Смыслы в советской культуре |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Смыслы в советской культуре |
![]()
Сообщение
#1
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 3536 Регистрация: 27.5.2006 Из: Москва Пользователь №: 1444 ![]() |
Вадиму, Умнику и всем, кто хочет присоединиться к разговору.
Итак, было предложение о кино говорить отдельно. Нет вопросов. Развивать дальше тему советского кино на ветке «разрушителей» - неверно, поскольку, хотя она появилась там отнюдь не случайно, но тут же стала обрастать животрепещущими для каждого подробностями. То есть приобрела характер самозначимой и «перетягивает на себя одеяло». Только предлагаю чуть шире сформулировать - «Смыслы в советской культуре». И еще. Мне кажется, тема чрезвычайно важна - не для того, чтобы обмениваться впечатлениями по любимым и нелюбимым фильмам, а чтобы понять, как именно произошло со страной то, что произошло. Может быть, отношение к самому факту произошедшего, как к трагедии своей страны и собственной трагедии - единственное, что нас объединяет. А все остальное: культурные предпочтения, идеологические пристрастия, жизненный опыт (профессиональный, социальный, экзистенциальный), тип эмоционального восприятия - скорее разделяет. Или, точнее, затрудняет диалог. Но я уверена, что при всех трудностях диалога, он может быть продуктивным. |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 1346 Регистрация: 27.11.2006 Из: Москва Пользователь №: 60 ![]() |
Алипову-мл.
Тов. Алипов, поскольку по независящим от меня причинам (бытового и чисто технического характера) мне пришлось долгое время не участвовать в дискуссии, в ней же с тех пор успели несколько смениться акценты и темы, не знаю, вызовет ли интерес попытка вернуться «в прежнюю реку». Однако поскольку не ответила на ваш последний пост, хотя бы из долга вежливости, наконец, отвечу. В этом посте меня, признаюсь, наиболее задела за живое одна проблема, которую вы определили как «новый пролетарий». Оставим в стороне тот весьма сомнительный для меня тезис, что коммунисты под «новым человеком» разумели именно и только «нового пролетария». Да, социалистический строй должен был опереться на класс рабочих. Но разве при коммунизме любой труд не должен быть уважаем и ценен, будь то труд учительницы, врача, инженера или уборщицы? Это не так? Или, возможно, я вас как-то неправильно поняла? Гораздо более существенный вопрос: по-вашему, рабочие строили Днепрогэс, и это и называлось для них строительством «нового человека». Пусть так, но все же - и? И он был создан? То есть не Днепрогэс, а «новый человек» как «новый пролетарий»? Если да, то куда сей новый вид испарился-запропастился в эпоху т.н. перестроечных реформ? Почему Хоннекер, который по приезде в СССР в тот момент, когда уже под ним сильно «горело» не нашел поддержки не только в партийных органах, но и на заводах, куда он наивно отправился в поисках «нового пролетария»? Понятно, прошли времена столь романтических независимых личных инициатив, когда запросто могла пятнадцатилетний новобранец ВЧК Зоя Воскресенская, после того как ей дали в руки винтовку и сказали, что теперь она «солдат мировой революции» отправиться со своей амуницией в Германию делать эту самую мировую революцию (вернули с полпути) - а кстати, это разве норма, что времена подобных замечательных инициатив прошли? Но хотя бы - почему наш «новый пролетарий» не воспротивился развалу собственной страны? Или, перефразируя известную присказку: «Если он такой «новый», то почему он такой мертвый»? Поверьте, для меня этот вопрос не менее болезненный, чем для вас... У меня-то другая версия. Дело в том, что я не думаю, чтобы основной причиной развала СССР могла быть диссидентская «кухня» (которую, как и вы, отнюдь не обожаю). Она лишь одна из составляющих процесса. Более страшной предпосылкой стало общее омещанивание населения. Причем омещанились все слои, в том числе - увы - и пролетариат. Собственно, на эту тему уже приводили цитату на сайте: «Почему до войны пролетариат делил свободное время между библиотекой и стадионом, а после войны между гаражом и телевизором?» Думается, что первая причина этому - сворачивание изначального проекта мировой революции. То есть безнадежная неубедительность построения коммунизма «в одной отдельно взятой». Изначально-то шли на совсем иной проект, чай не китайцы мы, не национальное государство испокон веку строим, а несем свет всему человечеству. Второй причиной, была, конечно, сознательная сверху проповедь определенных тем, «возгонка материального» (в противоположность термину Тары). Потому что без расстановки специальных акцентов сверху не утвердилась бы в нашем идеологизированном обществе как нечто законное любовь к гаражам и телевизорам. Однако все ведь это, пусть вполне понятные, но оправдания - а ни с одного из нас ответственность за произошедшее не снята... |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.5.2025, 1:26 |