Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Плановая система будущего социализма
Семен Сладков
сообщение 20.5.2008, 17:49
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 337
Регистрация: 2.5.2008
Пользователь №: 1336



Задачи плановой системы

На данном этапе работы представляется необходимым сначала дать перечень задач планирования.
Задачи плановой системы могут быть трех уровней: общехозяйственными (то есть межминистерскими), внутриминистерскими и внутризаводскими. Наиболее сложными, естественно, являются общехозяйственные задачи. С них и начнем.
Во-первых, на эффективности советской плановой системы отражались дополнительные (по сравнению с капиталистической системой хозяйствования) требования по максимальному использованию наличных ресурсов, в первую очередь - трудовых. Это означает, что высвобождающиеся после окончания одной стройки контингенты рабочих нужно было ОБЯЗАТЕЛЬНО занять на других стройках. Для этого нужно было такие стройки «затеять», даже если они сегодня были не очень нужны. Поэтому всегда имелась какая-нибудь грандиозная (чтобы не сказать - нескончаемая) стройка, типа БАМ, с помощью которой можно было компенсировать временно образующийся излишек предложения трудовых ресурсов. Это касается, главным образом, строительства как наиболее нестабильного по местоположению виду производства.
Второе. Вопрос о приоритетах в потребностях по сей день остается открытым. Что нужно было в первую очередь строить - тракторный завод в Чите, который так и не успели начать строить, или фабрику по производству стиральных машин, которую даже не планировали начинать?
Третий вопрос. Как оценить деятельность того или иного предприятия? Наихудший, но наиболее частый случай - планирование в тоннах. В лучшем случае задавалась контрольная цифра в укрупненных показателях, например, производство тракторов в 15-сильном исчислении. Естественно, что оценка суммарного производства тракторов по суммарной мощности их двигателей приводила к тому, что тракторные заводы выбирали (а уточненную номенклатуру они чаще всего выбирали сами вместе со своим родным министерством) крупные трактора с мощными моторами. Поэтому за все советское время не удалось создать малогабаритные трактора, так как при тех же (или почти тех же) затратах они «испортили» бы показатели по министерству тракторного машиностроения в целом. Именно в показателях есть возможность выразить реальные потребности пользователей, но традиция не позволяла это сделать...
Четвертое. Почему-то очень ценилось начало какой-нибудь новой стройки, и мало интересовались ее окончанием. Казалось бы, чем ближе строительство к завершению, тем лучше оно должно быть обеспечено ресурсами. Фактически приоритеты строек задавали партийные органы, не знаю, из каких идеологических приоритетов. Превышение нормативных сроков строительства превратилось в бич нашей экономической системы. Это - нерешенные задачи высшего уровня.
Пятая задача - это определение мощности, например, портовых сооружений, когда прибытие кораблей есть процесс случайный. Естественно, что необходим некоторый избыток мощности, который будет использоваться только в отдельные периоды. Эта же ситуация возникает на большинстве предприятий мелкосерийного типа. Решение этой задачи приведено на страницах форума www.sladkov.flyfolder.ru .
Стандартная задача среднего уровня - внутриминистерского оперативного управления - распределение заказов между предприятиями министерства; эту задачу службы министерства - поставщика худо-бедно, но решали. Хотелось бы дать алгоритм решения этой функции.
Следующая задача внутриминистерского планирования - это, во-первых, распределение оборудования между предприятиями, во-вторых, задачи специализации, а для управленца - задача концентрации близких заказов на одном предприятии.
Неразрешимой для второго уровня оказалась задача инноваций: какое оборудование нужно совершенствовать, в каком направлении развивать ведомственный технический прогресс, как расценивать достижения в этой области, как осуществлять прогноз? Многочисленные ведомственные НИИ почему-то не всегда оказывались на уровне ...
Проблемы третьего уровня - внутризаводское планирование - были разработаны лучше других, но и здесь до автоматизации управления дело не дошло. За рубежом этот раздел чаще всего называется логистикой (складское хозяйство, связи с поставщиками и покупателями) и для управления используют многочисленные программы типа S&P. По-видимому, многое можно будет почерпнуть из готовых решений, так как определенное сходство в производственных вопросах внутрифирменного управления капиталистических рыночных и советских плановых предприятий имеется. Но, например, моделирование движения заготовок по цеху в условиях мелкосерийного или единичного типов производства пока, насколько мне известно, сделать никому не удалось.
Наверняка, на предприятиях, скажем, электронной промышленности могли возникать совершенно другие проблемы.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
MMM
сообщение 20.5.2008, 21:24
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 6151
Регистрация: 12.5.2007
Из: Москва
Пользователь №: 227



Это уже все или только начало большого цикла? А то если уже все, то не очень понятно, зачем.
И должен, кстати, заметить, что тут есть ряд неточностей.
В СССР еще столько всего было необходимо построить в рамках развития инфраструктуры, что не было никакой необходимости "выдумывать" стройки. В том числе и БАМ, который был лишь первым шагом на пути экономического освоения больших территорий. И кроме того, он решал ту проблему, что Транссиб местами простреливается с китайской стороны даже простой артиллерией. Поэтому Р. Бартини и называл БАМ "штыком в спину Мао".
А причиной практического отсутствия в СССР мини-тракторов было отнюдь не одно лишь нежелание тракторных заводов их выпускать. Что значит "нежелание", если система действительно плановая?
Ну и долгострой тоже не есть бич одной лишь советской системы. Можно вспомнить, сколько лет проводили на верфях царской России строящиеся боевые корабли, особенно до русско-японской войны. А в Италии, во Флоренции, есть церковь Сан-Лоренцо, которую в ходе последней реконструкции, начатой в 1423, так и не довели до кондиции. Микельанджело предложил проект облицовки мрамором, но его по сей день не реализовали. Как сказал экскурсовод, "смета все еще согласовывается".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 20.12.2025, 12:03