"Аватар". Ящик пандоры? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
"Аватар". Ящик пандоры? |
22.12.2009, 13:52
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 954 Регистрация: 27.8.2009 Пользователь №: 1586 |
Вчера посмотрел очередной «прорывной шедевр» Кэмерона – фильм «Аватар». Вышел из кинотеатра озадаченный. Именно озадаченный. И причиной подобного состояния явились не новые достижения компьютерных технологий, и не буйная фантазия автора. Уже по пути домой в голове промелькнула шальная мысль. Точнее появилась и так и не отпустила. Да ведь это же фильм о НАС!
Дома, в интернете бегло просмотрел отзывы и рецензии на фильм, мнения в которых, в целом сводились к следующему: «Сюжет, скажем прямо, довольно тривиален»; «Сюжетная линия весьма незамысловата»; «Зрелищность и фантазия, с которой Кэмерон подошел к банальному сюжету – вот конек "Аватара"»; «"Аватар" – это потрясающе прорисованная сказка»; «Масштаб постановки и совершенство видеоряда будоражат воображение. Персонажи На'ви выглядят также реально, как и люди»; . «Ты соприкасаешься с неизведанным новым миром, из которого потом не хочется возвращаться в реальный». Имеются также и мнения, из которых можно усмотреть и наличие в фильме некоторой смысловой нагрузки, вполне себе гуманистического содержания: «Вместе с тем фильм рассказывает и о вполне серьезных проблемах, человеческой алчности, жажде любой ценой добыть то, что им нужно»; «Главный посыл "Аватара" – берегите природу! Никто кроме Кэмерона не додумался показать такую тонкую взаимосвязь человека с природой. Персонажи фильма, словно через usb-кабель подключаются к животным, деревьям, чтобы на биологическом уровне лучше чувствовать их»; «Авторское послание "Аватара" - противопоставление открытого ума и узколобости»; «Самое главное видно не глазами, и "Аватар" - про человека мира, который относится ко всему не через призму принадлежности к народу, нации, сфере интересов, а исходя из священности любой жизни. Поэтому свою сторону в любом споре он выбирает с единственно возможной и правильной позиции – с позиции добра»; Сам Кэмерон как-то сказал: «Я хотел показать обычные приключения в необычных условиях, рассказав классическую историю о человеке, впервые оказавшемся на чужой земле, и о культуре другой планеты». Всего то? . Скорее всего, большинство зрителей именно так и воспримут фильм, как потрясающее зрелище, при этом не особо напрягающее и со счастливым концом. Однако не все так просто в этом фильме и есть в нем нечто позволяющее проводить параллели с вполне земными проблемами, связанными с непростыми взаимоотношениями между одной «высокоразвитой» цивилизацией и культурой, стоящей, видимо(по мнению инициаторов создания фильма), ниже на эволюционной лестнице социального и научно технического прогресса. Так, что же заставило так подумать. Итак, перед нами колония землян, расположенная на планете «Пандора» ( уже символично, как и само название фильма, но об этом позже), созданная по инициативе, могущественной корпорации. В составе колонии вооруженные мощной боевой техникой наемники, бывшие мор. пехи, тех персонал и ученые. Задача колонии освободить от разумных аборигенов территории, где расположено месторождение дорогостоящих минералов. Возглавляют колонию командир наемников и представитель корпорации – циничные и предельно рациональные «ястребы», готовые в любой момент применить военную силу. В фильме как- то невнятно объясняется, что мешало им это сделать сразу же. Тут и нежелание рисковать людьми, и что-то типа страха перед многочисленным и воинственным местным населением, непонятной и пугающей природой планеты. Видимо поэтому, параллельно (именно параллельно!) военным планам действует более «гуманный» проект «аватар». Аватар это искусственно выращенный клон аборигена, в который возможно перемещение сознания человека. В результате человек получает возможность видеть окружающий мир глазами аборигена. Участвуют в проекте ученые. Цель – внедрившись, исследовать среду обитания. Вступив в контакт, стать «своими», изучить изнутри образ жизни, мировоззрение гуманоидов, понять их. И, в конечном счете, убедить их разрешить разрабатывать месторождение, либо уйти со своей земли (выражаясь проще «под кожу влезть… без мыла). Проект провалился. Но как он осуществлялся (осталось за рамками сюжета), можно понять из «сетований» ученых. По их словам, они в качестве аватаров открывали школы в поселениях аборигенов, обучали их земному языку, в общем, приобщали к высококультурным ценностям (корыстные цели при этом даже не скрываются). Но аборигены оказались, понимаешь, «необучаемыми» и почему-то стали изгонять аватаров из поселений. Как Вам? Чем не деятельность международных неправительственных организаций, «агентов влияния», «пятой колонны» и т.д.? Далее еще более интересные проговорки. Главный герой Джейк Салли бывший солдат, не будучи ученым, случайно оказывается в проекте. Но именно ему удается невозможное. Благодаря личным качествам, а также взаимному чувству, возникшему между ним и аборигенкой – дочерью духовного лидера клана, ему удается заслужить доверие племени. При этом, Джейк продолжает выполнять задание начальства. Интересны его рассуждения, суть которых сводятся к следующему: аборигенов пытались обучать, но они отказались принять достижения более высокоразвитой цивилизации, их пытались «купить», прельщая материальными благами, но видимо этот народ обладает ЧЕМ ТО ТАКИМ, что они никогда не обменяют на джинсы и кока-колу… Согласитесь, уж больно что-то знакомое, рок-н-ролла не хватает. Не знаю как в оригинале, но думаю, переводчики знали, что делают. Позже выясняется ЧЕМ ЖЕ ТАКИМ обладает непокорный народ. После того, как Джейк проходит все стадии посвящения, аборигенка приводит его к «священному» дереву. По ее словам, посредством этого дерева, аборигены могут слышать голоса предков. То есть в фильме, это дерево представлено, как нечто, выступающее в качестве живой связи с прошлым народа и живой природой планеты в целом, эдакого вместилища исторической памяти и социокультурных кодов! Здорово! Но это, как, оказывается, понимают и «ястребы». Любопытно, но Джейк, возвращаясь в человеческое тело, остается дисциплинированным солдатом. Он педантично ведет дневник, записывая свои впечатления, делает доклады, обещает руководству убедить аборигенов покинуть свои земли (естественно из лучших побуждений, так как понимает, что в противном случае им грозит уничтожение). Но информация, полученная Джейком, уже становится доступной «ястребам». И она, судя по всему, являлась той основной целью, ради чего создавался проект «аватар», так как именно после ее получения, принимается решение о применении военной силы. При этом направлением главного удара выбирается именно «священное» дерево. По словам командующего (дословно не помню, но за общий смысл ручаюсь) только уничтожив дерево, историческую память народа, возможно, сломить волю аборигенов к сопротивлению, сделать его покорным. Вот это да! Так о чем же этот фильм? Ведь, фактически, Кэмерон подтекстом выкладывает нам технологию социального демонтажа, начиная с внедрения в организм «жертвы» вирусов влияния, заканчивая разрушением тонких, метафизических связей, способную превратить единую нацию в бездушную желеобразную массу атомизированных индивидов. Обратите внимание насколько высказывания «ястребов» и высоколобых ученых из фильма коррелируют с либеральными воплями в нашей бредовой реальности, которые мы слышим последние два-три года. Нас действительно, на протяжении длительного времени пытались приобщить к западным ценностям, нас окунали в потребительское болото. Но, что показал грандиозный социальный эксперимент, начавшийся «Мюнхенской речью» и завершившийся событиями 08.08.08. и проектом «Имя России»? Ужас! Мы по прежнему гордимся Сталиным и Советскими достижениями, не верим западу и его «агентам», а уровень патриотизма зашкаливает. Действительно «необучаемые»! И посмотрите, какая борьба развернулась за то последнее, что у нас осталось, за нашу историческую память, в чем даже наши «лидеры» не могут окончательно определиться. Именно борьба, а не одностороннее избиение как это было в первые годы перестройки и реформ 90-х. Интересно, что фильм оканчивается поражением землян после отчаянной попытки уничтожить «священное» дерево. Что это? Некая спрогнозированная модель возможного неконтролируемого развития событий? Как предупреждение тем силам на западе, готовым уже сейчас нанести последний и сокрушительный (по их мнению) удар? Не содержится ли в названии планеты «Пандора» метафорического сравнения с известным ящиком? И вообще, кому адресован едва скрываемый подтекст в фильме? АВАТАР - понятие индуистской философии, используемое для обозначения нисхождения Бога в низкие сферы бытия с определенной целью. В переводе с санскрита буквально означает «нисходить». В индуизме аватары Бога являются вечными формами Бога, которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу. Вот тебе и Кэмерон – веселый, аполитичный фантазер! Каково самомнение! В этом весь «толерантный» Запад. Они не расисты, не фашисты, не шовинисты, они – просто БОГИ. P.S. Интересно, согласился бы Познер назваться «аватаром»? |
|
|
14.2.2010, 1:29
Сообщение
#2
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 168 Регистрация: 21.11.2009 Пользователь №: 1660 |
Если главный герой просто нашел себя в новом мире, то дальше надо говорить о спецэффектах. Какие могут быть в принципе "а если нет" в интерпретации фильмов и какое имеет отношение то, является Древо Душ символом Креста или нет, к тому, что сказал Ваш самый большой апологет технического прогресса в КБ? Если возможен технический прогресс не уничтожающий экосферу, то я его приветствую. В вышеуказанной статье бионика - это фактически "голое железо" и, то, что она менее разрушительна для окружающей среды, чем традиционная промышленность, для меня не очевидно. О другой бионике я не говорил. Если Вы хотите сказать, что Контрмодерн (а Вы назвали призыв вернуться в природу его неявным манифестом) совместим с техническим прогрессом, то это не новость, фашизм был именно такой комбинацией. Только архаика не перестает быть таковой просто потому что она получает доступ к новым технологиям. Если Вас интересует конкретно экофашизм, почитайте Эрнста Геккеля. Но дело даже не в этом. Дело в том, что речь идет о фильме и о том, кто как понимает его символику. А говоря о Кэмероне, надо заметить, что многим его фильмам присуща идея о том, что человеческий дух нашел, так сказать, свой идеал в просвещенном разуме, но наше тело в борьбе с несправедливостью быстро упирается в границы собственных возможностей. Но вместе с тем полное полагание на автоматизмы техники оторванной от человека грозит тем, что техника возьмет верх над ним, т.е. технологическое развитие не самоценно, а имеет смысл лишь тогда, когда полностью подчинено человеку, наилучшей формой чего есть техника ставшая частью самого человека. Поэтому мы часто встречаем у Кэмерона "восхитительные" биомеханические симбиозы способные увеличить потенциал человеческого тела до любых вообразимых масштабов. Свои миры он характеризует сам как "a place where the cycle of creation could begin again". Для меня это кивок в сторону трансгуманизма. Единственными носителями технического прогресса в фильме были именно земляне, пусть они и показаны (естественно умышленно) меркантильными и невежественными, то есть сценарист выводит дихотомию: прогресс/непрогресс. Агрессивный прогресс противопоставлен гармоничной архаике. По Кэмерону прогресс и не может быть другим, если не направить его на превращение человека во что-то новое, то ли при помощи генной инженерии, то ли при помощи бионики. В пользу этого нового качества бытия и делает выбор Джейк. И поскольку на'ви - это очевидная аллюзия на уничтожавшихся колонистами индейцев, которую несколькими явными намеками отсылают и Вьетнаму, Ираку и Латинской Америке, фильм вбирает в себя все тезисы постколониальных штудий. Штудии эти говорят, что колониализм, войны, христианство, технический прогресс - типичные, неотъемлемые признаки ужасного Модерна.
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 21.9.2024, 16:02 |