Смыслы в советской культуре |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Смыслы в советской культуре |
19.1.2007, 23:35
Сообщение
#1
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 3536 Регистрация: 27.5.2006 Из: Москва Пользователь №: 1444 |
Вадиму, Умнику и всем, кто хочет присоединиться к разговору.
Итак, было предложение о кино говорить отдельно. Нет вопросов. Развивать дальше тему советского кино на ветке «разрушителей» - неверно, поскольку, хотя она появилась там отнюдь не случайно, но тут же стала обрастать животрепещущими для каждого подробностями. То есть приобрела характер самозначимой и «перетягивает на себя одеяло». Только предлагаю чуть шире сформулировать - «Смыслы в советской культуре». И еще. Мне кажется, тема чрезвычайно важна - не для того, чтобы обмениваться впечатлениями по любимым и нелюбимым фильмам, а чтобы понять, как именно произошло со страной то, что произошло. Может быть, отношение к самому факту произошедшего, как к трагедии своей страны и собственной трагедии - единственное, что нас объединяет. А все остальное: культурные предпочтения, идеологические пристрастия, жизненный опыт (профессиональный, социальный, экзистенциальный), тип эмоционального восприятия - скорее разделяет. Или, точнее, затрудняет диалог. Но я уверена, что при всех трудностях диалога, он может быть продуктивным. |
|
|
|
![]() |
23.9.2007, 3:32
Сообщение
#2
|
|
|
Группа: Сообщений: 0 Регистрация: -- Пользователь №: Предупреждения: (0%)
|
Откликаясь на призыв администратора сайта посетить пост «Смыслы в советской культуре», «филологический отдел» решил поддержать эту инициативу некой информационной запиской, уточняющей собственно понятийную составляющую выносимого на обсуждение вопроса. Именно в этом ключе, а вовсе не в качестве декларации субъективной позиции частного лица, следует расценивать изложенный ниже текст, что одновременно освобождает посетителей данного форума от необходимости эту информацию, носящую по большей части справочный характер, комментировать. Постановке вопроса о «смысле», семантической составляющей выносимого на обсуждения предмета, должна предшествовать дефиниция самого понятия «советская культуры», в основе которой лежит вполне конкретный художественный метод, известный под названием «социалистического реализма». Обращая внимание на тот факт, что упоминание этого термина отсутствует на протяжении всего поста, посвященного данной проблематике, предположу, что не будет лишним раскрыть основное содержание понятия социалистического реализма, ссылаясь на ряд источников, в числе которых портал «Википедия» и энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Краткая информационная сводка: Социалистический реализм, художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. В СССР соцреализм получил статус основного художественного метода советского искусства, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества, изображать жизнь в свете идеалов социализма. Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии, писатель был «инженером» души человека, влиял на читателя как пропагандист, воспитывал читателя в духе партии и вместе с тем поддерживал её в борьбе за победу коммунизма. В качестве теоретической базы социалистического реализма следует признать постулаты народности искусства, партийности, идейности, а также концепцию социалистического гуманизма. Более подробно о соцреализме: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/104/892.htm Будучи ответвлением реалистической традиции, практика которой, опираясь на опыт классиков 19 века, распространилась также и на весь 20 век, соцреализм нес в себе многие черты этого художественного метода. Однако, интересно, что в России первоначально соцреализм возник в лоне авангарда (Маяковский, Эйзенштейн, Петров-Водкин), который отличало прежде всего экспериментаторство с формой. Революционность художественного языка находила отражение в преобразованиях в социальной жизни страны. Впоследствии именно эти модернистские тенденции в советском искусстве были подвергнуты остракизму под ярлыком «формализма». Тематику же основного корпуса признанных текстов соцреализма (Фурманов, Серафимович, Фадеев, Шолохов) первых советских десятилетий составляли революция, гражданская война, первая, а впоследствии и вторая мировая война, нэп, коллективизация и т.д.; основной драматический конфликт сводился к классовой и идеологической борьбе. Соцреализм как культурное направление имел широкое распространение и на Западе (напр., Луи Арагон, Б.Брехт), однако там он носил протестный, антикапиталистический характер, став, наряду с неомарксизмом (Л.Альтюссер), некой теоретической платформой всего левого движениях, последний пик деятельности которого приходится на культурную революцию 60-х, однако присутствующего в той или иной степени в политической жизни Европы до сих пор. Произведя сведение "советской культуры" к соцреализму, обозначим теперь основные ее недостатки. Во-первых, соцреализм стал одной из первых масштабных попыток социального инжениринга, предполагавшего посредством культурно значимых текстов перестроить общественное устройство. Однако идеологические (социализм) и эстетические (реализм) задачи противоречат друг другу, а преследование пропагандистских целей по основанию враждебно искусству. Конечно, значение, напр., русской литературы никогда не исчерпывалось чисто эстетическими (как в случае литературы Франции, напр.) задачами: литература в России выполняла ту же интегрирующую для всей культуры функцию, какую в Германии выполняла философия. Однако в отношении соцреализма советского типа можно утверждать, что его задачи с собственно художественными были несовместимы. Лишенный по основанию эстетического значения, культивировавший устаревшую технику письма, соцреализм с предшествующей литературной традицией связывала разве что тема народности (то что объединяет Горького, Шолохова, деревенскую прозу, из которой, кстати, вышел Солженицын, с Л.Толстым, почвенничеством), которая исчерпала себя уже на рубеже 19-20 вв. Вторая проблема заключалась в том, что соцреализм в России позиционировал себя в качестве основного художественного метода и претендовал на привилегированный статус в культуре. Полномочия монологической дискурсивной практики, культурного метанарратива обусловливали вытеснение из общественной жизни иных эстетических тенденций, прежде всего открытий модернизма. Советская культура сама отторгала эти элементы как чужеродные, о чем свидетельствуют цензурные действия в отношении целого ряда деятелей культуры (Пастернака, Ахматовой, Шостаковича и т.д.). Весь этот масштабный процесс привел к тому, что помимо официальной советской культуры возникла также эмигрантская (Бунин, Набоков, Бродский) и подпольная (Булгаков, Пастернак, Солженицын). Подлинная русская культура, продолжавшая традиции критического реализма, а также модернизма Серебряного века, носила либо откровенно маргинальный статус, либо получала признания лишь за пределами СССР. Вообще русская культура 20 века, какой она известная Западу, выражалась в деятельности прежде всего многочисленной эмиграции, - имевшей как известно три волны, - притязать, кстати говоря, на русский статус части которой (Стравинский, Набоков, Бродский считаются прежде всего американскими деятелями искусства) формально мы уже не имеем права. Осознание положения, согласно которому «советская культура» сводится к «соцреализму», позволяет понять, почему многие упоминаемые в данном посте авторы (Ахматова, Мандельштам, Тарковский) к собственно «советской культуре» отношения не имеют, как в силу того, что их задачи были несовместимы с идеологическим, так и в силу того, что официальная культура осуществляла в отношении них, сознательно отмежевываясь от подобной художественной практики, в той или иной степени неприкрытую цензуру. Нужно признать, что соцреализм на каком-то этапе безусловно нес определенный, прежде всего революционный потенциал, - который Кургинян, в частности, пытается обнаружить во всем советском обществе, - однако он выветрился и профанировался уже к 30-м годам (это однако не значит, что к этому времени исчерпался потенциал коммунистической идеи вообще). С одной стороны, разрыв с культурной традицией, а, с другой, игнорирование достижений модернистской культуры, ангажированность и идеологическая составляющая художественного метода (основной сюжет произведений соцреализма составляли события общественной жизни, а драма человеческих отношений замыкалась на классовой борьбе), привели к тому, что соцреализм по основанию был изначально отторгнут от области «смысла»: это не входило в его художественные задачи. И вот на эту-то выжженную землю и пришел современный постмодерн. Постмодерн как явление культуры отличает две характерные особенности: 1) игра с культурой и 2) смешение культуры элитарной и массовой. Русский постмодерн, принявший форму соц-арта и концептуализма, эту «игру с культурой» (карнавализацию по отношению к монологическому дискурсу) производил по отношению к культуре официальной, т.е. соцреализму, а не к русской культуре как таковой (Саша Соколов «Школа для дураков», В.Ерофеев «Москва - Петушки»), и, когда официальная идеология рухнула, отыгрывать больше оказалось нечего. А вещей вроде Борхеса, У.Эко или «Игры в классики» Кортасара в современной России, претерпевшей фундаментальный разрыв с многовековой традицией, появиться, по всей видимости, (особенно после отъезда Бродского, что как раз и составило событие мировой культуры) уже не могло. Что касается, массовой культуры, которая как таковая в той или иной форме существовала всегда, а в 70-х, 80-х, - не вдаваясь в область неформальной контркультуры, оформившейся, начиная с фестиваля в Вудсток, - стала приобретать близкий к очертаниям сегодняшнего облик, то постмодерн лишь санкционировал разрушение границ массового и элитарного, чем поставил под вопрос существование последнего. Теперь же, когда задаются вопросом, что же произошло со страной, подразумевая в этом посте, что произошло с русской культурой, следует оценить масштаб произошедшего полностью. Источник «катастрофы» русской культуры следует видеть прежде всего в революции 17 года, осуществившей полный разрыв с классической и модернистской традициями одновременно, и внедрившей на их место культурный суррогат, призванный обеспечить формирование соответствующей идеологической надстройки советского общества. Современное же положение дел в культуре подкрепляется общемировой тенденцией, предполагающей пересмотр, осуществляемый как модернизмом, так и постмодернизмом, классического представления о культуре. Следует засвидетельствовать факт происходящей в 20 веке масштабной трансформации всего культурного поля, - трансформации, от развертывания которой мы были искусственно отторгнуты, - связанной с формулированием некартезианской модели субъекта и последующим отказом от логоцентризма в пользу полифонической формы. Значит ли это, что вердикт об окончательной деградации русской (а, возможно, и мировой) культуры неоспорим? Ответ на этот вопрос в компетенцию справочного материала не входит. |
|
|
|
Tapa Смыслы в советской культуре 19.1.2007, 23:35
WFKH Спасибо за приглашение!
Хочется сразу уточнить тем... 2.2.2007, 23:22
Tapa Уважаемый WFKH (если не ошибаюсь, Владимир?), Вы х... 4.2.2007, 0:13
Tapa Итак, дабы не вводить в заблуждение пассивно-прису... 4.2.2007, 22:03
бЮЯХКХИ ыЕПАЮ "Интервенция" - ужасный фильм, яркий пример того, ... 13.2.2007, 6:45
Tapa Вадим, спасибо большое. Очень тронута. 9.3.2007, 17:54
Валерий Рокотов ДЕТИ АРБАТА
В Москве есть памятник глупости. Он ... 15.3.2007, 22:36
Tapa Вадим, мелкие вопросы и уточнения.
1. Ваш сарказм ... 16.3.2007, 20:10
Валерий Рокотов НАЛИВАЙ!
В памятные закатные годы советская куль... 19.3.2007, 19:31
Tapa Вадим, кажись, я видела минут пять этого «Бората».... 31.3.2007, 10:50
MMM 4 июня НТВ сообщило, что "сегодня исполняется 35 л... 6.6.2007, 13:52
Paix (Ира) В разделе координат театра Сатиры на сайте данного... 9.6.2007, 14:17
Alipov-ml Все-таки Мандельштам был. Чуть-чуть.
"Мы живем, п... 10.6.2007, 14:36
Tapa Алипову-мл.
По-моему, Вы чуть-чуть путаете. Вряд л... 12.6.2007, 10:34
Alipov-ml Я имел в виду несколько иное. В том и дело, что та... 12.6.2007, 14:16
Tapa Алипову-мл.
Не, ну не надо мерить таланты... Опасн... 14.6.2007, 10:30
Alipov-ml Так он оказался неспособен к этому конфликту. Это ... 15.6.2007, 15:04
Tapa Я не нахожу. По одной простой причине - сам тип ср... 16.6.2007, 10:34
Paix (Ира) Роман, а что общего между Солженицыным и Мандельшт... 16.6.2007, 20:29
Alipov-ml О популярных сегодня мнениях - могу ответить Вам, ... 17.6.2007, 13:51
Paix (Ира) Товарищ Алипов, по-видимому, я вас задела? Право н... 20.6.2007, 16:55
Tapa Уважаемый Алипов-мл., Вы поставили меня в сложное ... 21.6.2007, 14:03
MMM Ире
Надо же, какая развернулась дискуссия...
Честн... 22.6.2007, 19:22
MMM Ире
Вспомнил еще один момент, близкий к рассматрив... 23.6.2007, 19:51
Alipov-ml Paix, я начну с того, чем Вы закончили, чтобы зате... 24.6.2007, 13:53
Paix (Ира) МММ
Полностью согласна с Мариэттой Шагинян, что оч... 24.6.2007, 16:39
MMM На одной агитке не навоспитываешься, как и на одно... 26.6.2007, 21:22
MMM "Трудовая Россия" номер 5 за 2004, из статьи Л. По... 27.6.2007, 11:24
Tapa Алипову-мл.
Роман, наверное, Вы догадываетесь, что... 3.7.2007, 9:27
Alipov-ml "наверное, Вы догадываетесь, что Ваш последний пос... 3.7.2007, 14:35
питерский зритель Как-то все ушли от титульной темы далеко-далеко, д... 4.7.2007, 7:09
Alipov-ml К вопросу об отношении к Маяковскому можно дать по... 4.7.2007, 15:02
MMM Питерскому зрителю
Наконец-то кто-то упомянул филь... 4.7.2007, 20:58
MMM Маленькое уточнение по фильму "Окраина", где я про... 5.7.2007, 19:13
Андрей Петрович Я прошу прощения за свое непрошенное вторжение и б... 7.7.2007, 3:12
MMM По поводу Бродского наткнулся в "Сотах" Олега Боро... 9.7.2007, 20:05
Paix (Ира) Алипову-мл.
Уважаемый товарищ Алипов-мл., вы прав... 10.7.2007, 1:47
Alipov-ml Paix, вы пишете:
«меня глубоко возмущает позиция, ... 11.7.2007, 11:46
Admin Помещаю пост Тары (Марии), которая и в командировк... 11.7.2007, 19:26
MMM В одном из своих докладов на клубе "Содержательное... 11.7.2007, 20:23
MMM К вопросу о слове "господин".
Когда на работе ко м... 11.7.2007, 20:53
Alipov-ml Tara, но все, что сказано в ответе Андрею Петрович... 12.7.2007, 9:26
MMM «Я - Куба».
Обсуждать фильм совершенно не хотелос... 15.7.2007, 15:02
MMM Питерский зритель пишет, что массовый читатель для... 15.7.2007, 18:23
Андрей Петрович Уважаемая Мария. Я не без некоторых усилий застави... 16.7.2007, 22:20
Tapa МММ, от души спасибо за пост о Кубе. Отдельно - за... 18.7.2007, 9:41
MMM Таре
Об отношении к Хосе Марти, Цветаевой и Манде... 18.7.2007, 20:38
Tapa Алипову-мл.
Откуда Вы взяли, что я под духом несво... 19.7.2007, 10:18
MMM Вспомнилась пара выразительных примеров гашения эн... 19.7.2007, 19:15
Alipov-ml Tara, Вы пишете: "Откуда Вы взяли, что я под духом... 20.7.2007, 9:45
MMM Алипову-мл.
Как гласит Третий закон Фреда Чизхолма... 3.8.2007, 19:47
Alipov-ml Уважаемый МММ, я охотно верю, что для Вас мои слов... 6.8.2007, 12:05
MMM Прочитал статью Кургиняна о Балабанове и его "Груз... 8.8.2007, 20:03
MMM Алипову-мл
1. "Но зачем это декларировать?"
Но Вы ... 10.8.2007, 19:53
Alipov-ml "А командир - командует, а не господствует. Соверш... 12.8.2007, 14:17
Virtualsky >не для того, чтобы обмениваться впечатлениями по ... 29.8.2007, 18:46
Virtualsky Что-то неуловимо изменилось во времени, в воздухе,... 30.8.2007, 14:27
MMM Алипову-мл
Три недели отсутствовал и не мог сразу ... 4.9.2007, 8:59
Виктор Всех зашугали. Как вольно дышится в обновленном Ар... 20.9.2007, 15:56
Admin "Всех зашугали. Как вольно дышится в обновленном А... 20.9.2007, 16:34
Virtualsky > СМЫСЛА нашего форума. И нежелания менять себя, с... 21.9.2007, 9:01
Виктор Админ, не вы кого-то зашугали, а все друг друга.
... 21.9.2007, 11:49
Admin Виртуальскому (пишу по-русски, т.к. иначе не проск... 21.9.2007, 13:59
Виктор Правление колхоза.
Председатель: на повестке дня д... 21.9.2007, 14:32
Admin Решили отшутиться.
Что ж, вольному воля... 21.9.2007, 15:05
Virtualsky >Виртуальскому (пишу по-русски, т.к. иначе не прос... 22.9.2007, 6:07
Virtualsky Продолжу: произошла сенсация, есть соблазн объясни... 22.9.2007, 7:03
Virtualsky Конечно, градация/деградация коренные/лимита чисто... 22.9.2007, 15:53
Virtualsky В общем, господин Админ, общее впечатление такое, ... 23.9.2007, 6:22
MMM Наконец-то Виртуальский меня развеселил, сообщив, ... 23.9.2007, 11:34
MMM В моем предыдущем посте допущена опечатка:
вместо ... 24.9.2007, 8:25
Virtualsky 3десь очень тяжело читать, да и писать тоже, больш... 24.9.2007, 9:42
Виктор "Решили отшутиться.
Что ж, вольному воля..."
Да у... 25.9.2007, 9:30
Virtualsky Так кого же предали, товарищ МММ:
- комсорг Ходор... 25.9.2007, 12:18
MMM 1.Виртуальскому
Вы пишете:
"Но чего предали-то име... 25.9.2007, 14:04
Андрей Петрович Цитата: "преследование пропагандистских целей по о... 25.9.2007, 22:18
Tapa Дмитрию.
За справочный материал - спасибо. Нет, кр... 27.9.2007, 0:31
Virtualsky >усским языком написано в моем предыдущем мэйле, ч... 27.9.2007, 2:47
MMM Виртуальскому
"...Да я вижу, что ру3ским, но вы пр... 27.9.2007, 15:08
Virtualsky Уже установлена буржуазная диктатура, либеральный ... 28.9.2007, 18:38
MMM Виртуальскому
Вы пишете:
...Я так вообще думаю, чт... 29.9.2007, 13:44
Alipov-ml Admin, ну могу я в отпуск уйти? :) А сразу - "что-... 1.10.2007, 12:10
MMM Замечательно пишет Алипов-мл:
"Один кричит, что вс... 1.10.2007, 16:42
Virtualsky Да, Сергей Ервандович показал, как уходили высокие... 2.10.2007, 15:31
Virtualsky >А применительно к Вашим последним постам с их "вс... 2.10.2007, 20:12
MMM Ну наконец-то.
Двумя своими последними постами наш... 4.10.2007, 15:57
Tapa Скажите, Виртуалский, Вы на всей тысяче форумов та... 5.10.2007, 1:38
Виктор Предлагаю проголосовать за прекращение доступа г-н... 5.10.2007, 11:42
Admin Согласен с предложением Виктора проголосовать за о... 5.10.2007, 14:26
Alipov-ml Вопрос о бане пользователя не может решаться други... 5.10.2007, 15:54
Admin Алипову-мл.
Я учитывал то, что могу воспользоватьс... 5.10.2007, 16:35
Virtualsky > когда шли весьма содержательные (а иногда почти ... 7.10.2007, 3:34
Tapa Не знаю правил сети, но полагаю, что универсальные... 7.10.2007, 18:57
Virtualsky >Как я уже сказал, задача не в этом. Виртуальский ... 8.10.2007, 6:37
MMM С соображениями Тары, прежде всего по пунктам 2 и ... 8.10.2007, 6:56
Admin Следуя предрассудку буржуазного суда, я дал Виртуа... 8.10.2007, 14:18
Tapa МММ, я только что положила два поста (в том числе,... 10.10.2007, 22:14
Paix (Ира) Алипову-мл.
Тов. Алипов, поскольку по независящим... 11.10.2007, 1:04
Alipov-ml Paix, эта тема действительно очень интересна, но, ... 12.10.2007, 13:39![]() ![]() |
| Текстовая версия | Сейчас: 4.11.2025, 21:51 |