Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

"Аватар". Ящик пандоры?
Клим Климыч
сообщение 22.12.2009, 13:52
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 954
Регистрация: 27.8.2009
Пользователь №: 1586



Вчера посмотрел очередной «прорывной шедевр» Кэмерона – фильм «Аватар». Вышел из кинотеатра озадаченный. Именно озадаченный. И причиной подобного состояния явились не новые достижения компьютерных технологий, и не буйная фантазия автора. Уже по пути домой в голове промелькнула шальная мысль. Точнее появилась и так и не отпустила. Да ведь это же фильм о НАС!
Дома, в интернете бегло просмотрел отзывы и рецензии на фильм, мнения в которых, в целом сводились к следующему:
«Сюжет, скажем прямо, довольно тривиален»;
«Сюжетная линия весьма незамысловата»;
«Зрелищность и фантазия, с которой Кэмерон подошел к банальному сюжету – вот конек "Аватара"»;
«"Аватар" – это потрясающе прорисованная сказка»;
«Масштаб постановки и совершенство видеоряда будоражат воображение. Персонажи На'ви выглядят также реально, как и люди»;
. «Ты соприкасаешься с неизведанным новым миром, из которого потом не хочется возвращаться в реальный».

Имеются также и мнения, из которых можно усмотреть и наличие в фильме некоторой смысловой нагрузки, вполне себе гуманистического содержания:

«Вместе с тем фильм рассказывает и о вполне серьезных проблемах, человеческой алчности, жажде любой ценой добыть то, что им нужно»;
«Главный посыл "Аватара" – берегите природу! Никто кроме Кэмерона не додумался показать такую тонкую взаимосвязь человека с природой. Персонажи фильма, словно через usb-кабель подключаются к животным, деревьям, чтобы на биологическом уровне лучше чувствовать их»;
«Авторское послание "Аватара" - противопоставление открытого ума и узколобости»; «Самое главное видно не глазами, и "Аватар" - про человека мира, который относится ко всему не через призму принадлежности к народу, нации, сфере интересов, а исходя из священности любой жизни. Поэтому свою сторону в любом споре он выбирает с единственно возможной и правильной позиции – с позиции добра»;
Сам Кэмерон как-то сказал: «Я хотел показать обычные приключения в необычных условиях, рассказав классическую историю о человеке, впервые оказавшемся на чужой земле, и о культуре другой планеты». Всего то?
.
Скорее всего, большинство зрителей именно так и воспримут фильм, как потрясающее зрелище, при этом не особо напрягающее и со счастливым концом.
Однако не все так просто в этом фильме и есть в нем нечто позволяющее проводить параллели с вполне земными проблемами, связанными с непростыми взаимоотношениями между одной «высокоразвитой» цивилизацией и культурой, стоящей, видимо(по мнению инициаторов создания фильма), ниже на эволюционной лестнице социального и научно технического прогресса. Так, что же заставило так подумать.

Итак, перед нами колония землян, расположенная на планете «Пандора» ( уже символично, как и само название фильма, но об этом позже), созданная по инициативе, могущественной корпорации. В составе колонии вооруженные мощной боевой техникой наемники, бывшие мор. пехи, тех персонал и ученые. Задача колонии освободить от разумных аборигенов территории, где расположено месторождение дорогостоящих минералов. Возглавляют колонию командир наемников и представитель корпорации – циничные и предельно рациональные «ястребы», готовые в любой момент применить военную силу. В фильме как- то невнятно объясняется, что мешало им это сделать сразу же. Тут и нежелание рисковать людьми, и что-то типа страха перед многочисленным и воинственным местным населением, непонятной и пугающей природой планеты. Видимо поэтому, параллельно (именно параллельно!) военным планам действует более «гуманный» проект «аватар». Аватар это искусственно выращенный клон аборигена, в который возможно перемещение сознания человека. В результате человек получает возможность видеть окружающий мир глазами аборигена. Участвуют в проекте ученые. Цель – внедрившись, исследовать среду обитания. Вступив в контакт, стать «своими», изучить изнутри образ жизни, мировоззрение гуманоидов, понять их. И, в конечном счете, убедить их разрешить разрабатывать месторождение, либо уйти со своей земли (выражаясь проще «под кожу влезть… без мыла). Проект провалился. Но как он осуществлялся (осталось за рамками сюжета), можно понять из «сетований» ученых. По их словам, они в качестве аватаров открывали школы в поселениях аборигенов, обучали их земному языку, в общем, приобщали к высококультурным ценностям (корыстные цели при этом даже не скрываются). Но аборигены оказались, понимаешь, «необучаемыми» и почему-то стали изгонять аватаров из поселений. Как Вам? Чем не деятельность международных неправительственных организаций, «агентов влияния», «пятой колонны» и т.д.? Далее еще более интересные проговорки. Главный герой Джейк Салли бывший солдат, не будучи ученым, случайно оказывается в проекте. Но именно ему удается невозможное. Благодаря личным качествам, а также взаимному чувству, возникшему между ним и аборигенкой – дочерью духовного лидера клана, ему удается заслужить доверие племени. При этом, Джейк продолжает выполнять задание начальства. Интересны его рассуждения, суть которых сводятся к следующему: аборигенов пытались обучать, но они отказались принять достижения более высокоразвитой цивилизации, их пытались «купить», прельщая материальными благами, но видимо этот народ обладает ЧЕМ ТО ТАКИМ, что они никогда не обменяют на джинсы и кока-колу… Согласитесь, уж больно что-то знакомое, рок-н-ролла не хватает. Не знаю как в оригинале, но думаю, переводчики знали, что делают. Позже выясняется ЧЕМ ЖЕ ТАКИМ обладает непокорный народ. После того, как Джейк проходит все стадии посвящения, аборигенка приводит его к «священному» дереву. По ее словам, посредством этого дерева, аборигены могут слышать голоса предков. То есть в фильме, это дерево представлено, как нечто, выступающее в качестве живой связи с прошлым народа и живой природой планеты в целом, эдакого вместилища исторической памяти и социокультурных кодов! Здорово! Но это, как, оказывается, понимают и «ястребы». Любопытно, но Джейк, возвращаясь в человеческое тело, остается дисциплинированным солдатом. Он педантично ведет дневник, записывая свои впечатления, делает доклады, обещает руководству убедить аборигенов покинуть свои земли (естественно из лучших побуждений, так как понимает, что в противном случае им грозит уничтожение). Но информация, полученная Джейком, уже становится доступной «ястребам». И она, судя по всему, являлась той основной целью, ради чего создавался проект «аватар», так как именно после ее получения, принимается решение о применении военной силы. При этом направлением главного удара выбирается именно «священное» дерево. По словам командующего (дословно не помню, но за общий смысл ручаюсь) только уничтожив дерево, историческую память народа, возможно, сломить волю аборигенов к сопротивлению, сделать его покорным.
Вот это да! Так о чем же этот фильм? Ведь, фактически, Кэмерон подтекстом выкладывает нам технологию социального демонтажа, начиная с внедрения в организм «жертвы» вирусов влияния, заканчивая разрушением тонких, метафизических связей, способную превратить единую нацию в бездушную желеобразную массу атомизированных индивидов. Обратите внимание насколько высказывания «ястребов» и высоколобых ученых из фильма коррелируют с либеральными воплями в нашей бредовой реальности, которые мы слышим последние два-три года. Нас действительно, на протяжении длительного времени пытались приобщить к западным ценностям, нас окунали в потребительское болото. Но, что показал грандиозный социальный эксперимент, начавшийся «Мюнхенской речью» и завершившийся событиями 08.08.08. и проектом «Имя России»? Ужас! Мы по прежнему гордимся Сталиным и Советскими достижениями, не верим западу и его «агентам», а уровень патриотизма зашкаливает. Действительно «необучаемые»! И посмотрите, какая борьба развернулась за то последнее, что у нас осталось, за нашу историческую память, в чем даже наши «лидеры» не могут окончательно определиться. Именно борьба, а не одностороннее избиение как это было в первые годы перестройки и реформ 90-х.
Интересно, что фильм оканчивается поражением землян после отчаянной попытки уничтожить «священное» дерево. Что это? Некая спрогнозированная модель возможного неконтролируемого развития событий? Как предупреждение тем силам на западе, готовым уже сейчас нанести последний и сокрушительный (по их мнению) удар? Не содержится ли в названии планеты «Пандора» метафорического сравнения с известным ящиком? И вообще, кому адресован едва скрываемый подтекст в фильме?

АВАТАР - понятие индуистской философии, используемое для обозначения нисхождения Бога в низкие сферы бытия с определенной целью. В переводе с санскрита буквально означает «нисходить». В индуизме аватары Бога являются вечными формами Бога, которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу.

Вот тебе и Кэмерон – веселый, аполитичный фантазер! Каково самомнение! В этом весь «толерантный» Запад. Они не расисты, не фашисты, не шовинисты, они – просто БОГИ.

P.S. Интересно, согласился бы Познер назваться «аватаром»?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
MMM
сообщение 23.1.2010, 13:22
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 6151
Регистрация: 12.5.2007
Из: Москва
Пользователь №: 227



Интересно.
И все больше напоминает о "Львах Эльдорадо" Франсиса Карсака. Книга эта в сети выложена в нескольких местах. Например, http://bookz.ru/authors/karsak-fransis/karsakfr02.html - скачать бесплатно.
Там супер-корпорация ММБ "ради блага землян" опустошает одну планету за другой, поступая с непокорными так же, как в "Аватаре". И войну жителей планеты Эльдорадо против ММБ возглавляет "изменник", геолог-землянин Тераи Лапрад, женатый на эльдорадке Лаэле.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
sdfjkl
сообщение 25.1.2010, 17:00
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 168
Регистрация: 21.11.2009
Пользователь №: 1660



Цитата(MMM @ 23.1.2010, 11:22) *
Интересно.
И все больше напоминает о "Львах Эльдорадо" Франсиса Карсака. Книга эта в сети выложена в нескольких местах. Например, http://bookz.ru/authors/karsak-fransis/karsakfr02.html - скачать бесплатно.
Там супер-корпорация ММБ "ради блага землян" опустошает одну планету за другой, поступая с непокорными так же, как в "Аватаре". И войну жителей планеты Эльдорадо против ММБ возглавляет "изменник", геолог-землянин Тераи Лапрад, женатый на эльдорадке Лаэле.


Кэмерон вообще начитанный человек, судя по отзывам о нем и по тому, что его фильмы пестрят культурными ссылками. Так что ничего удивительного в том, что каждый находит в "Аватаре" что-то свое. В каком-то интервью он сказал, что хочет в своих фильмах вернуть научной фантастике утерянную ей просветительскую функцию и жаловался на то, что жанр превратился в приют для эскапистов. Лично мне "Аватар" больше напоминает Урсулу Ле Гуин "Слово для леса и мира одно". Земляне с разрешения Бюро Колониальной Администрации (эквивалент кэмероновского Совета Трансгалактической Торговли) эксплуатируют планету покрытую тропическим лесом. Земля превратилась в контаминированную свалку. На планете присутствует антрополог (эквивалент Грейс) по имени Радж Любов. Между прочим сюжет с антропологами не выдуман, в Ираке и Афганистане военные осуществляют проекты Human Terrain, в которых ученые помогают найти "дипломатическое решение" путем изучения культуры и обычаев местного населения. Землянами на планете руководят военные во главе с полковником Дэвидсоном (Куоритч у Кэмерона). Местные гуманоиды считают землян сумасшедшими из-за их раздвоенности на рациональное и бессознательное, за их переполненность теоретическими знаниями (на'ви хотят вылечить Джейка от безумия, одновременно отрицая возможность излечения ученых: "трудно наполнить сосуд, который уже полон"). Военные устраивают налет на близлежащее селение и аборигены, собрав силы, отвечают удачным набегом на их базу, в результате чего земляне изгнаны. Предводителем местных гуманоидов оказался хоть и не землянин, но бывший раб по имени Селвер, работавший на землян и единственный из местных, кто знал, как ведутся войны. То есть опять же много схожих черт с Джейком. Интересной особенностью аборигенов у Ле Гуин является их умение пользоваться прозрачным сном. Они используют его как "наведенный сон", т.е. сон, который воздействует на явь. Селвер был единственным, кто мог видеть сны о войне, таким образом, возглавив победоносный поход на землян, он становится "ша'аб" - переводчик и бог. Другими словами визионером. Тема сна затрагивается в "Аватаре" неявно, но так же, как и у Ле Гуин, повествование начинается с пробуждения ("мне снилось, что я летал"), и Джейк переходит в тело аватара впадая в состояние сравнимое с управляемым сном. Именно такой сон позволяет жителям планеты у Ле Гуин жить в гармонии с природой и самими собой - управляя во сне своим бессознательным, они предотвращают возникающий у землян конфликт сознания и бессознательного. Весь лес планеты - это метафора бессознательного. И то, что у Ле Гуин скрыто метафорой, у Кэмерона показано открыто- лес на Пандоре, живой организм обладающий сознанием, и одновременно представляя собой планетарное коллективное бессознательное.

Затронув эту тему коллективного бессознательного, хочется обратить внимание на то, чем собственно занимается Кэмерон посредством фильмов. Сам он говорит о том, что многие темы он освещает так, чтобы зритель не задумывался над ними, а воспринимал их эмоциями, интуитивно. "Аватар" - это типичный мономиф, в рамках которого герой проходит перевоплощение и балгодаря обретенному дару спасает мир. Миф - это целостная мыслительная структура, которая дает объяснение существующему миропорядку. Любой миф обращается к коллективному бессознательному, сосредоточенному в архетипах - мифологических образах, которые оживают и обретают смысл, когда человек хочет соотнести образы с собой лично. Таким образом тот, кто говорит архетипами, как бы "глаголет тысячью голосов". Форма мифа обусловлена его функцией - это всегда историческое повествование, сказ об истоках, причинах, проецирующий это объяснение в будущее. И в этом плане Кэмерон занимается ничем иным, как мифотворчеством, мифопоэтикой. При этом он не просто дополняет существующий миф, он заменяет его мифом новым. Его фильм затрагивает сразу несколько пластов, плотно переплетенных друг с другом. Это, конечно же, супер конъюнктурная на данный момент экология, проблемы постколониального дискурса в его гендерной разновидности, непосредственно связанный с этим дискурсом вопрос цивилизации и прогрессорства.
Урсула Ле Гуин призналась, что в ее книге тематизирование экологии было «заказом» издателя. Как бы то ни было, «Аватар» невозможно видеть в отрыве от Копенгагена и других экологических саммитов проходивших одновременно с ним. Ватикан обвинил Кэмерона в заигрывании с псевдодоктринами склонными превращать экологию в религию нового тысячелетия, а движение в защиту природы – в неоязычество. Здесь хотелось бы упомянуть Джеймса Лавлока, разработавшего теорию Геи. Эта теория говорит о том, что наша планета – это живой организм, биосфера – его нервная система, а люди – что-то вроде рецепторов.
Если мы сами не предпримем мер, то планета сама востановит экологический гомеостаз. В этом контексте Лавлок тематизирует вопрос негативной адаптации, т.е. самостоятельного скоращения прироста населения. На основе этой теории возникла религия – геотеизм. И если Кэмерон и проповедует в своем фильме какую-либо религию, то, мне кажется, именно эту. В этом смысле фильм выхватывает эстафетную палочку у экологического диалога и играет ею в городки с тем же христианством.
В 2007 г. Кэмерон продюссировал фильм «Потерянная могила Иисуса», в котором, показывая найденный при сторительных работах в Израиле саркофаг, содержащий якобы могилы всей семьи Иисуса, его жены Марии и сына, вызвал бурные споры, подкапывающие под корень саму идею вознесения и искупления грехов человеческих на кресте. В «Аватаре» трудно не заметить аллегорий на христианские темы. База землян называется «Вратами ада». С одной стороны это аллюзия на „Heaven’s Gate“ Michael Cimono, а с другой - на Божественную комедию Данте Алигьери. Изменение отношения Джейка к Пандоре проходит три стадии описанные в «Комедии»: ад, чистилище, рай. Женщину-ученого зовут Grace Augustine. Grace в переводе с английского значит не только «милосердие» или «благодать», но и «безгрешный», «святой». Святой Августин говорил о грехе и грехопадении. При этом символом последнего является Древо познания в Эдеме, а символом искупления греха - крест, тоже дерево. Так же и в Аватаре дерева два: Home Tree, на котором живут "безгрешные" на'ви, не мыслящии себя в отрыве от природы, и Дерево Душ, являющееся связью с Великой Матерью Эйвой. Первое дерево падает под "топором" людей с Земли, свою Мать уже уничтоживших, о чем Джейк сообщает дереву второму. Эйва способна увидеть это, так как впитала в себя душу Грейс и ее память. Это люди падшие, потому как захотели узнать добро и зло, так же, как любопытство Пандоры навлекло на людей беды. По Гесиоду Пандора была первой женщиной среди людей и играет решающую роль в лишении человека благоволения богов, а также символизирует двойственную позицию человека: между богами и животными, т.е. представляет собой греческий эквивалент изгнания человека из Эдема. Как Вы помните в ящике на дне осталась только Надежда, надежда на возвращение в Эдем, золотой сатурнов век - это планета Пандора. В изначальном варианте сценария Джейк после изгнания людей объяляет планету Эдемом и запрещает им возвращаться на нее. Второе дерево удалось спасти, но не Грейс, а именно Джейку, который в отличии от последней оказался способным как ребенок впитать в себя анималистический мир на'ви. При этом Грейс умирает в прозрении, она узнала, что Великая Мать существует. Ее смерть показывает невозможность сосуществования науки, несущей в себе идею прогресса и развития, с культурой основанной на стремлении сберечь традиционный образ жизни. Наука умирает и уступает место религии. Этот стилистический перелом от научной фантастики к фэнтези соответствует смене парадигм, которую пытается осуществить постколониальный дискурс. Он подвергает критике «статичные» модели описания культуры, нации, общества и ратует за переход от национально-государственной к денационализированной историографии. В этом ракурсе глобализация расматривается не как постмодернистское явление, а как еще незавершенный многовековой, нелинеарно протекающий макропроцесс начавшийся в XVI в. с европейской колонизации Нового Света. При этом идеологи экспансии намеренно создали дихотомию «цивилизованный/отсталый», чтобы цивилизаторской миссией оправдать свои колонизаторские амбиции. Цивилизаторство рассматривается соответственно как продукт эпохи Просвещения, а точнее ее «темной стороны», и как неотъемлемый компонент западной цивилизации, Модерна. Так что житель любой незападной страны подвергшейся вестернизации и обладающей ценными природными ресурсами подумает, что в фильме говорят о его родине – и россиянин, и житель Южной Америки, и араб, и африканец. Кстати ранение Джейка в Венесуэле было добавлено в сценарий позже, изначально он напился на вечеринке и выпал из окна.
В греческом мифе боги посылают на землю Пандору в отместку людям и Прометею. Корабль землян называется «Прометей», т.е. несущий огонь, знание. В фильме наука неразрывно связана с агрессией военной машинерии, и обе объединены в служении Мамону-Корпорации. Кстати, американские антропологи обвиняли своих коллег, участвовавших в упомянутых проектах Human Terrain, в пособничестве захватничеству. В частности критиковалась передача видеологов ученых, описывающих свои наблюдения, в руки военных (Куоритч использует видеолог Джейка как аргумент в пользу решения проблемы путем военной агрессии).
Так после изгнания людей с Пандоры настает то, что индейцы называют "пачакути" - новая эра, которая принесет освобождение от колонизации. Связь между на‘ви и индигенными культурами Америки трудно не заметить. На пороге третьего тысячелетия человеческая история часто осознается американскими писателями как переживающая момент бифуркации, качественного скачка, заключающегося в возвращении человека в лоно природы на новом уровне и условиях. Часть из них сочетает постмодернистскую эстетику с национальными литературными или архаическими традициями, надеясь найти в них гармонизирующее и синтезирующее начало, что чаще всего встречается у авторов аборигенного происхождения. Этот жанр, как в литературе, так и в кинематографе называется «going native». В большинстве произведений предрекаемая гибель техногенного мира представляется прежде всего как экологическая катастрофа, спровоцированная насилием человека над природой и изобретениями безответственной науки. Основанная на научном знании, рационалистическая культура пришла к полной иррациональности и абсурду, заведя человечество в тупик и поставив его на грань катастрофы. Так называемый прогресс, принявший уродливые формы, оказался враждебным природе и человеческому естеству и внес не порядок, а хаос.
Не смотря на то, что Кэмерон сам при съемках использует, конечно, последнюю технику, в большинстве его фильмов прослеживается идея потери контроля над техническим миром, схоже с тем, как многие экодвижения вроде Deep Ecology или International Forum on Globalization используют индейский образ жизни в качестве контраста с техногенной цивилизацией, критикуя автономный и тоталитарный характер технологий.
В качестве наиболее перекликающегося по сюжету с «Аватаром» романа, хочу назвать «Церемонию», книгу индейской писательницы Лесли Мармон Силко. Индейцу Тайо, воевавшему во время войны во Вьетнаме и вернувшемуся на родину, все окружающее представляется сплошным хаосом и абсурдом, ибо пороками поражена не только белая Америка, но и индейские резервации, где распространились насилие, алкоголизм и отчаяние. Причем социальное зло и в первозданных лесах связано с надругательством над природой. На территории племени Тайо расположен рудник, где добывали уран для первой атомной бомбы. Единственный потенциальный противовес этим разрушительным тенденциям - еще до конца не изжитая традиционная народная культура. Силко связывает гармоничное отношение индейцев с окружающим и коммунитарный тип их социального устройства с высоко развитым экологическим сознанием, тогда как хаос современной жизни, с ее точки зрения, порождается выделившей себя из природы христианской культурой. Белые нарушили целостность индейского мира, дав всему новые имена, изменившие дух мест, и принеся человеческую разобщенность и одиночество. В этом ракурсе западный человек рассматривается как существо в чем-то ущербное и аномальное, нуждающееся в излечении и возвращении в лоно социальной жизни (Джейк олицетворяющий искалеченного цивилизацией человека). Здесь же и схожая с представлением жителей Пандоры идея web of life, главным компонентом которой является Земля Мать, всеобщая прородительница, из лона которой вышли растения, животные и люди. Отсюда чувство родства, которое связывает все живые существа. Поэтому охотник, убивающий животное, извиняется перед ним, как это показано в фильме Кэмерона. Роман Силко завершается картиной изгнания назад в Европу потомков европейских завоевателей и иммигрантов, тем самым исполнением одного из прорицаний коренных американцев, что белые будут лишь временным бедствием, проклятием, которое не продлится более пятисот лет. Силко изображает постепенную деградацию американского правительства среди охвативших страну бунтов и нехватки продовольствия, сопровождаемую массивным вторжением майя и ацтеков в Калифорнию, Аризону и Техас. Интересно, не правда ли?
Индейцы говорят в романе о том, что белые прежде всего стремятся уничтожить сказки, чтобы они перепутались и позабылись: «Им бы это пришлось по вкусу, им бы такое пришлось по нраву, ведь тогда мы стали бы беззащитны». В мифах и сказках заложено их интуитивное познание мира. Об этом же идет речь в таком фильме с индейской тематикой, как «Властелин легенд». Полковник Куоритч в фильме говорит об уничтожении Дерева Душ: «Если мы взорвем это место, то выроем такой кратер в их памяти , что они еще тысячу лет не приблизятся к нему». Интересно, что динамит, который военные собираются для этого использовать в фильме называется Daisycutter, в то время, как компьютерная модель мира, созданная Лавлоком на основе его теории, называется Daisyworld.

На этом месте я возвращаюсь к функции фильма, как мифотворчества, как манифестации коллективного бессознательного. В связи с этим хочу упомянуть имя Дэвида Кортена, который в первую очередь с пеной у рта осуждает в своих книгах корпорации. Он описывает мифотворчество, как способ заставить человечество жить по-другому. Случайным образом Кортен является почетным членом Римского Клуба. Его рассуждения следуют простой логике: стоит сломать историко-культурную матрицу и создать новую мифологему, как население переключится на новый modus operandi. Чем занимается в своем фильме Кэмерон? Он атакует США (град на холме, страна свободы и неограниченных возможностей), говоря: "вся ваша истроия построена на крови колонизованных народов". То есть он предлагает американцам описанное Кургиняном покаяние, предлагаемое русским через формулу Гитлер = Сталин. «Белой вине» американцев посвящены многие исследования постколониального дискурса, говорящие о том, что американцы европейского происхождения всегда подспудно понимают, что эта земля пренадлежит не им, поэтому индейцы, исконные владельцы, плотно заселили их подсознание. Не удивительно, что следующий фильм Кэмерона будет посвящен Хиросиме (что кроме покаяния актуализирует и продвигаемое Обамой ядерное разоружение). К волне покаяния за холокост над индейцами призывает и американский историк Говард Зинн в своей многотомной «Истории американского народа».
Цитирую книгу, ссылку на которую я приводил на ветке «Россия, назад!»: «Различного рода эксперименты психиатрической и социально-психологической направленности доказывают возможности «пробуждения» и «усыпления» психической энергии масс через воздействие на базовые архетипы народного сознания. Исследования цивилизационной архетипической матрицы есть ключ к управлению народами». Далее: «Одним из базовых оснований государственности («ячейкой общества» —по марксистской терминологии) выступает институт семьи. Что же следует предпринять при постановке задачи его разрушения? Для этого необходимо реализовать два управленческих императива: во-первых, разрушить традиционную иерархию семейных связей (а вне иерархии ни один общественный институт не состоятелен) и, во-вторых, продемонстрировать возможности внесемейственной брачности. Рецептура такого разрушения традиционной иерархии семейных связей связывается с осуществляемой инверсией гендерного ролевого распределения».
Надеюсь, все кто смотрел интервью с Кэмероном и Сигурни Уивер, сигравшей Грейс, заметили, что она сказала о своем персонаже: «мы в Америке стремимся распространить образ женщины с высшим образованием, женщины, которая бы была в высшей степени профессионалом и занимала бы руководящие позиции в профессиональном сообществе». Гендерная разновидность постколониальных штудий ставит своей целью «порвать
с европейским метаповествованием и дать голос «другому». По словам самого Кэмерона главной целью «Аватара» было затронуть тему инаковости (otherness), дословно «to blow up the bubble of mind“, т.е. разрушить сложившиеся стереотипы, через призму которых мы смотрим на других, позволить побывать в чужой шкуре.
Гендерные исследования говорят о том, что в проекте «нация» люди разделяются по половому признаку в различные политические, социальные и культурные ниши нации и наделяются отличными национальными идентичностями. Этому способствует воспроизводство национально-государственной эпистемы, т.е. передача социально-исторических знаний базирующихся на логике национального государства. С недавних пор в постколониальном дискурсе произошел так называемый «деколониальный поворот», т.е. переход от изучения предмета к теории его демонтажа. Моей самой «интересной» находкой в этой области была госпожа Тлостанова, которая прекрасно знакома с механизмами десакрализации, разработанными Бахтиным, и бодро рассуждает о «деколонизации» Центральной Азии и Кавказа:

http://valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/h...mtlostanov.html

Колонизатором в ее представлении является, конечно, Россия, которая в свою очередь классифицируется ею как подчиненная империя, т.е. как центр со своими постсоветскими колониями, одновременно являющийся колонией Запада. По ее собственным словам в ее последней книге рассматривается «проблема путей освобождения (со)знания и бытия от узаконенных и навязанных западной модерностью парадигм и мыслительных оснований, человеческих таксономий и моделей коммуникации, основанных на дихотомии своего и чужого, объекта и субъекта и ведущих к обынаковлению и исключению, от заблуждений и мифов модерности и ее научного аппарата, о необходимости коалиций и диалогов с другими другими в глобальном масштабе, с тем, чтобы перебросить мостик из прошлого в настоящее и в будущее, где из противостояния в конце концов родится ре-экзистенция и иной мир, в котором сможет сосуществовать множество миров». То «другое», чему надо дать слово – это дохристианские, доисламские космологии с их особой ролью женщины, элементы которых до сих пор сохранились в культурах колонизованных в прошлом народов.
Архетип Великой Матери, надо заметить, муссируется в массовой культуре уже давно (взять того же Коэльо). Здесь же я не мог не вспомнить Алистера Кроули. У него тоже была Великая Мать, которая в гностической мессе олицетворялась кабаллистической Binah, сидящей на Древе Жизни. Кстати, в одной японской компьютерной игре, The Tales of the Abyss, есть город St. Binah, в центре которого стоит Древо жизни. У Кроули ее звали Бабалон, та самая, что оседлала «Зверя 666» и иначе называлась им "gateway of the god".
Роберт Грейвс, например, в «Белой богине» рассуждает о том, какая религия найдет дорогу к сердцу западного горожанина, и приходит к выводу, что только Великая Мать, видоизмененная Дева Мария, может взять на себя такую миссию. Грейвс был близко знаком с Джеральдом Гарднером, основателем Викка (культа Великой Матери), а тот в свою очередь был хорошо знаком с Алистером Кроули.

Оставив в стороне метафизику, могу сказать, что «Аватар» на 100% соответствует интенциям Римского Клуба, чья программа «Границы роста» в 92 г. была принята на вооружение ООН под названием «Устойчивое развитие» и дало очередной толчок зеленому движению. На‘ви говорят: «Учись быстро или умри», так что при предложении оставить "ярмо цивилизованного общества", мне на ум приходит Гаити, где на третий день после катастрофы полиция и военные расстреливали мародеров. Можно себе только представлять, чем бы это все закончилось, если бы у Гаити было ядерное оружие и ценные природные рессурсы.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Paix
сообщение 25.1.2010, 19:05
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Актив
Сообщений: 1346
Регистрация: 27.11.2006
Из: Москва
Пользователь №: 60



Конечно, что не сделаешь ради туристов, но... Китаю так хочется быть Пандорой?

--------------------------------------------------------------

Китайцы переименовали гору в честь "Аватара"
"GZT.ru" | 14:52:08

Китайские власти переименовали горные вершины на юге страны, дав им названия в честь "плавающих гор" из фильма "Аватар". Вершина "Колонна южного неба" в провинции Хунань официально переименована в гору Аллилуйя из "Аватара".


--------------------
Мы мирные люди...

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Клим Климыч   "Аватар". Ящик пандоры?   22.12.2009, 13:52
- - Maja   А диск уже есть? В кино идти некогда   23.12.2009, 14:11
- - sdfjkl   http://filmodrom.net/2836-avatar.html   23.12.2009, 14:55
- - Maja   Спасибо   23.12.2009, 15:37
- - MMM   Посмотрев фильм (который мне очень понравился), хо...   29.12.2009, 22:20
- - Ярослав   Во, у меня было чувство близко к тому что высказал...   30.12.2009, 2:22
- - MMM   Я тут еще думал-подумал... Для любителей читать м...   30.12.2009, 22:22
|- - Яков   Цитата(MMM @ 30.12.2009, 23:22) Так что и...   31.12.2009, 12:43
- - MMM   3-й Закон Ф. Чизхолма: Любую цель люди понимают ин...   31.12.2009, 15:57
|- - Яков   Цитата(MMM @ 31.12.2009, 16:57) 3-й Закон...   3.1.2010, 23:14
- - Клим Климыч   «Как правило, удовлетворение приносит жизнь тогда,...   31.12.2009, 16:21
- - MMM   Спасибо за подсказку, Клим! Только, по-моему, ...   1.1.2010, 3:07
- - Клим Климыч   Цитата(MMM @ 1.1.2010, 4:07) Спасибо за п...   2.1.2010, 0:40
|- - MMM   Цитата(Клим Климыч @ 2.1.2010, 1:40) ...   4.1.2010, 0:15
- - MMM   Яков, что Вы ломитесь в открытую дверь? Я написал,...   4.1.2010, 0:12
|- - Яков   Цитата(MMM @ 4.1.2010, 1:12) Я написал, ч...   4.1.2010, 13:32
- - MMM   Яков! Ваша поизиция ясна. Одно только в ней не...   4.1.2010, 18:25
- - Ярослав   Рецензия одного камрада (привожу почти без изминен...   11.1.2010, 3:19
|- - Delta   Цитата(Ярослав @ 11.1.2010, 3:19) И никто...   13.3.2010, 5:47
- - MMM   Про стартовые столы - впечатляет заявление. Были т...   11.1.2010, 22:02
- - Ярослав   Ну он видимо имел ввиду шахтные ракеты Суть то от...   12.1.2010, 0:23
- - Ярослав   Вот нашел еще, тоже очень интересно Аватар. Факты...   21.1.2010, 2:53
- - MMM   Интересно. И все больше напоминает о "Львах Э...   23.1.2010, 13:22
|- - sdfjkl   Цитата(MMM @ 23.1.2010, 11:22) Интересно....   25.1.2010, 17:00
|- - Paix   Конечно, что не сделаешь ради туристов, но... Кита...   25.1.2010, 19:05
- - sdfjkl   Вот статья в последнем National Geographic: http:/...   11.2.2010, 18:21
- - MMM   А если Древо Души - вовсе не символ Креста? Если г...   12.2.2010, 22:31
- - sdfjkl   Если главный герой просто нашел себя в новом мире,...   14.2.2010, 1:29
|- - Paix   Цитата(sdfjkl @ 14.2.2010, 2:29) А заме...   16.2.2010, 17:16
- - MMM   Из всего Вами сказанного видно, что Вы совершенно ...   15.2.2010, 19:44
|- - Tapa   Цитата(MMM @ 15.2.2010, 19:44) Из всего В...   16.2.2010, 20:32
|- - MMM   Цитата(Tapa @ 16.2.2010, 20:32) МММ, я, к...   16.2.2010, 21:46
- - sdfjkl   Я не сразу разглядел в Вас романтика   16.2.2010, 3:37
- - sdfjkl   В отличии от бионики, я не считаю трансгуманизм че...   16.2.2010, 18:51
- - sdfjkl   Уважаемый МММ, во-первых хочу заметить, что не при...   22.2.2010, 20:02
|- - MMM   Цитата(sdfjkl @ 22.2.2010, 21:02) Уважаем...   23.2.2010, 7:49
- - MMM   А вот какого мнения об "Аватаре" толстый...   9.3.2010, 19:39
- - backbancher   "Не знаю какие цели преследовали создатели фи...   22.3.2010, 14:46
- - Bang   Посмотрел я этот фильм. Правда не в кинотеатре а д...   27.4.2010, 19:29


Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 20.6.2024, 1:09