды и отцы. И дело здесь не столько в том, что в фильме показаны молодые ребята из рабочей среды, которые, как выразилась одна из участниц дискуссии "книг не читают". Мы видели фильм М.Хуциева "Июльский дождь", где главные действующие лица - интеллигенция, которая не только читает, но и пишет. А проблема та же.
Значит, вопрос не только в способности "вступающего в жизнь" человека воспринять историю своей семьи, своей страны, как нечто дорогое и священное, что нужно беречь и продлевать. Тут не менее важно - кто и как эту "вечную память", традицию передаёт, что сумеют сохранить для передачи сами "учителя".
Например, можно упрекать героя фильма (родившегося в 1946 году) в том, что он ничего не знает о своем отце. Но кто как не мать должна была что-то рассказать сыну о самом близком (и незнакомом) для него человеке? Конечно, после войны огромное количество женщин в одиночку растили детей, решая такие сложные для того времени вопросы, как накормить, одеть, дать возможность получить образование. Вырастить парня и уберечь от "криминалки" уже был своего рода героизм. И низкий поклон всем матерям, взвалившим на свои плечи все тяготы военного и послевоенного периода! Но молодому парню дальше надо с кого-то "строить жизнь".
Несколько раз в фильме мы видим фотографию, где мать целует дитя, слышим колыбельную, в которой мать хочет счастья для своего ребенка. Сама мать героя (после того, как он побывал в милиции за участие в попытке избиения ветерана войны) говорит сыну, что все вложила в него и в этом смысл ее жизни. И один из главных вопросов, который ставится в фильме - как, подарив человеку жизнь, и вырастив его, суметь передать ему те моральные и духовные ценности, которыми живет старшее поколение, открыть в нем способность жить идеальными сущностями и создавать новые высокие жизненные цели.
Итак, герой не получил "образец для подражания" в семье. Но он не увидел его и в окружающей жизни. Те организации (пионерия и комсомол), которые изначально были созданы для того, чтобы "ковать" "нового человека", живущего идеями и желанием строить новую жизнь, к 60-м годам уже превратились в пустые "оболочки" без содержания, в солидные бюрократические структуры, выполняющие скорее организационные и надзорные, а не воспитательные функции. Герой, как и его сверстники на заводе старается избегать комсомольских собраний, а если участвует в общественной жизни коллектива (кроссы, картошка), то для того, чтобы "быть как все". Настоящими "учителями" для него становятся друзья, уличная компания, ищущая развлечений и расслабухи.
Конечно, видно, что герой фильма чуть выбивается из своего дворового коллектива. Это видно по тому, как с удовлетворением и рабочей гордостью он смотрит на сделанные им детали. Как он общается с представителями старшего поколения (его дядя, заводские товарищи), пытаясь их понять. Как пытается уберечь своего друга от нечестного поступка в отношении отца. И весь вопрос в том, станет ли герой еще одним безликим членом уличной тусовки (с вполне возможным криминальным будущим) или найдет свой путь сознательной и ответственной жизни, несовместимый с банальностью и пошлостью.
Поражает судьба этих неудобных для советских чиновников кинофильмов, где ставились наиважнейшие вопросы, касающиеся проблемы умирания советских идеологических институтов, которые должны были раскрывать и обновлять смыслы и идеи, которыми жило общество. Вопросы выращивания и воспитания нового поколения, а значит и строительства будущего страны. Неудобные фильмы запрещались, ставились на полку, показывались в сокращенном виде к какой-нибудь дате. Причина - трусость советской элиты, боящейся признать существование разрыва между декларируемыми идеями и теми уже достаточно приземленными ценностями, которыми жили и партийная номенклатура и народ. Ибо признание такого разрыва означало, что нужно либо расписаться в поражении, либо начать с большим надрывом исправлять ситуацию. А для последнего уже не было ни огня, ни высокой мотивации.
А "цена вопроса" - необычайно велика. Например, способность следующего поколения отстоять свободу и независимость своей страны.
В фильме есть достаточно пронзительные моменты. Один из них, когда герой с другом и двумя девицами смотрят фильм, в который вмонтированы кадры фашистской кинохроники. На экране под знаменами со свастикой маршируют молодые штурмовики. И сразу же невольно возникает вопрос: способны ли тонущие в "расслабухе" дети фронтовиков противостоять этим выдрессированным будущим эсесовцам?
Более того, режиссер в следующий момент разворачивает свой прием, и ставит такой вопрос впрямую. Герой оказывается на экране (сон или игра воображения) и вместо убитого артиллериста пытается сам с гранатой в руках остановить наступающие фашистские танки. И ситуация остается неопределенной.
Можно было бы уподобиться некоторым советским цензорам и сказать, что проблема, поднятая в фильмах М.Осепьяна и М.Хуциева, надуманная, если бы мы своими глазами не видели сокрушительный результат, имеющий отношение к истории нашей страны. Если в середине 60-х (спустя 20 лет после окончания Великой Отечественной войны) некоторые представители молодого поколения уже благополучно омещанились и могли за бутылку водки избить фронтовика, то еще через 20 лет (в середине 80-х) новое поколение уже пассивно наблюдало, как идет уничтожение тех идеалов и смыслов, на которых было построено советское государство, а затем и участвовало в его разрушении.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
traveller
сообщение 11.12.2007, 21:53
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 113
Регистрация: 3.11.2007
Пользователь №: 1282



Добрый день! Хотел бы (к сожалению, с некоторым опозданием) отреагировать на довольно интересный ракурс, возникший при обсуждении фильма "Три дня Виктора Чернышева".
Если говорить о духовной элите, как группе людей, способных (и желающих) жить высокими идеалами и смыслами, а также наполнять эти идеалы новым содержанием, которое находит отклик в умах и сердцах современников, то для таких "элитариев" всегда существовали свои определенные "поля деятельности" и востребованность в мировом историческом процессе. Они выступали в качестве основателей и проповедников религиозных учений (предлагая и защищая ту или иную версию "спасения души"). Они с помощью тех или иных философских, мировоззренческих систем пытались объяснить мир и место в нем человека, стараясь совместить "веру и познание" или делая выбор в пользу научного поиска.
И чаще всего представители этих "смыслоохранительных групп", признающие, что "миром правит не вещественное", не имея возможности стать властным субъектом, старались определенным образом влиять на власть или уходили в оппозицию к ней. Довольно часто властная элита для сохранения своего положения сама привлекала представителей духовной элиты в качестве советников, а также учителей для наследников престола, ставила их во главе религиозных и социальных институтов для воспитания будущей элиты и умеренного народного просвещения.
Но всегда властная элита, имеющая по сравнению с элитой духовной, более "здоровые инстинкты" и хватку, а также, скажем, более зыбкие границы морально-нравственных ограничений, остервенело отстаивала свои позиции, отодвигая "элитариев" на периферию. И обращалась к ним за помощью, приближая к себе и делясь второстепенными позициями во власти, только когда чувствовала опасность для себя, своей способности управлять государством.
В советском обществе на роль "духовной элиты" претендовала интеллигенция, много сделавшая для просвещения народа, для развития науки и техники. Но, трагедия заключается в том, что она не решила основную свою задачу - развитие и защита тех идеалов и смыслов, на которых было построено Советское государство. Эти идеалы могли бы стать новой верой, легитимацией для создания "нового человека" и нового общества, основанного "на равенстве и братстве". Но победили силы, считавшие предлагаемое "утопией" и "мировым злом". И не последнюю роль в этом поражении сыграла довольно быстро обюрократившаяся советская властная элита, уничтожившая и отодвинувшая на периферию тех, кто мог наполнить новым содержанием те смыслы, за которые умирали революционеры, гибли на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн.
Если говорить о реальности 60-х гг., о чём, в частности и фильм "Три дня Виктора Чернышева", то можно сказать, что значительная часть управленческой элиты и большинство народа уже не ощущало себя строителями Новой жизни, которую надо было защищать на всех фронтах, в том числе и мировоззренческом. А духовная элита была не в силах что либо изменить.
Возвращаясь к фильму, хочу сказать, что те положительные персонажи, о которых говорит Ирина, показаны одинокими, не имеющими общественной поддержки людьми. Этот старый большевик (на комсомольском собрании), оскорбленный тем, что молодежь не хочет почтить память старого революционера. Врач, в одиночку отстаивающий морально-нравственные нормы в больнице и своем дворе. Дядя героя, остро переживающий отчуждение, возникающее между родственниками. Они пытаются и понять и повлиять на окружающих. Но они не в состоянии повернуть общую тенденцию в советском обществе, направленную на понижение идеологического, смыслового накала жизни. Они не в состоянии, выражаясь словами Ирины, создать "моду" на высокий поиск и соответствующий образ жизни" в условиях, когда властвующая элита не ставит такую задачу и поощряет потребительскую форму жизни. А оставшаяся духовная элита жестко ограничена рамками, созданными властью.
Если говорить о надежде в то, что "сейчас возможно изменить ситуацию"... То эту надежду нельзя отрывать от упомянутого выше исторического контекста. А также учета того, насколько нынешняя власть готова идти на содержательный диалог с теми немногими группами в России, претендующими на роль духовной элиты, и противостоящими тенденции, направленной на растление российского общества и ослабление страны.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- traveller   Три дня Виктора Чернышева   1.12.2007, 23:56
- - Макарова Ирина   Добрый вечер. В целом я согласна с высказанными м...   8.12.2007, 18:50
- - MMM   Ирине Макаровой: Проблема еще и в том, нужно ли эт...   8.12.2007, 23:21
- - Макарова Ирина   Под опасностью для элиты вы наверно имеете ввиду т...   9.12.2007, 19:57
- - traveller   Добрый день! Хотел бы (к сожалению, с некоторым о...   11.12.2007, 21:53
- - MMM   По поводу того, что совершенно правильно заметил t...   12.12.2007, 14:09
- - traveller   Хотел сказать несколько слов по поводу "осознания"...   13.12.2007, 0:13
- - MMM   traveller! Так вот и я о том же - о способности э...   14.12.2007, 15:37
- - traveller   МММ Наверное, я слишком категорично воспринял Вашу...   14.12.2007, 23:16
- - Макарова Ирина   А если предположить, что не захочет власть делать ...   15.12.2007, 19:55
- - traveller   Ирине Если задаться вопросом, "так ли уж много опр...   17.12.2007, 21:12
- - Maja   Мне кажется, что Осепьяна, как и Хуциева, интересу...   18.1.2008, 16:13


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 23.9.2024, 16:58